Номер
Раздел
УДК 728.51(4/5)

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ГОСТИНИЦ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЦЕНТРАХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Афанасьева Д.А., магистрант

Греков Н.И., кандидат архитектуры, профессор

Сибирский федеральный университет, Институт архитектуры и дизайна

 

Аннотация. В статье рассмотрены примеры современных гостиниц малой вместимости в зарубежной практике, а также причины возникновения основных трендов в проектировании мини-гостиниц.

 

Ключевые слова: отель, гостиница, мини-отель, бутик-отель, исторический центр, реконструкция, дизайн.

 

 

   Мировая индустрия гостиничного бизнеса развивается стремительными темпами. Сегодня в мире насчитывается более 30 тыс. отелей различной звездности. В настоящее время в этой отрасли происходит переход от крупных образований к малым формам организации бизнеса в виде мини-гостиниц.

   Методики определения характеристик мини-гостиниц в разных странах отличаются. В США мини-гостиница насчитывает до 150 номеров, в Европе – до 50, а в России мини-гостиницы предполагают от 5 до 50 номеров. По причине того, что мини-гостиница имеет ограниченную площадь и этажность, в основном ориентирована на молодых людей, ищущих приемлемые цены, часто она не располагает дополнительными атрибутами отелей высокого класса: конференц-залом, выбором ресторанов, баров и кафе, спортзалов, паркингов и многих других дополнительных услуг. Так как категория отелям присваивается в зависимости от набора услуг, которые в нем представлены, а гостиницы малой вместимости часто их не включают, становится сложно присвоить им даже категорию «три звезды», хотя качество комфорта для проживающих в современных мини-гостиницах зачастую выше, чем в крупных.

   Поколение Y – люди, рожденные между 1980 и 1995 гг. – доминирующий демографический сегмент в настоящее время. Более половины населения земли – это люди в возрасте до 30 лет. Важно, что, сменяя предыдущие, это поколение становится одним из основных сегментов на рынке гостиничных услуг. Каждое поколение отличается ценностными ориентирами, отношениями и приоритетами, сформированными в молодости, которые сохраняются в неизменном виде на всю жизнь. Именно поколение Y следующие 20–30 лет будет оказывать влияние на культуру, бизнес, политику, экономику и общество в целом.

   Многочисленные исследования этого самого изученного в истории поколения дают все основания полагать, что в значительной степени именно в социально-психологических характеристиках и ценностях «миллениумов» кроется причина современных трендов в сфере гостиничного бизнеса. Новые потребители отличаются хорошей осведомленностью, особой требовательностью к качеству товаров и услуг. Они ценят дизайн, качество, атмосферу и скорость обслуживания. Представители этого поколения чаще путешествуют и больше тратят на путешествия в сравнении с другими поколениями. Они исследуют новое, ищут впечатлений и аутентичный опыт.

   В данных условиях отель становится отражением стиля жизни. Одним из главных трендов последнего времени в проектировании мини-гостиниц стал бутик-отель, место, которое создает ощущение домашнего уюта. Тщательно продуманное архитектурно-планировочное решение здания, дизайн каждого холла, лобби и бара, цвет, освещение, фактура, декор, мебель – все это направлено на создание уютной атмосферы и удовлетворение желаний своих гостей.

   Согласно результатам, полученным американскими исследователями, новые потребители делают свой выбор исходя из следующих факторов: размер номера, роскошная ванная, наличие интернета Wi-Fi, здоровая пища, присутствие в номере кофемашины, микроволновки и холодильника. Поколение Y, как деловые путешественники нового типа, предпочитают работать не в номере, а в трехмерном пространстве гостиницы: в кафе, вестибюле, лобби-баре.

  Новые потребители – дети кибернетической революции – очень нетерпеливы, они требуют немедленного удовлетворения своих потребностей и мгновенного обслуживания. Отсюда компактность гостинцы малой вместимости, малая этажность, расположение не на периферии города, а непосредственно в его историческом центре в виде реконструкций исторических зданий или нового строительства. Это позволяет потребителям находиться в эпицентре событий.

   В данной статье будут рассмотрены примеры современных гостиниц малой вместимости в зарубежной практике.

  Hotel The Mirror. Отель расположен в центре Барселоны. Проект включает в себя комплексную реконструкцию старого офисного здания под четырехзвездочный отель. На первом этаже располагается ресторан, на семи остальных – 63 гостиничных номера. В центре здания устроен внутренний дворик. Он включает вертикальную коммуникацию в виде лестницы, стеклянного лифта и подъемника. Внутренний дворик выполняет несколько функций: вентиляция лестниц, пространственная непрерывность, освещение первого этажа световым фонарем. Стены дворика полностью облицованы увеличивающими его зеркалами для создания интересной визуальной связи с разными уровнями.

   Номера решены особенным образом, что отличается от привычного размещения, они перемежаются один с другим для оптимизации ширины здания в 12 м с целью получения комнат, выходящих на фасад, в количестве четырех штук. Использование зеркал, которые приумножают пространство, прямого и отраженного света, белого цвета в различных тонах и оттенках помогают организовать нейтральную атмосферу, которая создает ощущение спокойствия, расслабленности. Такое цветовое решение применено не только в номерах, но и во всем отеле, включая общественные зоны. В номерах ванная комната разделена на части, чтобы туалет, раковина, душ или ванна располагались автономно друг от друга, обеспечивая возможность мгновенного пользования ими. Душ и туалет выглядят как белые короба, вставленные в стену со стеклянными дверями. Два типа мебели для хранения элементов: скрытый шкаф и открытые полки.

    Первый этаж разделен на три зоны. Первая, близкая к входу, – бар и ресепшен, вторая – лаундж-зона во внутреннем дворике и третья – обеденный зал с кухней с панорамным остеклением, благодаря которому посетители могут наблюдать за работой команды шеф-повара. Материалы все те же: белый пол, светлые белые потолки, стены с зеркалами, нержавеющая сталь и кожа. Несколько белых ангелов – работы скульптора Кристофера Мертенса – располагаются в разных частях отеля как создания, которые защищают посетителей отеля.

   Square Nine. Расположенный в центре Белграда новый бутик-отель Square Nine находится вблизи главных достопримечательностей столицы. Его архитектура с очевидно современным языком не противоречит окружению и не затмевает соседние здания. Напротив, она следует их масштабу, ритму фасадов (модулем проемов) и даже воспроизводит цветовые оттенки. Архитектор переосмысливает приемы 1960-х, использует пропорции и эстетику архитектуры модернизма для придания зданию подчеркнутой индивидуальности и дороговизны. Первый этаж облицован светло-коричневым гранитом, а главный вход в гостиницу выполнен в виде глубокой ниши. Правее от входа расположен въезд на подземную парковку. Эти два элемента задают логику развития фасада: над въездом для машин расположены окна такой же квадратной формы, над нишей главного входа – прямоугольные проемы, утопленные вглубь.

   На первом этаже расположены просторные общественные зоны, такие как лобби, ресторан и веранда. В подвальной части располагается плавательный бассейн, освещаемый естественным светом, а также спортзал, спа и сауна, на верхнем этаже – панорамный бар, из которого открывается чудесный вид на исторический центр города. Комнаты поделены на три вида: 32 кв. м и 47 кв. м двухместные номера, 90 кв. м сьюты. Всего 45 номеров занимают 5 этажей. Каждый этаж отличается холлом, смежным с лифтовым узлом, с уникальными и непредсказуемыми предметами мебели. Такая обстановка создает атмосферу сдержанного красноречия и уюта.

    BomBom Boutique Hotel. Туристический город, где пройдут зимние Олимпийские игры 2018 г., – то место, в котором ожидается увидеть новые тренды. Площадка отеля – часть делового района, где смешаны средства размещения и развлечения.

   Авторы этого проекта отталкивались от идеи, что люди используют различные коды как средства взаимодействия или передачи информации и что архитектура может быть средством общения. Для путешественников этот отель не просто средство размещения, но также архитектурное место, где они могут делиться информацией. В этом смысле авторы внедрили коды «bom» и «spring» в рисунок фасада отеля. Код на фасаде не только для того, чтобы взять на себя функцию архитектуры, он также служит элементом дизайна, который контролирует соседние площадки, таким образом оживляя образ отеля внутри и снаружи с помощью окон с проникающим сквозь них светом.

   На первом этаже – зона ресепшен. Также имеется встроенный открытый мини-паркинг на 9 машино-мест. На втором этаже располагается кафе, где гости отеля могут завтракать и общаться утром и делиться информацией о путешествиях вечером. Стандартные номера располагаются на третьем и четвертом этажах, а дюплекс сьюты – на пятом и шестом этажах, каждый из которых имеет открытую террасу с видом на городской центр; оставаясь открытой, она обеспечивает пространство для отдыха.

  Старые кирпичи излучают ощущение теплоты, которая кажется наиболее подходящей для отеля. Неоштукатуренные старые кирпичи на западном и южном фасаде второго этажа стали и внутренним и внешним материалом. Верхняя вертикальная массивная часть была сделана с выступающей кирпичной кладкой, чтобы усилить чувство массивности и уникальной текстуры.

   Shoreditch Rooms. Задумка состояла в организации 26 номеров в бутик-отеле с дневным спа. Эта новая площадка должна была взаимодополнять существующие услуги, предлагаемые знаменитым клубом Shoreditch House Members в западном Лондоне. Новый отель расположен над существующим входом в клуб и занимает последний свободный участок в квартале Tea Building. Ранее место было занято пабом White Swan, который пустовал несколько лет.

   Отель Shoreditch Rooms – новая надстройка над существующим зданием. Новый объем высотой в три этажа совпадает с высотой викторианского фасада под ним, но облицован листами из кортеновой стали. Форма более напоминает старую инженерную конструкцию или кусок выброшенного оборудования, чем новое здание. Однако все качества кортеновой стали гармонируют с исторической кирпичной кладкой смежного склада. Новая композиция завершает то, что было пустым углом, и восстанавливает высоту парапета по всему кварталу. Здание расположено прямо напротив новой станции Shoreditch и является сильным визуальным маркером для посетителей, попадающих в квартал.

   Методы, использованные для строительства отеля, отражают стремление сохранить существующее общественное место White Swan и в то же время создание сложной композиции из кортеновой стали. По этой причине авторы хотели освободить сохраненные фасады от их несущей функции, превращая их не более чем в декоративную упаковку. Все конструктивные нагрузки несет новая внутренняя стальная конструкция. Использование бетона на верхнем уровне позволило решить геометрические сложности проекта без включения колонн, которые бы спорили с потенциальным расположением номеров.

   PUROHotel. Отель располагается в бывшем еврейском районе старого города Познань, Польша. На участке между тремя узкими улицами, вблизи здания бывшей Большой синагоги начала XX в., здание отеля композиционно завершает эту часть старого города. Этот проект – один из немногих примеров современной архитектуры внутри исторического центра Познани.

   Форма здания продиктована градостроительной структурой района. Отель продолжает линии исторических зданий, но выглядит явно современно. Два фасада, облицованные фиброцементными панелями, поддерживают ритм и традиционную форму существующих зданий. Третий фасад, облицованный коричневой керамической плиткой, – вариация современных форм, схожих с другими отелями сети PURO.

   Отель предлагает гостям 137 комфортабельных номеров на верхних этажах. Большие окна в металлических и деревянных рамах позволяют видеть естественный свет, наблюдать городские виды и создают прямую связь с окружающими улицами и зданиями.

   Зона регистрации, расположенная напротив главного входа, является центральным местом, связывающим все активности в отеле. Главные активные пространства – вестибюль, ресторан и конференц-залы – расположены на первом этаже, там гости встречаются, отдыхают или работают. Просторный вестибюль с диванами, креслами и книжными полками создает для гостей атмосферу уютной гостиной.

   Большие раздвижные стеклянные двери ведут во внутренний дворик с растениями и люстрами, висящими над столиками. Прямой взгляд через глубину здания на террасу отеля создает зрительную связь между общественным пространством улицы и «частным» пространством дворика. Более сотни человек могут принимать участие в конференциях и отдыхать в ресторане, связанном с лобби.

   The Waterhouse. Отель The Waterhouse обладает подчеркнуто неприглядным, «обшарпанным» фасадом, однако является одним из самых дорогих мини-отелей Шанхая. Трехэтажное здание военного штаба армии, построенное в 1930-х гг., не является памятником истории и архитектуры, однако было решено его сохранить.

   Архитектурная концепция заключается в явном контрасте старого и нового. Оригинальное здание было реконструировано, а чтобы визуально не подавлять исторический объем, новую надстройку подчеркнули только отделкой: дополнительный этаж «обернули» в кортеновую сталь. Этот материал отражает индустриальное прошлое рабочих доков реки Хуанпу, на берегу которой стоит отель. Кортеновая сталь, применяемая в судостроении как конструкционный и декоративный материал, создает связь с индустриальной составляющей морских судов, проплывающих по реке.

   Отель включает 19 номеров с уникальным дизайн-проектом. Сочетание бетона и кортеновой стали стало основной темой также и в оформлении интерьеров. Неоштукатуренные стены, на которых кое-где сохранилась старая плитка, и листы ржавого металла, вступают в контраст с привычным стереотипом о роскоши, присущей интерьерам пятизвездочных гостиниц.

   Общественные пространства позволяют заглянуть в гостиничные номера посредством огромных вертикальных окон в номерах над зоной регистрации и окон коридора, выходящих на обеденный зал. Эти визуальные связи между пространствами не только служат элементом неожиданности, но также сталкивают гостей отеля с местным шанхайским городским устройством, где визуальные коридоры и плотные примыкания определяют городской колорит.

   Все эти гостиницы соответствуют понятиям «бутик-отель» и «стиль жизни». Особое внимание в них уделяется интерьеру, где одним из главных мест гостиницы является многомерное универсальное пространство, которое может служить одновременно входной зоной, зоной регистрации, зоной отдыха, кафе, а также зоной коммуникации между этажами.

  Основной прием в проектировании вышеописанных объектов – взаимодополнение сложившейся среды. Использование пропорций, ритма и эстетики исторических зданий является способом гармонизации художественного образа и композиции старого и нового. В новых зданиях сохраняется «дух места» благодаря использованию традиционных материалов, отсылкам к истории. Подобные объекты, современные, но изящно вписанные в историческую среду, становятся маркерами и визуальными ориентирами для горожан.

 

Библиографический список

 

  1. Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Y в гостиничной сфере // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – Т. 11. – № 4 (47). – С. 76–88.

  2. Христофорова А.И., Мишин А.А. Бутик-отель как новшество гостиничной индустрии // Экономика и сервис: от теории к практике. – 2016. – С. 353–355.

  3. Есаян А.В. Анализ современных тенденций развития гостиничной отрасли России: хостелы, «зеленые отели», «бутик-отели» // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2017. – С. 154–156.

  4. Speech: archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне [Электронный ресурс]. – URL: http://archspeech.com.

  5. Archdaily. Интернет-портал об архитектуре [Электронный ресурс]. – URL: https://www.archdaily.com.

  6. Архи.ру. Интернет-портал об архитектуре [Электронный ресурс]. – URL: https://archi.ru.

 

 

FEATURES OF ARCHITECTURAL DESIGN SOLUTIONS OF HOTELS OF SMALL CAPACITY LOCATED IN LARGE CITIES’ HISTORICAL CENTRES. FOREIGN EXPERIENCE

 

Afanasyeva D.A., MA Student

Grekov N.I., Candidate of Architecture, Professor

Siberian Federal University, School of Architecture and Design

 

Abstract. The review of foreign experience of designing of modern hotels of small capacity is considered in the article, also causes of main trends in designing small hotels are considered.

Keywords: hotel, mini-hotel, boutique hotel, historical centre, restoration, design.