Номер
УДК 711:378

«ВОСПИТАНИЕ МЫСЛИ» У СТУДЕНТОВ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ

Терехина В.С., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлена типология мышления, выделенная из работы Джона Дьюи «Психология и педагогика мышления» [1]. Типология мышления дополнена авторскими обобщениями, которые описывают алгоритм двойного движения рефлексии от практики к теории и обратно. Статья может быть полезна в процессе интеллектуального развития студентов архитектурных вузов.

 

Ключевые слова: типология мышления, лингвистическое мышление, рефлексивное (интеллектуальное) мышление, критическое мышление, базовое значение термина (БЗТ), определение, понятие, параметрическое, структурное, двойное движение рефлексии.

 

 

Не торопись делать заключение – подумай...

 

    Профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Джон Дьюи в своей работе «Психология и педагогика мышления» (1909 г.) подчеркивает особое значение «постановки ума» – такой привычки мышления, которую мы называем научной. Не случайно Н.К. Крупская в 1922 г. пригласила Д. Дьюи в Россию, чтобы он поделился своими прогрессивными идеями в области образования. По мнению Дьюи, неиспорченное состояние детства, отличающееся особой любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находятся очень близко к состоянию научного мышления [1, с. 7]. Детское любопытство по мере взросления становится любознательностью, из которой в дальнейшем прорастает мышление.

Типология мышления

     В работе Джона Дьюи «Психология и педагогика мышления» представлено несколько типов мышления: лингвистическое, рефлексивное, интеллектуальное, критическое, формальное, логическое и т.д. Начнем с базового значения термина «мышление».

1. Мышление – это все, что придет в голову. Это цепь фантазий, рассказов, далеких от реальности, по поводу значения данной вещи. Это фантазии, которые предшествуют рефлексивному мышлению и не стремятся к проверенному знанию [1, с. 40].

2. Лингвистический характер мышления проявляется в том, что оно осуществляется через понятия или слова. Мышление – путь вещи к ее значению [1, с. 40].

     Необходимость давать определения и формулировки вещам касается всего предметного мира, созданного человеком. В градостроительстве это касается сугубо специальных терминов: город, квартал, микрорайон, жилой район, общественного пространства и т.д. Сегодня работу с терминами, определениями и понятиями мы активно включаем в образовательный процесс, что дает очевидные результаты в части осмысленности действий учащихся.

   Понятие – это модель реальности. Рассуждения являются процессом присвоения значения. Рассуждения мышление в понятиях. Лингвистический характер мышления проявляется в развитии следующим образом: определение становится понятием, а затем снова определением.

    Смена представлений о значении объекта является развитием. В градостроительстве эти навыки мышления особенно необходимы, поскольку проектирование дает представление о предмете на перспективу.

    Значение предмета можно перестраивать¸ то есть сначала присвоить вещи одно значение, а затем искусственно реконструировать структуру понятия, тем самым задать объекту новое содержание.

   Обширная типология мышления, которая представлена в работе Д. Дьюи, говорит о том, что путь вещи к ее значению осуществляется весьма разнообразно. Разнообразные типы мышления делятся на две принципиальные группы.

3. Мышление без доказательства характеризуется тем, что значение вещи принимается без аргументации. Значение вещи, принятое без доказательства, является предрассудком [1, с. 40].

4. Интеллектуальное мышление осуществляется, когда присвоение базового значения объекту происходит с доказательством [1, с. 40].

     Значение вещи, принятое с доказательством, предполагает выделение базового значения термина (БЗТ), особенно в том случае, когда вещь наделена не одним, а несколькими свойствами.

    Поддерживать состояние сомнения и вести систематическое и медленное исследование БЗТ – такова основная функция мышления. Очень важно в этой ситуации не торопиться и тщательно выбирать его основное значение из двух или более возможных вариантов. Приостановка суждений необходима для того, чтобы скрупулезнее и точнее подобраться к значению предмета.

   Центральным фактором мышления является очевидность, основанная на уверенности, которая, в свою очередь, основана на доказательствах, логической цепи умозаключений, когда невидимые факты доказываются видимыми фактами, иногда это формулы [1, с. 11].

  Восприятие предмета только по внешним признакам называется параметрическим. Описание вещи с точки зрения ее внутреннего строения называется структурным.

  Зачастую структурное строение объекта является невидимым, и его надо как-то теоретически предположить. Специальными техническими средствами в области мышления, которые дают возможность гипотетически представить конструкцию предмета, являются следующие мыслительные процедуры: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, абстракция, конкретизация, конструирование, проектирование и т.д. Для каждой перечисленной процедуры характерен соответствующий тип мышления. Инструментами рефлексивного мышления также являются методики, которые позволяют конструировать структуру объекта, принцип и алгоритм его сборки.

5. Критическое мышление начинается в тот момент, когда надо сделать выбор между двумя значениями предмета, например БЗТ 1 и БЗТ 2. Критическое мышление способствует развитию представлений о предмете. Если мысль сразу принимается, то мышление не критическое и имеет минимум рефлексии. Ситуация является проблемной, когда еще не ясно и не доказано значение предмета [1, с. 40]. Сущность критического мышления – задержанное суждение (исследование природы объекта). Эта деятельность превращает выводы в выводы с доказательствами.

   Возникает вопрос: откуда берется базовое значение термина БЗТ? Путь вещи к ее значению начинается с некоторого практического опыта, которым обладает человек при использования предмета. Этот опыт можно отнести к видимым или очевидным факторам. На практике вещи и предметы воспринимаются нами зрением, осязанием, обонянием и т.д. С появлением оптических приборов невидимое стало видимым. Микроскоп, телескоп, бинокль и прочие оптические приборы дали возможность рассмотреть строение объектов, что привело к большому количеству научных открытий.

6. Рефлексивное мышление. Полный акт рефлексивного мышления

Полный акт мышления описывает двойное движение рефлексии от фактов к идее БЗТ и обратно от теории к практике. Обратное движение рефлексии предполагает проверку базового значения термина на практике. Если проверка на функционирование состоялась, то БЗТ доказано. В лингвистическом смысле дано определение предмета.

7. Двойное движение рефлексии: от практики к теории и обратно

Первый этап мышления предполагает движение от фактов к гипотезе базового значения термина (БЗТ), которое состоит из нескольких процедур.

  • Набрасывание смыслов. Присвоение вещи ее значения (мышление) начинается с накопления факторов для ее описания. На этом этапе «генерации смыслов» желательно продемонстрировать наблюдательность и увидеть как можно больше характеристик и фактических особенностей объекта. Предположения о нем могут быть дикими, но правильными, как у Стива Джобса.

  • Критическое мышление. Сортировка смыслов. Важным этапом мышления является выделение БЗТ, что предполагает исключение других факторов или версий. Эта процедура является доказательством. Из общего списка фактов, используя технику критического мышления, необходимо убрать лишние. Для этого следует изучать факт в разных условиях и оценить доказательную силу факта.

  • Случай. Критическое мышление или сортировка факторов происходит, с одной стороны, по подобию, а с другой – по аномалиям – смущениям. Увеличение же количества исходных частностей образует случай (ил. 1).

Рис.1

Ил. 1. Схема движения фактов к идее базового значения термина (БЗТ)

 

  • От случая к идее – БЗТ. Собирание и сравнение известного числа сходных случаев приводит от частной ситуации к формированию идеи БЗТ. Идея связывает факты. На этапе перехода от случая к идее следует отделить наблюдение от представлений, полученных путем выводов.

  • Смущение. Важным элементом мышления является исключение. Выводы делаются на одном случае, который сводится к аномалии – смущению.

  • Отбор идей, отражающих базовое значение термина. Перед окончательным выбором БЗТ предстоит сделать сортировку его промежуточных значений по иерархии (ил. 2).

Рис.2

Ил. 2. Схема отбора промежуточных значений термина

 

     Второй этап мышления предполагает экспериментальное подтверждение или проверку функционирования БЗТ на практике. Это происходит после того, как вещи присвоено ее значение и пройдены все этапы доказательства. Если все условия функционирования БЗТ выполнены, то гипотеза доказана практикой. Чтобы изучить исключения, регулируем условия наблюдения – создаем эксперимент. В учебном процессе экспериментальные условия для проверки идеи могут складываться, например, на защите проекта. Когда эксперты задают учащемуся вопросы, они моделируют реальную ситуацию и выявляют смущения, то есть слабые места в проекте студента.

     Если функционирование предмета подтверждено и доказано на защите, то акт мышления осуществился, а предмету присвоено значение. В том случае, если накопилось большое количество исключений, проблем и вопросов в условиях экспериментальной апробации, следует заново повторить все акты мышления по приведенному алгоритму.

    Заключение. Уже одно только знание типологии мышления не позволит учащимся в дальнейшем избегать аргументации своих проектных предложений. Работа в режиме рефлексивного мышления даст возможность студентам более осмысленно делать работу. В свою очередь, следование предложенному алгоритму обеспечивает преподавателям контроль за различными этапами интеллектуальной деятельности студентов.

 

Библиографический список

 

  1. Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. – М.: Изд. Т-ва «Мир», 1919. – 202 с.

 

«EDUCATION OF MIND» IN STUDENTS PLANNERS

 

Terekhina V.S., Сandidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article presents the typology of thinking, isolated from the work of John Dewey "Psychology and pedagogy of thinking" [1]. The typology of thinking is supplemented by author's generalizations that describe the algorithm of double reflection movement from practice to theory and Vice versa. The article can be useful in the process of intellectual development of students of architectural universities.

Keywords: typology of thinking, linguistic thinking, reflexive (intellectual) thinking, critical thinking, basic meaning of the term (BZT), "definition", "concept", parametric, structural, double movement of reflection.