Номер
УДК 378.046.4

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА ПРИНЦИПАМ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Истратова Е.Е., кандидат технических наук

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье приводятся результаты реализации программы повышения квалификации преподавателей, осуществляющих обучение на курсах дополнительного образования в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств.

 

Ключевые слова: электронное обучение, программа повышения квалификации преподавателей, курсы дополнительного образования.

 

 

   Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, является одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования [1], обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Также в соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ [2], дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ.

   На сегодняшний день в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств реализованы программы дополнительного профессионального образования, основанные на применении электронных дистанционных технологий.

   Одним из наиболее важных аспектов реализации электронного дистанционного обучения по программам дополнительного образования в высшем учебном заведении является качественная подготовка кадров и обеспечение их соответствующей методической поддержкой. Причем подобная подготовка должна охватывать ряд таких моментов, как технологические, методические и психологические особенности реализации электронного дистанционного обучения.

   Целью данной статьи является анализ опыта проведения программы повышения квалификации преподавателей в рамках реализации курсов дополнительного образования в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств.

   Прежде всего, повышение квалификации преподавателей, которые в дальнейшем будут осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с современными инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг, целесообразно вести с использованием именно той электронной информационно-образовательной среды университета, в которой далее преподаватели будут работать. В качестве данной информационной системы была использована электронная информационно-образовательная среда Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств.

   Кроме того, структура курсов повышения квалификации должна быть спланирована таким образом, чтобы преподаватели только часть времени обучались очно, а остальное время – с применением дистанционных технологий. Для реализации данного принципа очное обучение преподавателей было подкреплено методическими материалами, с которыми они могли работать в удобное для них время.

   Учитывая специфику реализации базовых принципов электронного дистанционного образования, содержание программы повышения квалификации преподавателей состояло из следующих основных блоков:

  • технические основы обучения с использованием дистанционных технологий;

  • педагогические основы обучения с использованием дистанционных технологий.

    Методика преподавания построена таким образом, что в результате освоения технического блока преподаватели должны приобрести навыки, которые можно объединить в следующие группы:

  • умение организовывать собственную работу на компьютере;

  • умение выбирать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;

  • умение использовать периферийное оборудование до той степени свободы, которая позволяет помочь в вопросах его использования обучающимися;

  • умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, а также информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

  • умение организовывать собственную деятельность и деятельность обучаемых в информационной среде;

  • умение эффективно использовать возможности электронной информационно-образовательной среды университета, как основного инструмента организации обучения с использованием дистанционных технологий.

   Основная цель преподавания блока «Педагогические основы обучения с использованием дистанционных технологий» направлена на выявление основополагающих различий между очным обучением и дистанционным взаимодействием между преподавателем и обучающимся посредством сети Интернет. Для реализации данной цели была приведена специфика преподавания отдельных дисциплин с применением дистанционных технологий, были рассмотрены и проанализированы готовые электронные дистанционные курсы, электронные образовательные ресурсы по тематике преподаваемых дисциплин, а также обсуждались различные способы преподавания дисциплин в режиме онлайн.

   В результате реализации программы повышения квалификации преподавателей было обучено 36 человек, 22 из которых никогда ранее не участвовали в процессе создания электронных курсов.

  Благодаря практико-ориентированному характеру реализации программы повышения квалификации, за время обучения и в течение одного месяца после его окончания преподавателями было разработано 75 электронных курсов по читаемым дисциплинам. Среди разработанных электронных курсов 66 (88 %) были добавлены в программы дополнительного профессионального образования университета либо как самостоятельные дисциплины (10,6 %), либо в качестве элементов более крупных образовательных модулей (89,4 %). Остальная часть электронных курсов (12 %) была адаптирована для очного обучения студентов, повысив тем самым эффективность учебного процесса.

  Помимо реализации программы повышения квалификации преподавателей в сфере создания и развития дополнительного образования средствами дистанционных технологий, было уделено внимание также и вопросам постоянной методической и консультационной поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения. При этом, как методическая, так и консультационная поддержка преподавателей охватывали технологические, методические и психологические аспекты реализации принципов электронного дистанционного обучения.

  Методическая поддержка и консультирование преподавателей проводились как во время прохождения ими курса, так и в индивидуальном порядке после его окончания. Соотношение индивидуальных консультаций после окончания обучения и групповых консультаций во время его проведения составило один к пяти, что доказывает эффективность проведения обучения. Анализ зависимости количества проведенных консультаций с количеством готовых дистанционных курсов как во время проведения обучения, так и после его окончания, показал, что наиболее эффективными и менее затратными по времени оказались консультации, проводимые не во время проведения обучения, а после него. Это объясняется тем, что преподаватели по окончании обучения уже владели всем необходимым теоретическим и практическим материалом и лишь уточняли детали.

    Таким образом, по окончании обучения преподаватели обладали не только необходимыми знаниями методики организации удаленного образовательного процесса, но и владели тем специфическим инструментарием, который позволяет технически осуществлять процесс обучения на дистанционной форме.

 

Библиографический список

 

1. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

 

 

THE IMPLEMENTATION EXPERIENCE OF THE E-LEARNING TEACHER TRAINING PROGRAM AT UNIVERSITY

 

Istratova E.E., Candidate of Engineering Sciences

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The main goal of the article was the analysis of the results of implication of teacher training program at Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts for conducting professional education courses in the future.

Keywords: e-learning, teacher training program, professional education courses.