Номер
Раздел
УДК: 747:378

ПРЕДМЕТ, КОТОРОГО НЕТ…Размышления о состоянии современного дизайн-образования

Прошин Г.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлены сравнения трех стандартов дизайн-образования по количеству изучаемых дисциплин и учебных часов на изучение некоторых предметов. Сделан вывод о катастрофической нехватке времени и учебных предметов для качественной подготовки специалистов-дизайнеров.

 

Ключевые слова: дизайн, образование, стандарт, предметы обучения, учебные часы.

 

   Как сказали одному бюрократу в замечательном советском фильме «Волга-Волга»: «Чтобы так петь, 20 лет учиться надо!». Перефразирую: чтобы стать просто хорошим дизайнером в нашей системе образования, может и двадцати лет не хватить…

   По стандарту высшего профессионального образования в области дизайна (Стандарт «3+») профессиональное обучение дизайнера идет всего 4 года (в СССР учили 5 лет)… При этом количество учебных часов в программах постоянно сокращается (к примеру, программа по дизайнерской композиции и формообразованию (ил. 1 и 2) в НГАХА в 2009 г. составляла 440 часов, в 2012 – 148 часов, в текущем году осталось… 64! Скоро нам будет предложено из 33 букв алфавита изучать только 2–3…).

Рис1

   Полностью исчезли из курса подготовки дизайнеров такие предметы, как проектная графика (ил. 3 и 4), начертательная геометрия, макетирование, история искусств и история архитектуры, «зверски» сокращены цветоведение, эргономика, черчение и технический рисунок, искоренили «за ненадобностью» сопромат и конструирование, техническую механику и технологии обработки материалов… Промышленный дизайн в наше время считается сугубо гуманитарной профессией.

Рис2

   Важнейший курс для дизайнеров «Основы дизайн-проектирования» (ил. 5, 6), которому раньше обучали более 2700 часов, по современному стандарту составляет не более 800.

Рис3

   Кроме того, следуя «дорожной карте» от 30.12.2014 г., рожденной нашим «мудрым» правительством, из высшей школы изгоняются и выживаются профессиональные дизайнеры-практики, члены творческих союзов – под предлогом их «неостепененности». Оставшимся резко повысили норму учебных часов (почти в 2 раза) на жиденькую ставку доцента, и норматив по количеству студентов на одного преподавателя (с восьми до восемнадцати!). И после всего этого наше государство хочет получить полноценных специалистов-дизайнеров? Или уже не хочет?

   Я всегда был и остаюсь патриотом своей профессии, поэтому предпринимаю (на своем уровне, конечно) все возможные и доступные меры по восполнению перечисленных «безобразий». Именно поэтому и для этого я пришел в довузовское художественное образование – в ДХШ п. Краснообска (Новосибирская область) – попробовать хотя бы частично восполнить отсутствие у абитуриентов тех знаний и умений, которые они уже никогда не приобретут в «высшей» школе, знаний и умений, которых они не получат в дальнейшем дизайнерском образовании. Именно поэтому мне пришлось адаптировать для «малышей» программы по проектной графике, композиции и формообразованию, именно для этого я взялся обучать основам дизайн-проектирования (предмет, который исчезает в вузах, но уже (почему-то) стал обязательным в школьно-художественном образовании) группу талантливых детей среднего школьного возраста.

Получается так, что обучать дизайнерской профессии надо детей с 10–11 лет, которые, естественно, не знают физики, математики, основ конструирования, свойств материалов и технологий их обработки, теоретической и технической механики, деталей машин и черчения, начертательной и «простой» геометрии, основ промышленного производства, не владеют пока еще достаточными навыками в рисунке, живописи и композиции. А эти знания раньше получали студенты в высших учебных заведениях… Интересная задача, не правда ли? Года через три-четыре наши работодатели ощутят все «качества» такого урезания художественного высшего образования.

Пока еще лелею надежду на то, что это поколение будущих студентов придет в высшую школу более подготовленным к сложностям дизайнерского образования – вопреки существующим и насаждаемым «сверху» тенденциям.

 

 

AN ITEM THAT DOES NOT EXIST …

Reflections on the state of modern design education

 

Proshin G.O., Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstact. The article presents comparisons of the three standards of design education in terms of the number of disciplines studied and the study hours for the study of certain subjects. A conclusion is drawn about the catastrophic shortage of time and training subjects for the qualitative training of design specialists.

Keywords: design, education, standard, subjects of study, training hours.