Номер
Раздел
УДК 72.035 (47+57)

КИРПИЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, ПОСТРОЕННЫЕ В г. ЧИТЕ В ПЕРИОД МОДЕРНА И ЭКЛЕКТИКИ (конец XIX – начало XX в.)

Леонтьева К.А., магистрант

Радзюкевич А.В., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются кирпичные памятники архитектуры, построенные в г. Чите в период модерна и эклектики (конец XIX – начало XX в.). Сделан вывод, что наиболее перспективными объектами в сфере архитектуроведческих исследований выступают доходные дома, так как они являются наиболее ценными памятниками архитектуры на фоне того что по ним сохранилось крайне мало информации. Кроме того, большой интерес представляет утраченный кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Предлагается путем комплексного анализа источников и документов воссоздать архитектурный образ утраченного собора методом 3D-моделирования.

 

Ключевые слова: архитектура, кирпичные здания, византийский стиль, эклектика, меры длины.

 

 

   В настоящее время имеется большое количество исследований, посвященных памятникам архитектуры в городах Сибири, таких как Новониколаевск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск и др. Однако архитектурные памятники г. Читы до сих пор остаются крайне малоизученными. Единственная работа, охватившая все памятники архитектуры Читы – «Энциклопедия Забайкалья», однако информация там дана в основном с исторической и краеведческой точек зрения [1].

   В Чите сохранилось большое количество каменных и деревянных построек. Особенно интересными являются постройки из кирпича конца XIX – начала XX в. Считается, что кирпичные здания, возведенные в этот период, отличаются особой красотой. Всего в Чите в период конца XIX – начала XX в. из кирпича было возведено больше сотни жилых домов и усадеб, порядка трех десятков торговых и доходных домов, ведомственных зданий и сооружений, общественных зданий, культовых сооружений. Большая часть зданий сохранена, но есть и утраченные.

   Самым значительным, но малоизученным является утраченный кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1936 г. собор был разрушен путем подрыва. Информации о кафедральном соборе сохранилось крайне мало, до сих пор остается неизвестен автор проекта (ил. 1).

Рис1

Ил. 1. Слева – собор Александра Невского, 1920–1929 гг. Направление съемки: северо-запад. Источник: URL: https://pastvu.com/p/327689; справа – взорванный Александро-Невский собор г. Читы, 1936 г. Источник: URL: https://drevo-info.ru/pictures/12066.html

 

   А.Г. Туманик в своей монографии «Архитектура православных кафедральных храмов Российской империи XIX – начала XX века» повествует о том, что кафедральный собор в Чите был возведен в технике смешанной «римской» (кирпично-каменной) кладки, структурой и стилистикой в целом соответствовал «византийской» линии в национальном направлении русской архитектурно-художественной эклектики, открытой архитектором К.А. Тоном [4]. Упоминает о существовавшем соборе в Чите и Ю.Р. Савельев в своей книге «Византийский стиль в архитектуре России» [3].

   В Государственном архиве Забайкальского края нам удалось найти «Клировую ведомость Градо-Читинского Александра Невского кафедрального собора за 1920 год» [5] с описью имущества и описанием кафедрального собора, включая интерьер. В описи перечислена церковная утварь, а также планы собора и планы церковных земель, чертежи собора в архиве до сих пор не были найдены. В описании собора помимо внешнего облика указаны основные размеры, внутри длина собора составляла 20 сажень, ширина – 8 сажень 2 аршина. Что касается внешнего убранства собора, достаточно подробно дано описание алтаря, предалтарного иконостаса, икон в приделах.

   Из культовых каменных построек рассматриваемого в данной статье периода в г. Чите сохранилась синагога 1907 года постройки. Автором первого проекта (1903 г.) был областной архитектор Г.В. Никитин, но окончательный проект был разработан инженером Я. Родюковым. Здание трехэтажное с цокольным этажом, размеры в плане – 49,6×23,15 м. Стиль здания – эклектика (ил. 2).

Рис2

Ил. 2. Слева – проект синагоги в Чите; 2 – справа вверху – фото еврейской синагоги в Чите с открытки; справа внизу – фото синагоги в Чите, 2016 г.

 

   Не менее ярким примером, показывающим степень развития архитектуры в провинции в период модерна и эклектики, является здание пожарного управления (ил. 3) – двухэтажное здание из красного кирпича, выполненное по проекту техника В. Имшенеского и архитектора Ф. Пономарева. Данное строение стало одним из первых кирпичных зданий пожарной команды в Забайкалье. Согласно изначальному проекту, главный фасад здания представлен симметричной композицией, центром которой являлась каланча. Но затем проект переработали и каланча была перенесена на пересечение улиц, а само здание стало иметь угловую композицию почти без потери симметричности. Первый этаж здания выложен кладкой «под руст», а второй этаж визуально отделен кладкой из кирпича темного и светлого оттенков. Сама же каланча, выше здания, имеет более светлую кирпичную кладку, завершением которой служит восьмигранная башня со смотровой площадкой, крытой зонтиком. Кровля башни украшена пинаклем и ажурными кронштейнами [2].

Рис3

Ил. 3. Здание пожарной команды в Забайкалье

 

   Еще одной интересной находкой в Государственном архиве Забайкальского края являются «Дела Читинской Городской Управы о постройке доходных городских домов» [8]. В документах представлены заявления о постройке доходных домов в г. Чите. Эти дела представляют ценность лишь с исторической точки зрения, наша цель заключалась в том, чтобы раскрыть архитектуроведческую сторону памятников архитектуры г. Читы.

Рис4

Ил. 4. Доходные дома на карте центральной части г. Читы

 

   Далее нами было проведено натурное обследование и фотофиксация сохранившихся кирпичных доходных домов, таких как доходный дом М.А. Бергута, доходный дом Г.В. Онучина, доходный дом Забайкальского казачьего войска, доходный дом В.В. Хлыновского, доходный дом Н.М. Труфанова, доходный дом А.Е. Духая (ил. 4). Данные здания оказались весьма интересными с архитектуроведческой стороны, так как они строились из кирпича в стиле эклектика в один исторический период, но главная особенность заключалась в том, что, несмотря на один стиль, визуально все дома абсолютно разные. Продолжив поиск в архиве, удалось найти информацию о двух доходных домах.

   Первым документом являлось «Дело по ходатайству Итальянского подданного Луиджи Амверстона Мина о разрешении ему открыть в г. Чите в доме Г.В. Онучина кинематограф» [6], в деле представлены заявление об открытии кинематографа от Л.А. Мина, а также приложены чертежи с масштабной линейкой в саженях (ил. 5).

Рис5

Ил. 5. Дело по ходатайству итальянского подданного Луиджи Амверстона Мина о разрешении ему открыть в г. Чите в доме Г.В. Онучина кинематограф. Источник: ГАЗК. Оп 1. Д. 568

 

   Второй документ – «Списки национализированных и муниципализированных строений», в них были обнаружены планы доходного дома казачьего войска, а также его расположение на площади Свободы, с масштабной линейкой в метрах [7] (ил. 6).

Рис6

Ил. 6. Слева вверху – современное фото доходного дома казачьего войска; слева внизу – доходный дом казачьего войска (фото с открытки); справа – план доходного дома казачьего войска. Источник: ГАЗК. Р 474. Оп. 1. Д. 257

 

   По остальным домам информации в архиве пока не найдено. Но сохранились исторические фотографии, по которым легко определить, как изменились здания со времен их постройки. Интересным в этом плане является доходный дом В.В. Хлыновского (ил. 7). Главный фасад доходного дома венчался тремя куполами: 2 невысоких купола и средний, высокий купол с крестом. Позднее купола были разобраны и достроен третий этаж. В настоящее время крыша дома плоская.

Рис7

Ил. 7. Вверху – доходный дом В.В. Хлыновского (первоначальный вид, после надстройки третьего этажа); внизу справа – фото с открытки; внизу слева – доходный дом В.В. Хлыновского, 2017 г.

 

   По предположениям историка Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия Забайкальского края В.В. Бардаковой, в свое время доходные дома являлись частными постройками, так как строились на средства купцов и золотопромышленников, поэтому их проекты, скорее всего, хранились у владельцев данных строений, по этой причине в архивах мало информации. В связи с этим особую актуальность представляет исследовательская работа по изучению представленного архитектурного материала. Результаты работы в дальнейшем могут послужить научной базой для проведения научно-обоснованных реставраций и реконструкций памятников архитектуры, а следовательно, и для сохранения историко-культурного наследия.

   Мы считаем, что также важно пополнить архитектуроведческую отрасль знаний по утраченному кафедральному собору во имя святого благоверного великого князя Александра Невского путем комплексного анализа источников и документов. В результате проведенной работы планируется сделать проект воссоздания архитектурного образа кафедрального собора методом 3D-моделирования.

 

Библиографический список

 

  1. Малая энциклопедия Забайкалья «Архитектура и строительство» / гл. ред. Н.Н. Жданова, отв. ред. Н.Н. Бунтовский. – Изд-во: Наука. – Новосибирск, 2016.

  2. Забайкальская каланча – столетний символ защиты от огня. – URL: http://75.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/1528469/.

  3. Савельев Ю.Р. Византийский стиль в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало XX века. – СПб., 2005.

  4. Туманик А.Г. Архитектура православных кафедральных храмов Российской империи XIX – начала XX века. – Новосибирск, 2015.

  5. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3198.

  6. ГАЗК 1 стр. Оп 1. Д. 568.

  7. ГАЗК. Р. 474 Оп. 1. Д. 257.

  8. ГАЗК. Оп. 2. Ф. 94.

 

 

BRICK MONUMENTS OF ARCHITECTURE, CONSTRUCTED IN THE WASTE IN THE MODERN AND EQUILIC PERIOD (late XIX - early XX centuries)

 

Leonteva K.A. , Master of Arts

Radziukevich A.B., Candidate of Architecture, Associate Professor

 

Abstract. The article deals with brick architectural monuments, built in the city of Chita in the period of modernity and eclecticism (late XIX - early XX centuries). It is concluded that the most promising objects in the field of architecture studies are Profitable houses as they are the most valuable monuments of architecture, against the background of the fact that very little information has been preserved on them. In addition, the lost "Cathedral in the name of Saint Blessed Grand Prince Alexander Nevsky" is of great interest. It is proposed by means of a comprehensive analysis of sources and documents, to recreate the architectural image of the lost cathedral by the method of 3D modeling.

Keywords: architecture, brick buildings, Byzantine style, eclecticism, sazhen, arshin.