Номер
Раздел
УДК 72.025

МИРОВОЙ ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОДХОДОВ

Косенкова Н.А., кандидат архитектуры, доцент

Самарский государственный технический университет

Бирюков И.С., магистрант

Академия строительства и архитектуры

 

Аннотация: Реставрация зданий и сооружений – тема гораздо более обширная, глубокая и интересная, чем может показаться на первый взгляд. С течением времени в этой отрасли переосмысливалось и менялось многое – от состава материалов отделки и технологии работ до самой идеи того, зачем нужны подобные действия и как должен выглядеть результат. Именно эти теории, учения, документы, подходы и их современное воплощение стали целью изучения в данной работе. В статье отражена и описана хронология изменения принципов реставрационных работ в теоретических и практических трудах профессионалов со всего мира, а также дана классификация наиболее популярных подходов к восстановлению и сохранению культурного наследия в наши дни.

 

Ключевые слова: реставрация зданий и сооружений, теории реставрации, архитектурно-эстетический облик городов, историческое наследие, современная реставрация памятников архитектуры, городская среда.

 

 

    XX век является очень важным для реставрационных работ по всему миру. Создавались специальные учреждения, такие как Национальный институт исследования культурного наследия в Токио, научно-исследовательский реставрационный центр музеев Франции под эгидой Министерства культуры, Королевский институт художественного наследия в Брюсселе, Центральный институт реставрации в Риме, Российский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и мн. др. Первая Международная конференция по изучению научных методов для исследования и сохранения произведений искусства» была проведена еще в 1930 г. в Риме. Впоследствии организовывались многочисленные семинары, на которых во многом были определены стандарты реставрационной практики, документооборота и сохранения предметов и объектов культурного наследия [1].

    Несмотря на достигнутые успехи, существуют определенные проблемы и разногласия в вопросе теории и целей реставрации. Существуют также примеры неудачного вмешательства в архитектурную среду. Все это вынуждает обратиться к такой проблеме, как выбор стратегий реставрации в контексте культурологического подхода. В XIX – начале XX в. как в Европе, так и в России главными были стилистическое и историческое направления. Порой они приводили к полной утрате эстетической целостности из-за уничтожения более поздних наслоений на первоначальном виде здания [2]. В 60-е гг. ХХ в. получила свое развитие так называемая теория критической реставрации, которую наиболее полно разработал в своих трудах Чезаре Бранди [3]. В 70-х гг. ХХ в. господствующей стала теория консервации. Она отвергает любые виды стилистической имитации подлинного объекта. В свете данного подхода главной целью являлось максимальное сохранение уцелевшей части артефакта в сочетании с явно современными дополнениями, маркирующими реставрационное вмешательство [4]. Постепенно такой консервативный принцип стал смягчаться, и выразителем новой тенденции стал Паоло Маркони. Он близко подошел к принципам стилистической реставрации XIX в., предлагая восстановление недостающих частей при максимальном сохранении подлинности [5].

    В наше время у большинства стран, городов, архитекторов свои подходы, приемы и технологии, не подвергающиеся особо строгому всеобщему контролю. Анализ зарубежного и российского опыта позволяет сделать примерную классификацию современных подходов в области реставрации зданий и сооружений. Она базируется в первую очередь на менталитете граждан, их отношении к истории и культурному наследию, а также техническим и материальным возможностям и наличию или отсутствию наработанной базы положительных примеров подобных работ в прошлом.

  1. «Очень тактичный» подход – стремление сохранить не только оригинал, но и воздействие времени на него. Данная модель реставрации показывает не только ценность изначального проекта, но еще и красоту и сложность хронологических изменений. Наиболее ярким примером такого отношения к памятникам архитектуры является Венеция. Несколько романтичное отношение к выгоревшей на солнце и потрескавшейся штукатурке делает целый город музеем под открытым небом [6]. Конечно, свой отпечаток накладывают особенно сложные условия реставрации и необратимость ухода Венеции под воду, однако применение специально состаренной, патинированной меди, искусственно заржавленного металла и прочих визуально историчных материалов также популярны и в новом строительстве [7].

  2. «Обычный» подход – это самое базовое представление человека о сохранении культурного наследия. Несмотря на понятность этого принципа, он является, пожалуй, самым научно-обоснованным, эффективным, грамотным и сложным примером из всех названных. Именно этот подход путем современных технологий и материалов стремится сохранить первоначальный вид здания, придав при этом ему наиболее высокие прочностные и износостойкие качества.

  3. «Целенаправленно искаженный» подход – это прием реставрации, при котором здание восстанавливается до своего первоначального состояния не на все сто процентов. Цели у такого принципа разные: напомнить о каком-то историческом событии, которое забывать не следует, показать ценность древности и культурного наследия и пр. Наиболее ярким примером такого подхода может служить Старая Пинакотека в Мюнхене. Восстановленная часть этого здания сильно выделяется на фоне исторической не только более светлым оттенком кирпича, но и отсутствием большинства элементов внешнего декора, что при обычном, а тем более тактичном подходах было бы недопустимо. Баварцы сознательно сделали видимыми места реставрации, чтобы подчеркнуть и увековечить варварский характер американских бомбардировок, не щадивших ни мирных граждан, ни объекты мировой культуры [8].

  4. «Кардинальный, осовремененный» подход является самым спорным из всех приведенных методов. Он часто затрагивает и меняет конструкции здания, использует материалы, которых в изначальном проекте вообще не было, деформирует ансамблевое восприятие исторических улиц. И, хотя подобные проекты почти всегда изначально воспринимаются в штыки, все больше в мире появляется положительных примеров грамотного включения такого подхода в окружающую застройку. Положение «за стеклом» часто защищает фасады от воздействия окружающей среды, помогает зрительно объединить их с новыми современными зданиями из металла и стекла, а также, при применении отражающих поверхностей, создать иллюзию зеркала и идентичности фасадов городских улиц и площадей. В качестве примера можно вспомнить восстановление здания Государственной канцелярии Баварии, где лишь центральная часть сохранила свой первоначальный облик, а оба крыла были покрыты стеклом [9].

  5. «Комплексный» подход хорош тем, что, как правило, затрагивает не одно здание, а весь городской ансамбль в целом. Это тот принцип, к которому надо стремиться всегда. Он может включать в себя и другие подходы из приведенного списка, но результат всегда будет отличаться целостностью восприятия восстановленной улицы, площади или квартала. Например, Санкт-Петербург утратил бы свое очарование и градостроительную четкость, если бы не перестал восприниматься одним живым ансамблем в результате некачественных реставрационных работ [10].

  6. «Неграмотный» подход – достаточно распространенный в России, когда часто появляются очередные примеры неквалифицированного и низкопробного вмешательства в городскую среду. Замена абсолютно любого исходного материала керамогранитом, вставка пластиковых белых окон, неконтролируемая покраска в дикие цвета отдельных частей фасадов и многое другое – это то, что нужно пресекать на корню путем трансляции населению качественных примеров реставрации, внесения корректировок в соответствующие законодательные документы и своевременной работы по сохранению культурного наследия.

    Таким образом, исследовав хронологию подходов к реставрационным работам и изучив современные тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие десятки лет появятся новые приемы и убеждения, к которым уже сейчас стоит стремиться. Города с каждым годом становятся старше, и зданий, нуждающихся в помощи, становится все больше. Применяя в нужных местах нужные подходы, такие как тактичный, обычный, искаженный, кардинальный или комплексный, можно добиться очень хороших результатов в области сохранения культурного наследия.

 

Библиографический список

 

  1. Москвина И.К. Современные концепции реставрации в культурологическом дискурсе // Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 5А. – С. 317–324.

  2. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. – М.: Эдсмит, 2004. – С. 344.

  3. Бранди Ч. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации. – М.: Nardinieditore, 2011. – 264 с.

  4. Чернышева Е.К. Научные и методологические проблемы реставрации: этические аспекты профессиональных отношений [Электронный ресурс]. – URL: http://art-con.ru/node/3807 (дата обращения: 29.10.2017).

  5. Hoffman B.T. Art and Kultural Heritage: Low, Policy and Practice. – N.Y., 2006. – 526 p.

  6. Международная Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская Хартия) [Электронный ресурс]: [от 31 мая 1964 года]. – Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс» (дата обращения: 01.11.2017).

  7. Сообщество архитекторов. Состаренные материалы в архитектуре [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.gl/bkvs35 (дата обращения: 12.11.2017).

  8. Атласов Н. Реставрация по-баварски: архитектурная безвкусица или глубинный смысл [Электронный ресурс]. – URL: https://www.business-gazeta.ru/blog/325817 (дата обращения: 12.11.2017).

  9. Конспект лекций по дисциплине «История и методика реставрации» [Электронный ресурс]. – URL: https://lektsia.com/3x1d6a.html (дата обращения: 29.10.2017).

  10. Фирсова О.Л., Шестопалова Л.В. Реставрация памятников истории и искусства в России ХIХ–ХХ веках. История, проблемы: сб. ст. / отв. ред. Л.И. Лифшиц. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2008. – С. 604.

 

WORLD EXPERIENCE OF RESTORATION OF HISTORICAL BUILDINGS.
DIFFERENTIATION OF METHODS

 

Kosenkova N.A., Candidate of Architecture, Docent

Samara State Technical University

Biryukov I.S., MA Student

Academy of Civil Engineering and Architecture

 

Abstract. Restoration of buildings and structures is a much broader, more profound and interesting topic than it might seem at first glance. Over time, many things have been rethought and changed in this industry - from the composition of the materials of the finishing and the technology of the works to the actual idea of ​​why such actions are needed and how the result should look. It is all about these theories, teachings, documents, approaches and their modern embodiment that have become the goal of study in this paper. The article represents the restoration work chronology of the principles in the theoretical and practical tasks of professionals from around the world, as well as the classification of the most popular approaches to the restoration and preservation of cultural heritage in modern days.

Keywords: restoration of buildings and structures, theory of restoration, architectural and aesthetic appearance of cities, historical heritage, modern restoration of architectural monuments, urban environment.