Номер
Раздел
УДК 72.01(470.43)

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ г. САМАРЫ

Косенкова Н.А., кандидат архитектуры, доцент

Самарский государственный технический университет

Дорохова Е.А., студент

Академия строительства и архитектуры

 

Аннотация. В статье приведен анализ культурно-социальной сферы Самары, а также схемы расположения объектов культуры и охвата города концертными залами и театрами. Проведен анализ зарубежных построек и выведен социальный заказ. Ввиду недостаточного количества объектов культуры был разработан собственный проект.

 

Ключевые слова: архитектура, социокультурная сфера, городская среда, историческая среда.

 

 

    Социально-культурное развитие региона является важной составляющей уровня и качества жизни населения. При этом для управления процессом формирования данного фактора благосостояния его следует сначала оценить.

     Внимание было сосредоточено именно на социально-культурных составляющих города, поскольку это связано с общественными благами, культурными потребностями, а также условиями, способствующими всестороннему гармоничному развитию человека.

   Такими социально-культурными составляющими в данной работе стали музыкальные, хореографические, художественные школы и студии дополнительного образования, а также концертные залы и театры. Выбор пал именно на такие типы функций, так как формирование будущих поколений возможно только в благоприятных эстетических условиях.

    Рассмотрим социально-культурные функции на примере города Самары.

Рис.1

Ил. 1. Слева направо: музыкальные школы и студии на тер. г. Самары; хореографические школы и студии на тер. г. Самары; художественные школы и студии на тер. г. Самары

 

    Проанализировав данные картограммы, автор приходит к выводу, что учреждения дополнительного образования распространены по городу неравномерно. Можно отметить, что данные зоны дислокации объектов культуры территориально могут соединяться, но нет единых объектов, включающих в себя все вышеназванные функции.

Рис.2

Ил. 2. Музыкальные, хореографические и художественные школы и студии на тер. г. Самары

 

   Вектор развития Самары имеет горизонтальную направленность вдоль реки Волги, однако, несмотря на наличие жилых образований на всей территории города, объекты культуры расположены либо в историческом центре, либо тяготеют к нему. Поэтому у жителей новых районов наблюдается некоторый недостаток данных учреждений.

  Хотя в целом по городу ситуация стабильная, в диаграммах посчитаны и показаны: количество учащихся в том или ином типе учебного заведения, а также количество учебных заведений данного типа в целом.

Рис.3

Ил. 3. Сверху вниз: количество учащихся в учебном заведении; количество учебных заведений

 

Ту же ситуацию мы можем видеть и с концертными залами и театрами в Самаре.

Рис.4

Ил. 4. Схема охвата Самары концертными залами и театрами

 

    Рассмотренный анализ зарубежных построек данного типа показал, что подобные объекты обычно размещены в эстетически привлекательных местах – на фоне природных образований, гармоничной исторической среды или в памятниках архитектуры.

    Для выявления социального заказа города был интервьюирован директор и педагог высшей категории с более чем 35-летним стажем одной из ведущих художественных школ Самары С.Н. Куштынова. Был сделан вывод о целесообразности развития культурной сферы города.

   В ходе беседы было выявлено, что расположение учреждений такого рода именно в объектах историко-культурного наследия, безусловно, повышает его статус и раскрывает смысл и уникальность данной функции. Кроме того, культурное воспитание человека начинается именно с гармоничной окружающей обстановки, которой обладают памятники истории и архитектуры.

    Итогом работы стал проект «Культурно-развлекательный комплекс с концертным залом на 1800 мест в г. Самаре».

Рис.5

Ил. 5. Проект культурно-образовательного центра в г. Самаре с концертным залом на 1800 мест

 

Главные цели:

– удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;

– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда посетителей;

– мотивация личности к познанию и творчеству и формирование общей культуры населения;

– формирование у посетителей и обучающихся устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами мировой культуры.

Главные функции:

– организация и проведение культурно-массовых мероприятий;

– создание продуктов интеллектуальной и творческой деятельности;

– оказание консультационных, информационных и маркетинговых услуг.

 

Библиографический список

 

1. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. – М.: Рос. ин-т культурологии, 1993. – С. 42–59.

2. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991. – № 2. – С. 21–27.

3. Бирюкова Т.П. Роль социокультурной деятельности в организации досуга молодежи // Социально-педагогическая работа. – 2007. – № 5. – С. 12–19.

4. Москвина И.К. Современные концепции реставрации в культурологическом дискурсе // Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 5А. – С. 224–251.

5. Петров И.Ф. Проблемы развития социально-культурной сферы региона // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 13 [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/774-1418100680.pdf.

 

ANALYSIS OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE of SAMARA

 

Kosenkova N.A., Candidate of Architecture, Docent

Samara State Technical University

Dorokhova E.A., Student

Academy of Civil Engineering and Architecture

 

Abstract. The article presents the analysis of the cultural and social sphere of the city of Samara, diagrams of the locations of cultural objects and the scheme of the coverage of Samara concert halls and theatres. The analysis of foreign buildings is carried out and the social order is deduced. Due to the insufficient number of cultural objects were developed in-house project.

Keywords: architecture, socio-cultural sphere, urban environment, historical environment.