Номер
УДК 721:502.12

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Нуждина А.В., магистрант

Колесников С.А., кандидат архитектуры, доцент

Архитектурно-строительная академия Самарского государственного технического университета

 

Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы, которые стоят перед городским сообществом сегодня. Затрагивается вопрос об историческом и современном аспекте интереса людей и к вопросам экологии в градостроительстве, архитектуре и дизайне.

 

Ключевые слова: экологический дизайн, экология, природа, пространство, ресурсы.

 

 

   Развитие техники и промышленности в мире, рост населения привели к увеличению потребляемых природных ресурсов, загрязнению территорий, возрастанию нагрузки на почву, воздух, воду, энергию, что оказало пагубное влияние на окружающую среду и человека. Особенно эти процессы проявляют себя в крупнейших городах. По мнению ученого А.Н. Тетиора, перед сообществом остро стоят такие актуальные вопросы, как:

– нарушение условного экологического равновесия между живой и искусственной средой;

– уменьшение природной среды при расширяющейся застройке, невозможность сохранения экологического равновесия;

– загрязнение территорий, негативно влияющее на здоровье человека и состояние природы в городах;

– увеличение разрыва, отчуждение между жителями городов и естественной природной средой, замена ее на искусственную среду;

– растущее разобщение жителей города вследствие возведения большого числа высотных зданий, индивидуализации жилищ, отсутствия мест для общения, замена личной коммуникации электронными сетями Интернет;

– гигантизм в зданиях и сооружениях, увеличивающий отрыв жителей от естественной среды;

– неэкономное использование при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений ресурсов, естественных технологий;

– бионегативность поверхностей зданий и сооружений в городе, отторжение этими поверхностями живой природы, отсутствие специальных ниш, укрытий для живой природы в городе;

– неэкономичное отношение к применению более долговечных, не требующих быстрой замены материалов и изделий [7, с. 75].

   Так как горожанин 75–90 процентов времени проводит в помещениях, то экология пространства внутри здания напрямую влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт. Требования красоты и гармоничности относятся к любым зданиям в городе и к среде жилищ. Необходимо создать эффективные экологические принципы «новой гармонии» для архитектуры в городах.

   Применение таких экологических принципов в организации пространства позволит создать оптимальное пространство с точки зрения физических и психологических факторов, влияющих на человека, и позволит сформировать визуальное восприятие и ощущение гармоничного пространства.

  Вопросами теории экологического дизайна и архитектуры занимались такие ученые, как Ю.С. Лебедев, А.Н. Тетиор, В.А. Нефедов, Д.О. Саймондс, С. Холл, Н. Гримшо, М.В. Панкина, С.В. Захарова, Е.А. Сухинина, Т.Я.Вавилова.

   Вопросы экологического дизайна и архитектуры интересовали многих теоретиков и практиков с древних времен.

  Опустошения, которые производит человек в природе, привлекали внимание греческих правителей уже в начале VI в. до н. э. Законодатель Солон предложил запретить культивировать крутые склоны – во избежание эрозии почвы; Писистрат поощрял тех крестьян, которые сажали оливковые деревья, сопротивляясь обезлесению местности и истощению пастбищ [9].

   Большое внимание греки уделяли архитектуре. Храмы были самыми главными постройками в Греции и задуманы как скульптурная единица внутри пейзажа. Отдельное внимание уделялось природным условиям, наилучшему художественному вписыванию здания в окружающий пейзаж. Значительную часть времени греки проводили под открытым небом. Земля, очищенная до скального основания, служила полом, дома проектировались с внутренним двориком, где были созданы сады, цветники.

   Бионика как подход к преобразованию сферы жизнедеятельности зародилась со времен Древней Греции. В эпоху Древней Греции и Рима использовались природные мотивы, формы, подчеркивающие связь с природой, орнаменты, материалы в строительстве, был изобретен знаменитый коринфский ордер. Впоследствии на протяжении веков коринфский ордер широко использовался в искусстве Римской империи, а также в архитектуре Ренессанса и классицизма.

   Только в конце XX в., как ответ на развитие глобального экологического кризиса, начались крупные исследования по урбоэкологии и архитектурно-строительной экологии, направленные на решение проблем экологизации стран, городов, зданий с целью создания гармоничной, здоровой и красивой архитектурно-ландшафтной среды, поддержания и восстановления экологического равновесия между застроенными и естественными территориями, одновременно с удовлетворением экологически обоснованных потребностей жителей. Это труды таких ученых, как Ле Корбюзье, А.Э. Гутнов, В.В. Владимиров.

   В последние десятилетия наметился новый подход в архитектурном и дизайн-проектировании, изменяющий экологические качества новых зданий. Он заключается в грамотном сочетании природных материалов с другими современными высокотехнологичными материалами и конструкциями, с использованием энергии солнца, ветра и дождевой воды. Это способствовало появлению нового экологического стиля, называемого «экологический дизайн», «зеленый стиль», «экодизайн», «зеленая архитектура». Актуальным становится поиск решений по систематизации разнообразных приемов включения природной составляющей в структуру дизайнерских и архитектурных объектов.

   Официально тема строительной экологии была затронута на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития в Стокгольме в 1972 г. Особое место в истории этого феномена занимает доклад ООН «Наше общее будущее», представленный премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд в 1987 г., где указывалось, что в понятие «устойчивое развитие» должны быть включены экономические, социальные, культурные и экологические составляющие [7, 8].

   Впервые в истории на глобальном форуме «Рио – 92» в июне 1992 г. человечество признало необходимость перехода мира, стран и городов на путь устойчивого развития. Была принята программа действий на XXI век.

  В. Папанек в книге «Дизайн для реального мира» утверждал, что «в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими, психологическими аспектами и экологией окружения» [3, с. 42].

  В XXI в. в постиндустриальном обществе проблему экологии рассматривают с точек зрения сохранения природных ресурсов, влияния на среду и воспитания понимания законов экологии и биопозитивной окружающей среды.

  В 2009 г. мастерская Стивена Холла спроектировала горизонтальный небоскреб – штаб-квартиру риэлтерской компании Vanke Co. Ltd, офисы, жилье и гостиницу в г. Шэньчжень в Китае. Здание считается одним из самых значимых экологичных сооружений в истории человечества. При его строительстве были использованы в основном натуральные материалы, в частности бамбук, а на крышах установлены солнечные панели, вырабатывающие примерно 15% электричества в офисах. Здание построено на опорах, чтобы уменьшить воздействие на почву, охлаждают постройку специальные водоемы, наполняемые вторично использованной водой, на крыше установлены солнечные батареи, стеклянные фасады закрыты солнцезащитными экранами [8].

Рис.1

Ил. 1. Горизонтальный небоскреб. Шэньчжень, Китай, 2009 г.

 

  Таким образом, в проекте реализованы такие приемы, как применение экологических материалов в конструкциях и отделке, использование энергосберегающих систем, экологичная сенсорная среда внутри и рядом с зданием, наличие озелененного двора и т.д.

   Национальный центр водных видов спорта в Китае, был построен австралийской компанией PTW к Олимпиаде – 2008 в Пекине. Конструкция этого центра, называемого также «Водный куб», представляет собой коробку с расположенными снаружи «пузырями» из органических материалов, сконструированными так, чтобы ловить солнечную энергию и с ее помощью обогревать бассейн и внутренние помещения. В центре реализованы такие принципы, как использование экологических материалов в конструкциях и отделке, энергосберегающих систем и других новейших технологий.

Рис.2

Ил. 2. Национальный центр водных видов спорта, Пекин, Китай, 2008 г.

 

   Praxis Education, образовательная компания, базирующаяся в Дубае, откроет свою первую школу в сентябре 2018 г. Школа, расположенная в районе Al Furjan в Дубае, будет оснащена уникальным биокуполом и садами. Это позволит привить детям более глубокое понимание экологии и окружающей среды, так как увеличит количество часов их пребывания в естественной среде и будет благоприятно влиять на здоровье и состояние школьников.

  Проект студии Substance в Рипалс-бей в Гонконге, Китай. Авторы создали интерьер, подчеркивающий связь с окружающим пространством: за сплошным остеклением открывается панорама бухты с островами и пальмами, а интерьер плавно перетекает в среду. Тема воды и песка обыграна в цветовой гамме: темно-синий, голубой и разбеленные оттенки желтого, переходящего в коричневый. Полы, потолки, стены отделаны выбеленным деревом кипариса, камнем, керамическими плитками. Использованы только натуральные материалы: ​кожа, дерево, текстиль, ротанг. Внутри кафе авторы создали ощущение морской сказки – доминантой интерьера стали полукруглые диваны-ракушки, ажурные кресла из ротанга, форма которых напоминает анемоны и коралловые «веера», и аквариумы с медузами и тропическими рыбками.

Рис.3

Ил. 3. Проект студии Substance в Рипалс-бей, Гонконг, Китай

 

   В проекте реализованы такие принципы, как использование экологических материалов в отделке, природной цветовой гаммы, природных форм, плавных линий и т.д.

   Несмотря на то что уже на протяжении нескольких лет архитекторы и дизайнеры вносят в свои проекты элементы экологического дизайна, в настоящее время не существует обобщенных и систематизированных принципов и теоретических моделей идеальных экологических пространств, которые бы полностью систематизировали сведения о применении их в дизайне, в частности в дизайне интерьеров жилых и общественных пространств, поэтому автор делает попытку восполнить этот пробел.

Выводы

   В архитектуре появились примеры зданий, проектирование которых основано на таких подходах, как применение экологических материалов в конструкциях и отделке, использование энергосберегающих систем, экологичная сенсорная среда, наличие озелененных территорий и др.

   С древних времен люди уделяют внимание экологическим вопросам в городской планировке и строительстве, но только в конце XX в., как ответ на развитие глобального экологического кризиса, начались крупные исследования по урбоэкологии и архитектурно-строительной экологии.

  На сегодняшний день не существует обобщенных и систематизированных принципов и теоретических моделей идеальных экологических пространств. Не систематизированы сведения о применении экологических принципов в дизайне, в частности в дизайне интерьеров жилых и общественных пространств.

 

Библиографический список

 

  1. Гутнов А., Глазычев В. Мир Архитектуры. – М.: Молодая гвардия. – 1990. – 358 с.

  2. Истомин Б.С., Гараев Н.А., Барабанова Т.А. Экология в строительстве. – М.: МГСУ, 2010. – 151 с.

  3. Папанек В. Дизайн для реального мира. – М., 2004. – 253 с.

  4. Панкина М.В., Захарова С.В. Истоки экологического дизайна // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.

  5. Панкина М.В. Феномен экологического дизайна: культурологический анализ: автореф. дис. ... доктора культурологии: 24.00.01. – СПб., 2016. – 47 с. – С. 6.

  6. Сухинина Е.А. Экологические нормативы в архитектурно-градостроительном проектировании: дис. … канд. архитектуры: 05.23.20. – Саратов, 2014. – 286 с.

  7. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. – Академия, 2008. – 359 с.

  8. Щукин А. Жизнь по зеленому коду [Электронный ресурс] // Группа «Эксперт». – URL: http://expert.ru/expert/2012/13/zhizn-po-zelenomu-kodu; URL: http://www.archplatforma.ru/?act=1&nwid=165.

  9. Алексашина В.В. Идеальный город в контексте философии, экологии, архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. – 2008 [Электронный ресурс]. – URL: URL: http://www.stroymusey.ru/journal/idealcity.php.

  10. Афанасьев Г. Растения как конструкции и опоры [Электронный ресурс] // Мегаполис и деревня [Блог]. – URL: http://method-estate.com/archives/159.

  11. Вавилова Т.Я., Манцурова Е.М. Эколоутек – инновационный вектор архитектурного проектирования // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн. – Самара: СГАСУ, 2016. – С. 39–43.

  12. Колесников С.А Значение градоэкологических методов пространственного анализа при проектировании и оценке высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры. Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре // Образование, наука, практика: материалы 66-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР университета за 2008 г. – Самара: СГАСУ, 2009. – С. 217–218.

  13. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – С. 127.

  14. Каракова Т.В. Социальная экология в дизайне среды города // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 68-й Всерос. науч.-техн. конф. по итогам НИР 2010 года. – Самара: СГАСУ, 2011. – С. 402.

  15. Вавилова Т.Я. Ретроспективный обзор документов ООН по проблемам устойчивого развития среды жизнедеятельности // Вестн. СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2011. – № 1. – С. 24–28.

  16. Лекарева Н.А. «Зеленые» стандарты и развитие «зеленого» строительства // Вестн. СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2011. – № 1. – С. 6–9.

 

ACTUAL QUESTIONS OF ECOLOGICAL DESIGN OF PUBLIC SPACES

 

Nuzhdina A.V., MA Student

Kolesnikov S.A., Candidate of Architecture, Docent

Architecture and Construction Academy of Samara State Technical University

 

Abstract. The article highlights current issues facing the city community today. The issue of the historical and modern aspect of people's interest in environmental issues in town planning, architecture and design is touched upon.

Keywords: ecological design, ecology, nature, space, resources.