Номер
УДК 316.42

ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА

Романников О.Д., кандидат исторических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается соответствие произошедших на рубеже XXXXI вв. в российском обществе социально-политических перемен ожиданиям народа.

 

Ключевые слова: гражданское общество, вертикаль власти, управление социально-политическими процессами, преобразования в социальной сфере.

 

  В 90-е гг. завершился советский период, и Россия выбрала либеральный путь дальнейшего развития. Во многом этому способствовала позиция не только политической и интеллектуальной элит, но и общества в целом. В общественном сознании доминировали идеи правового государства, народного суверенитета, принципа разделения властей и экономических свобод. Потребовалось не так много времени для осознания их исключительно декларативного характера.

   Начавшаяся после отпуска цен гиперинфляция в кратчайшие сроки отправила за черту бедности большую часть населения страны, обесценив заработную плату и сбережения людей советского периода. Но особенно остро были восприняты итоги ваучерной приватизации и залоговых аукционов. Оказавшись в нужное время в нужном месте, реальную выгоду получила небольшая в процентном отношении группа людей, обменявшая мешки ваучеров, скупленных за бесценок или украденных, на акции наиболее рентабельных предприятий. Залоговые аукционы обогатили еще меньший процент людей. В результате на ровном месте возникли огромные состояния, главным образом в нефтяной промышленности и цветной металлургии, а государство предпочло остаться сторонним наблюдателем.

 Целью данной статьи является выявление соответствия произошедших на рубеже веков в России перемен социальным ожиданиям населения.

  В 90-е гг. действия власти в области экономической политики привели к расколу российского общества, к социальной пассивности его большей части в отсутствие реальных возможностей влияния на экономические процессы. Ожидания увидеть усилия государства в развитии производственного сектора экономики, демократических преобразованиях в социальной сфере, преодолении аморфного состояния гражданского общества обернулись разочарованием.

  С точки зрения синергетического подхода можно говорить, что последнее десятилетие XX в. в нашей стране это время соприкосновения области детерминистических законов и зоны бифуркации, за которой открывался целый спектр альтернативных эволюционных вариантов будущего [1].

  Начиная с 2000 г. новая элита приступила к решению ряда важнейших задач, в том числе выстраиванию системы управления социальными процессами. Среди несомненных достижений, на наш взгляд, формирование властной вертикали, преодоление самоустраненности государства от регулирования экономических и социальных процессов, создание единого экономического пространства, представлявшего собой в транзитивном обществе девяностых мозаичную картину, а также внешнеполитическая деятельность президента В.В. Путина.

   По нашему мнению, созданная государственная вертикаль власти не получила достаточного развития в лице необходимого ей оппонента – развитого гражданского общества. Государство традиционно стремилось поставить в зависимость от него любой общественный институт, что вело к социальной пассивности народа, к снижению уровня доверия населения к власти. Поэтому сегодня в очередной раз можно говорить только о начальном пути полноценного формирования институтов гражданского общества.

  Иллюстрацией этого тезиса является растущая востребованность прямых линий с президентом. Миллионы адресованных ему вопросов это прежде всего показатель невозможности народа решать свои проблемы на местном уровне, отсутствия реальных путей у граждан отстаивать свои интересы. В определенной степени это показатель «эффективности системы государственного управления». Опять мы наблюдаем со стороны президента «ручное управление» в виде показательных вручений губернаторам папок. Рискнем сделать предложение: в качестве нового шага распространить прямые линии на уровень губернаторов, поставив их, ceteris paribus1, в ответственное положение перед обществом и одновременно перед президентом, как третейским судьей.

  Это может инициировать процесс налаживания отсутствующего на сегодняшний день полноценного диалога общества и власти. Удобная для властной элиты ситуация политического безмолвствования большей части народа, отсутствия продуманной государственной политики социализации новых генераций таит в себе опасность социальной маргинализации молодежи, а в крайних формах – политического протеста.

  Еще одна опасная тенденция – растущая социально-экономическая аномия общества. В основе лежит неприятие большей части народа итогов приватизации, прежде всего нефтегазовых предприятий, с одной стороны, и нежелание власти их пересмотра – с другой. О негативных последствиях продолжения существующей модели экономического развития сказано исчерпывающе, но реакция правительства напоминает бег на месте. А его декларирование достижения низкой степени инфляции как своего успеха не находит ответа на простые вопросы: почему в таком случае жить легче не становится и как быть эффективным в условиях слабо структурированной системы государственного управления?

  Возможно, пришла пора обратить внимание на опыт восточного соседа. Он учел наши ошибки, почему бы нам не перенять его достижения? А пока приходится констатировать нежелание или боязнь власти проведения структурных реформ, отсутствие веры в их положительный исход. Тем более что социально-экономические проблемы становится все труднее компенсировать успехами внешней политики и патриотической риторикой.

   Внешняя политика – это та область, в которой достижения очевидны. Решительные действия президента В.В. Путина, способствующие значительному росту авторитета и значимости России, находят всеобщую народную поддержку.

  Вероятно, мы становимся очевидцами регресса пассионарного доминирования англо-саксонского мира, а также выбора нового пути мирового развития. Удивительно другое. При несопоставимых уровнях развития экономики Россия играет в этом процессе одну из главных ролей. То, что нас боятся, подтверждает характер санкций. В стремлении остановить нас используются любые пути, в полном соответствии с принципом finis sanctificat media2.

  Со стороны наших оппонентов это констатация той колоссальной потенциальной экономической силы России, до сих пор, к сожалению, находящейся в состоянии относительного покоя.

 

 

Библиографический список

 

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

 

 

EXPECTATION AND REALITY OF MODERN TRANSITIVE SOCIETY

 

RomannikovO.D., Candidate of Historical Sciences, Docent

Novosibirsk State University of Architecture Design and Arts

 

Abstract. Thisarticleconsidersthe correspondence ofsocio-politicalchangesthatoccurredonthe edge of 20th – 21th centuries in Russian societyto thepeople’sexpectations.

Keywords: civil society, vertical of authority, control over socio-political processes, transformations in social sphere.

1 При прочих равных (лат.).

2 Цель оправдывает средства (лат.).