Номер
Раздел
УДК 742

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА В АРХИТЕКТУРНОМ РИСУНКЕ

Лесной Н.В., старший преподаватель

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Историческое совпадение двух важных обстоятельств в развитии графической культуры на рубеже второго и третьего тысячелетий (научное обоснование системы «перцептивной» перспективы и внедрение в архитектурное проектирование компьютерных технологий) породило проблему несоответствия компьютерной (ренессансной) перспективной схемы живому человеческому восприятию и возможному его отражению в одном из «перцептивных» вариантов. Решение этой проблемы видится прежде всего в тесном взаимодействии кафедр проектирования и рисунка, направленном на согласование соответствующих методик обучения.

 

Ключевые слова: аксонометрия, перспектива, перцептивный, пространство, ренессансный.

 

   В конце прошлого века академик Б.В. Раушенбах научно обосновал систему перспективы, названную «перцептивной» (от «перцепция» – восприятие). Ренессансная система, считавшаяся до этого единственно научной, не была отвергнута, а стала в один ряд с другими вариантами, считавшимися прежде некими отклонениями от нормы. Это позволило свободно пользоваться этими вариантами, не боясь осуждения за нарушения ренессансного эталона. Но в процессе обсуждения данной проблемы автор постоянно рассматривал ее с позиций художников и искусствоведов. Об изображении пространства в проектной практике речи не велось. Поэтому архитекторы должны самостоятельно определять целесообразность использования тех или иных вариантов в каждом отдельном случае. Более того, Б.В. Раушенбах постоянно подчеркивал, что у художника нет цели изображать пространство «протокольно точно», что, решая свои художественные задачи, он волен свободно трансформировать изображаемое. Но тем и отличается архитектор от художника, что для него важно как раз «правильно», точно изображать это самое пространство, чтобы не обмануть себя и зрителя (заказчика).

   Одна из проблем, возникающих при изображении интерьеров в архитектурном рисунке, – несогласованность перспективного построения самого внутреннего пространства и его наполнения, в особенности на переднем плане. Хорошо описанная у Раушенбаха разница в изображении пространства в ренессансном варианте и перцептивном выражается прежде всего в так называемой ошибке масштабов на переднем и заднем планах в ренессансном случае. Корректировка ошибки масштабов на дальнем плане производится относительно «безболезненно» из-за мелкости самих изображений и поэтому не столь ярко выраженной разнице. На переднем плане эта проблема проявляется значительно «острее» и решается не всегда успешно. Ярким примером служит приведенная у Б.В. Раушенбаха картина И.Е. Репина «Портрет Менделеева» 1907 г., где видно, с какими трудностями столкнулся художник при передаче самого переднего плана. При несомненном мастерстве автора письменный стол на переднем плане картины передан с сильнейшими искажениями естественного зрительного восприятия. Вывод: в изображениях интерьеров в архитектурных рисунках предметы, расположенные на переднем плане, следует изображать в слабо выраженной перспективе (вариант своего рода «смеси» аксонометрии с ренессансной перспективой). При этом желательно их слегка поворачивать относительно стен, потолка и пола (избегать параллельного их расположения относительно ограждающих конструкций) с целью отвлечения внимания зрителя от несоответствия степеней сходимости линий предметов и пространства, в которых они находятся. Возможно изображать на переднем плане предметы, не имеющие прямолинейной геометрии: цветы, растения, драпировки, круглые предметы, тела вращения (вазы, кадки и др.). У тел вращения горизонтально расположенные окружности изображать в виде эллипсов с горизонтальными большими осями (в отличие от ренессансного варианта). Еще проще не изображать на переднем плане вообще ничего, но с композиционной точки зрения это не всегда удачное решение.

  Важнейшим моментом, отличающим перцептивный вариант перспективы от ренессансного, является так называемый эффект присутствия, который появляется при восприятии изображения в первом случае и не возникает во втором, так как «мозговая картина» не совпадает с фотографической. Возникает вопрос: с какой целью необходимо в процессе обучения рисунку будущего архитектора изображать интерьер, если затем не использовать этот опыт в будущей проектной практике? А рисовать его (интерьер) следует именно в перцептивном варианте, то есть в соответствии с непосредственным зрительным восприятием, а не в ренессансном, как этому учат в рамках дисциплины «Начертательная геометрия». В процессе выполнения изображений различных интерьеров происходит развитие «пространственного слуха», что необходимо для полноценного формирования будущего специалиста-архитектора. Опыт натурного изображения различных типов пространств берется за основу при переходе к рисованию интерьеров по представлению. Приобретенная методика («рисовальная») заметно отличается от предлагаемой в курсе начертательной геометрии. Она не такая громоздкая, более быстрая, но требует достаточного опыта. Отличие еще и в том, что угол зрительного восприятия в рисунке значительно превышает рекомендуемый в начертательной геометрии. Он практически соответствует полю бинокулярного видения – около 120 градусов.

   В современной практике архитектурного проектирования преимущественно используются компьютерные технологии. Это дает колоссальное преимущество в скорости и уменьшении трудоемкости перед ручной графикой, но следует помнить, что компьютер способен изображать пространство в ренессансном варианте, как это происходит с фотоаппаратом и видеокамерой. В результате, оперируя в процессе проектирования именно таким (ренессансным) видом перспективы, проектировщик прежде всего вводит в заблуждение самого себя, а затем и заказчика, так как в случае реализации проекта непосредственное восприятие пространства зрителем будет заметно отличаться от проектной «картинки». А поскольку, как известно, материалом архитектора служит пространство, данное обстоятельство следует признать важным. И в случае проектирования сложных уникальных пространств уместно использовать – в процессе проектирования и для проектной подачи – именно перцептивный вариант перспективы, который может выполняться как чисто вручную, так и комбинированно с компьютером.

 

Библиографический список

 

  1. Осмоловская О.В., Мусатов А.А. Рисунок по представлению: учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с., ил.

  2. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 320 с.

  3. Соняк В.М., Осинкин Л.А. Рисунок интерьера: краткие метод. указания к заданиям по курсу «Рисунок». – Свердловск: Полиграфист, 1985. – 29 с.

  4. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок: учеб. пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1983. – 296 с., ил.

 

 

SOME OF THE FEATURES OF THE IMAGE OF THE INTERNAL SPACE IN THE ARCHITECTURAL DRAWING

 

Lesnoy N. V., Senior Lecturer

Academy of Architecture and Arts of Southern Federal University, Rostov-on-Don

 

Abstract. The historical coincidence of two important factors in the development of graphic culture at the turn of the second and the third Millennium (the scientific study of "perceptual" prospects and implementation in architectural design computer technology) raised the issue of discrepancy between computer (Renaissance) perspective diagram alive human perception, and its potential reflection in one of the "perceptual" options. The solution to this problem is seen first and foremost in the close cooperation of the departments of design and illustration, aimed at the harmonization of appropriate teaching methods.

Keywords: axonometric view, perspective, perception, the space Renaissance.