Номер
Раздел
УДК 72.01(571.63-25)

ЭСТЕТИКА ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ОБЪЕКТА В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ГОРОДА (на примере Владивостока)

Комплектова Г.И., доцент

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток

 

Аннотация. Решение эстетики образа современного архитектурного объекта в уже существующем историческом ансамбле города – одна из важнейших проблем, требующая методики грамотного формирования идеи.

 

Ключевые слова: историческая среда, современная архитектура, образ города, эстетика образа, адаптация образа, контекст.

 

 

     Введение. Важнейшая цель сохранения исторической архитектурной среды города всегда будет актуальна. Владивосток является культурно-историческим центром Дальнего Востока России со своей неповторимой историей каменной летописи, делающей эстетику образа города уникальной. Поэтому проблема сохранения, но и адаптации исторического архитектурного наследия, как эстетики образной составной современного города к условиям изменяющихся потребностей человека, остается актуальной для решения.

Принципы решения проблемы

     В условиях реконструкции архитекторы адаптируют образы «новых» (условно) объектов, проектируемых в исторической среде, в том числе – образную эстетику как композиционный компонент, формируя идею замысла на основе использования приемов:

1. Симбиоз нового и исторического через создание образа, который дополняет либо создает ансамбль с существующим по стилистическим, семиотическим или типологическим характеристикам в зависимости от необходимости.

2. Стилизация как интерпретация эстетики создаваемого образа под современную стилистику с некоторой степенью упрощения, в контексте с окружением по пластическим и структурным характеристикам формы (в стилистике постмодернизма). Это позволяет тактично вписывать объект в историческое окружение.

3. «Подчинение» образа нового объекта, решенного в современных формах и материалах, исторической застройке, доминирующей по отношению к создаваемому. При этом простота решения образа нового объекта – пластические характеристики объемов и фасадов, цвето-тоновые – обеспечивают «растворение» его в пространстве.

4. Вписывание образа объекта в историческую среду как синтез нового и исторического через решение образа в современных формах и материалах на основе гармонизации с существующим объектом по сомасштабности, пластическим, структурным (по ритмам) характеристикам.

5. Контраст как решение образа в современных формах и материалах, на основе синтеза нового и исторического в контексте с образом существующей исторической среды, но и с образом архитектурной среды современного города в целом. При этом главной целью является поиск решения эстетики образа, не диссонирующего с историческим окружением, дабы не разрушить цельность восприятия его уникального образа.

    Примером использования контраста как приема синтеза является реконструкция Королевского музея Онтарио в Торонто (арх. Даниэль Либескинд). Образ нового объекта из алюминия и стекла в стиле деконструктивизм – выразительная доминанта в историческом ансамбле с контрастом по габаритным, пластическим, структурным, фактурным характеристикам образа (ил. 1). Пристройка являет собой идею замысла с концептуальным (на момент воплощения, 2007 г.) решением проблемы адаптации образа нового архитектурного объекта в историческую среду с учетом современной городской ткани в целом.

      Реконструкция центральной площади столицы Австралии Мельбурна (ил. 2, 3) – еще один из примеров решительных концептуальных идей (на момент реализации, 1997 г.) синтеза с решением на основе приема контраста образа современного комплекса, находящегося в непосредственной близости с историческим ансамблем.

Рис.1

Ил. 1. Королевский музей Онтарио в Торонто (Канада)

Рис.2

Ил. 2, 3. Реконструкция комплекса федеральной площади в Мельбурне (Австралия)

 

     Культурная ценность объектов исторического квартала Мельбурна подчеркивается простотой эстетики образов современных построек. При этом окружающая масштабная современная архитектура является для исторического блока построек фоном. Футуристические формы образов современных объектов, сформировавших комплекс площади, контрастируют с историческим ансамблем, но их масштаб, колористические характеристики не подавляют, а подчеркивают и помогают полноценно визуально прочитывать исторические объекты.

    Анализ эстетики образа современного объекта в контексте образной основы исторического и в целом городского пространства Владивостока

       Образ здания по адресу Океанский проспект, 13 в результате нескольких реконструкций с надстройкой этажности стал акцентом перекрестка в соответствии с существующими основами градостроительного замысла ансамбля города к 2001 г. (ил. 4). Образную выразительность объекта обеспечили не только увеличение габаритов, но и использование при формировании задач идеи двух приемов:

стилизация образа под историческое окружение по эстетике обновленных фасадов (изначально очень скромных);

контраст как решение образа в современных формах и материалах на основе синтеза нового и исторического в контексте существующей исторической среды, но и в контексте образа архитектурной среды современного города в целом.

       Использование основ второго приема обеспечило выделение угла здания на важном в градостроительном плане перекрестке башнеобразным элементом с часами как вертикального запоминающегося акцента в современной образной интерпретации. Решение являет собой смелое использование приемов индустриального стиля хай-тек с использованием вынесения на фасад несущих конструкций угловой башни и пожарной лестницы в металле, контрастно окрашенных к палитре фасада.

Рис.3

Ил. 4. Здание по Океанскому проспекту          Ил. 5. Дом Лангелитье

 

     В образе доходного дома Иоганна Лангелитье (ил. 5), расположенного на перекрестке крупных магистралей города, участвующих в формировании центральной площади города, авторы-архитекторы в замысле эстетики образа использовали прием контраста как решение образа в современных формах и материалах на основе синтеза нового и исторического в контексте с существующей исторической средой, но и в контексте с образом архитектурной среды современного города в целом.

      Воплощение решения являет цель авторов адаптировать эстетику образа исторического здания в современную среду, найти образность, перекликающуюся с образами современных кварталов, находящихся в непосредственной близости с исторической частью города.

Заключение

      Данная работа своим исследованием подтверждает, что на практике работает созданная теоретиками архитектуры методика подходов при формировании идеи эстетики архитектурного образа в исторической среде с основой на приемы адаптации, с целью гармонии и цельности.

    Ключом к решению проблемы адаптации эстетики образов объектов реконструкции является контекстуальность подхода к эстетике образа исторической части и современного города в целом, как единого неповторимого образа архитектурной среды данного места.

 

Библиографический список

 

1. Зайцев А.А. Особенности использования приемов адаптации контекстуальной архитектуры в городах России // Открытый текст. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.opentextnn.ru/space/?id=4780 (дата обращения: 09.12.2017).

2. Архитектурно-историческая среда: учеб. пособие // сост. Б.Е. Сотников. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 208 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/resource/585/74585/files/ulstu2011-139.pdf (дата обращения: 09.12.2017).

3. Чарльз Дженкс. Новая парадигма в архитектуре (пер. с англ. А. Ложкина, С. Ситара) // РАЭНЕРГО [Электронный ресурс]. – URL: http://raenergo.ru/novaya_paradigma_v_arhitekture (дата обращения: 09.12.2017).

4. Владивосток, Россия. 13-19.03.2016 // Моя коллекция этикеток. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.beer-viktor.ru/Vladivostok03.16_1.html (дата обращения: 09.12.2017).

 

AESTHETICS OF THE IMAGE OF MODERN OBJECT IN THE HISTORICAL ENVIRONMENT OF THE CITY (ON THE EXAMPLE OF VLADIVOSTOK)

 

Komplektova G.I., Docent

Far Eastern Federal University, Vladivostok

 

Abstract. The solution of an esthetics of an image of modern architectural object in already existing historical ensemble of the city – one of the major problems demanding a technique of competent formation of idea.

Keywords: historical environment, modern architecture, image of the city, esthetics of an image, adaptation of an image, context.