Номер
УДК 378.14

РАЗРАБОТКА ИТ-РЕШЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ласточкин П.В., начальник отдела технического обеспечения

Катковский С.М., преподаватель

Трофимов В.И., преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В данной статье приведено описание разработанного ИТ-решения, позволяющего не только реализовать инклюзивное образование на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, но и сделать этот процесс более эффективным.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, электронная информационно-образовательная среда, разработка ИТ-решения.

 

 

   Информационные технологии в образовании — это путь к созданию единого образовательного пространства, необходимость создания и развития которого становится очевидной с расширением мировых интеграционных процессов.

  Единое образовательное пространство для студента открывает возможность получения знаний и навыков для дальнейшего успешного трудоустройства; для преподавателя — это возможность ознакомления с наиболее интересными и эффективными обучающими методиками; для учебного заведения в целом — это расширение возможностей маркетинга и продвижения образовательных услуг как на местном, так и на мировом рынке [1].

  В качестве еще одного существенного фактора возрастания значимости и необходимости развития информационных технологий в сфере образования можно выделить возможность повышения эффективности использования временных ресурсов как студентом, так и преподавателем. Необходимость применения новейших информационных технологий в вузовском обучении продиктована изменившимися ролями преподавателя и студента в учебном процессе. Таким образом, на сегодняшний день основной задачей преподавателя является не предоставление студенту информации, а организация процесса доступа к ней и соответствующим средствам ее обработки. Полученная в результате подобной совместной деятельности информация становится личным знанием студента, а преподаватель исполняет роль наставника, помогающего студенту в самостоятельной деятельности по освоению знаний.

 Роль информационно-коммуникационных технологий в образовательных потребностях людей с ограниченными возможностями является значительно разнообразнее. С одной стороны, они должны, как и их сверстники, получить знания и навыки, необходимые в обществе, в котором они живут. С другой стороны, они имеют (по определению) дополнительные требования (часто упоминающиеся как особые образовательные потребности), вызванные функциональными ограничениями, которые влияют на способность учащихся к доступу к стандартным образовательным методам обучения. В этом контексте, применение информационно-коммуникационных технологий очень важно, так как они играют важную роль в обеспечении высокого качества образования для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, можно удовлетворить конкретные образовательные потребности различных групп обучающихся, в том числе студентов с ограниченными возможностями [2].

  Несмотря на активное развитие информационных технологий в сфере образования, на сегодняшний день существует достаточно мало решений, которые можно было бы эффективно использовать в дистанционном обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья. В качестве примера подобной системы в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств было предложено ИТ-решение на основе электронной информационно-образовательной среды университета.

   Основной особенностью предлагаемого решения является то, что в качестве ядра системы дистанционного обучения выступает модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle.

  Moodle имеет все необходимые элементы для внедрения ее в учебный процесс, причем не только с целью организации дистанционного обучения, но и для поддержки очного обучения. Система Moodle является модульной, поэтому для организации учебного плана используются модули - «курсы», которые можно группировать по семестрам и специальностям.

  Каждый курс формируется из элементов, таких как лекция, книга, тест и др. Их комбинация и количество ограниченны только потребностями преподавателя. Электронный курс может быть сформирован из базовых элементов, сгруппированных по темам, либо по учебным неделям. Вариантов выставления оценок за каждый элемент и определения проходного балла также очень много.

  Однако, все системы дистанционного обучения, такие как Moodle, имеют ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на процессе обучения. Среди них можно выделить следующие:

  • отсутствие живого общения преподаватель-ученик;

  • отсутствие возможности выступления перед аудиторией;

  • отсутствие возможности участия в практических занятиях, обсуждениях;

  С целью устранения последних недостатков была выполнена интеграция системы дистанционного обучения Moodle и системы для проведения веб-конференций BigBlueButton.

 Благодаря данному ИТ-решению, пользователь с правами преподавателя может создавать такие элементы курса, как веб-конференции (виртуальные комнаты). При этом, доступ к виртуальным комнатам будут иметь только те студенты, которые записаны на курс.

   С точки зрения разграничения прав пользователей и разделения их на группы в зависимости от выполняемой ими роли, все участники конференции делятся на три группы (роли):

1. Слушатели — пользователи, которые наблюдают за конференцией.

2. Докладчик — пользователь, который осуществляет доклад и управляет презентацией.

3. Модераторы — пользователи, которые могут управлять другими участниками, данная роль автоматически присваивается преподавателю. Кроме того, модератор может дать роль докладчика любому слушателю.

  Рабочее пространство виртуальной комнаты представляет собой четыре окна:

1. Список пользователей, вошедших в комнату.

2. Веб-камеры пользователей, которые их активировали.

3. Доска — предназначена для вывода презентации.

4. Чат — окно для обмена сообщениями, (предусмотрены общий чат, а также приватный чат с каждым участником конференции.)

  Доска имеет элементы управления, которые позволяют делать текстовые и графические пометки на слайде во время вебинара, и эти действия видят все участники. Доступ к этим элементам имеет только пользователь, которому назначена роль «докладчик».

   Размеры и расположения окон имеют несколько преднастроенных вариантов (режимов):

1. Видеочат.

2. Видеоконференция.

3. Презентация.

4. Помощник ведущего.

5. Лекция.

 Каждый режим может настраиваться каждым участником индивидуально. Кроме того, система видео конференц-связи имеет возможность производить запись конференции, с целью дальнейшего просмотра.

  Таким образом, предложенное ИТ-решение является достаточно эффективным и позволяет удовлетворить образовательные потребности людей с ограниченными возможностями.

 

Библиографический список

 

1. Кеменов, П.А. Применение информационных технологий в процессе обучения в вузе / П.А. Кеменов // Журнал «Человек и образование» - №3, 2009. - С. 146-148.

2. Вечеркина, Г.П. Информационные технологии в инклюзивном образовании / Г.П. Вечеркина // Материалы XV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» - «ИTO-Ростов-2015», г. Ростов-на-Дону.

 

 

DEVELOPMENT OF THE IT-SOLUTION FOR THE INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION AT UNIVERSITY

 

 

Lastochkin P.V., Head of Technical Support Department

Katkovskiy S.M., Senior Teacher

Trophimov V.I., Senior Teacher

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. This article describes the developed IT- solution, allowing both to implement an inclusive education system on the basis of the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, and to make the process more efficient.

Keywords: inclusive education, e-information-educational environment, the development of IT-solution