Номер
УДК 72.012(470-25)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ ВО ВРЕМЕНА СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА 1955–1991 гг. НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ

Гришова Т.А., старший преподаватель

Сайковская Е.С., студентка

Тамбовский государственный технический университет

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности архитектуры противоречивого периода советского модернизма, характерные черты проектирования интерьеров и их диалог с внешним обликом здания на примере Москвы. Был проведен анализ основных приемов и методов, характерных для данного временного промежутка.

 

Ключевые слова: архитектура, дизайн, монументальное декоративно-прикладное искусство, советский модернизм.

 

   Архитектура советского модернизма – это условный промежуток времени с 1955 г., когда Н. Хрущевым было принято постановление «Об устранении излишеств», до 1991 г., когда распался СССР. Время в архитектуре и искусстве крайне противоречивое и неоднозначное, политически сложное. Но чем неоднозначнее и запутаннее настроения эпохи, тем интереснее их влияние на формирование творческих и культурных настроений.

   Архитектура СССР этого периода, к сожалению, не стала тем национальным достоянием, каким должна была стать по праву. Причин этому масса. Это и специфическое отношение людей к самому образу той эпохи – ей до сих пор не могут простить дефицит, «железный занавес», отсутствие гражданских свобод, а поэтому не хотят принимать и понимать ее значение как искусства. Это и медленное, но настойчиво прогрессирующее разрушение самих архитектурных памятников той эпохи, когда при всей высоте, чистоте и прогрессивности идей качество исполнения неминуемо страдало. Это и уровень эксплуатации – в стране, где «все вокруг колхозное», уровень эксплуатации и отношения был соответствующий.

   В результате всех этих факторов наше достояние, наша самобытность осыпается, протекает, разрушается…не только в физическом, но и духовном смысле. Поэтому так важно изучить, рассмотреть эту ускользающую эпоху, прикоснуться к ней и проникнуться уважением.

   А уважать есть что – архитектура рассматриваемого периода и ее наполнение вобрали в себя поистине лучшую идеологию: утверждение простых, чистых, рациональных и открытых, демократичных форм. Архитекторы искренне старались сделать жизнь советского человека лучше – насыщеннее, активнее, культурнее. Сколько в этот период возводилось «дворцов» – музыки, культуры, спорта, сколько музеев и театров… Как чутки и внимательны мастера были к городу, как деликатно вписывали здания в существующую застройку. Одним словом – современным архитекторам есть чему поучиться у архитекторов той идеологии.

   Совершенно очевидно, что создание лаконичных и чистых архитектурных ансамблей было немыслимо без таких же логичных по наполненности и организации интерьеров. Создание интерьера и внешнего облика здания в едином стиле и идеологическом порыве по-прежнему считалось не то чтобы хорошим тоном, но прописной истиной. Поэтому созданные в период расцвета советского модернизма интерьеры также стоит считать эталоном для подражания. В качестве основы и отправной точки для многих из них были взяты принципы открытости, чистоты и честности пространства. Отличительным приемом стало повсеместное использование в интерьере панорамного остекления, особенно во многих культурно-зрелищных и общественных зданиях. Так, большую роль в успехе кинотеатра «Россия» (ныне «Пушкинский», годы постройки 1957–1961) архитекторов Ю. Шевердяева, Д. Солопова и Э. Гаджинской сыграла именно стеклянная «витрина», которая, с одной стороны, отделила пространство площади, мир реальный, от внутреннего объема кинотеатра, мира вымышленного, манящего зрителя таинством кинематографа, а с другой стороны, остекление, предусмотренное с целых трех сторон фойе, позволило зелени Пушкинской площади буквально хлынуть в интерьер, прочно завязав внутреннее пространство с внешним. На примере кинотеатра хорошо видно, как обширные стеклянные поверхности справляются с двумя противоположными задачами: разделения и одновременного объединения пространств.

1

Рис. 1. Кинотеатр «Россия» (старое фото)

   Большую эмоциональную и смысловую нагрузку на панорамное ленточное остекление возлагали и архитекторы И. Виноградский и И. Пяткин, спроектировавшие кафе «Времена года» в Центральном парке культуры и отдыха (1968 г., ныне это здание отдано во владение музея современного искусства «Гараж»). Весь второй этаж здания опоясывает стеклянная лента из огромных стеклопакетов, выпуск которых специально наладили на Саратовском заводе технического стекла, и превращает обеденные залы в своеобразную смотровую площадку с видами на зелень парка, меняющую оттенки со сменой времен года. Собственно эта задумка и определила название и тематику ресторану. 2

Рис. 2. Кафе «Времена года» (старое фото)

   Неким манифестом стекла стало строительство станции метро «Ленинские горы» (1956–1959 гг., сейчас «Воробьевы горы»). Удивительно то, что эта станция находилась на мосту, объединяющем в себе три: автомобильный, пешеходный и метромост. Архитекторы М. Бубнов, А. Маркелов, М. Марковский, А. Рыжков, Б. Тхор, Н. Демчинский, В. Алешина в соавторстве с конструкторами И. Жуковым и О. Сергеевым задумали эффектное взаимодействие обширных стеклянных плоскостей станции с упругими бетонными конструкциями. Главным украшением станции должен был стать именно вид, поэтому отделка интерьера была довольно аскетичной. При искусственном освещении простой геометричный объем благодаря стеклянным граням превращался в светящийся брусок света.

3

Рис. 3. Станция метро «Ленинские горы» (старое фото)

   Подобных примеров, когда масштабные стеклянные поверхности становились главным действующим лицом архитектурной игры и основной смысловой метафорической нагрузкой, в московской архитектуре немало. Это и здание Курского вокзала (1968–1972 гг., архитекторы Г. Волошилов, В. Евстигнеев, Н. Панченко, М. Аникст, Т. Бархина, Л. Малашонок) – «стеклянный аквариум», символизирующий свободу перемещения, открытость и легкость, и трибуна-павильон гребного канала, призванная символизировать честность состязаний, и множество других сооружений, в которых обилие стекла неминуемо символизировало искренность и прозрачность архитектуры во всех известных смыслах. Однако это была не единственная цель, которой архитекторы наделяли стекло – в их возвышенных замыслах была заложена идея открыть архитектуру навстречу народу, сделать ее простой и понятной каждому, используя простые, но эффектные и действительно эффективные приемы. К сожалению, замыслы не поняли или попросту не захотели понимать – стеклянные витражи со временем завесили рекламой, загородили вычурными вывесками или заставили мебелью изнутри.

   Лишь к переустройству кафе «Времена года» отнеслись уважительно и творчески (недаром же в него переселился именно музей, а не офисы или торговый центр), а к работе над новым обликом и функцией пригласили бюро ОМА всемирно известного Рема Колхаса. Архитекторы заботливо заменили наружную оболочку светопроницаемым, но непрозрачным поликарбонатом. Тем самым была сохранена концепция обилия света, но изменен смысл: пространство стало ориентировано не наружу, как было в кафе, а вовнутрь, что необходимо для музейных залов. Но тем не менее обильная зелень парка осталась неотъемлемой частью декоративного убранства здания, отражаясь в его серебристых мягких фасадах.

4

Рис. 4. Музей современного искусства «Гараж»

   Раскрывая тему роли стекла во взаимодействии интерьера и экстерьера в период развития в СССР модернизма, а также творческой любви к нему советских архитекторов, нельзя не упомянуть о ее истоках. Дело в том, что в то время вдохновение часто черпали из западных журналов, в этом, собственно, и был смысл эпохи: раскрыться навстречу друг другу, ощутить единение со странами-соседями. На фоне таких настроений очень часто обращались к опыту и теориям легендарного Ле Корбюзье. Ленточное остекление (один из его принципов архитектуры) использовалось чуть ли не повсеместно, особенно любили козырнуть им в возведении гостиниц, торговых центров, во многих плоскостных сооружениях. В качестве примеров можно привести Студию военных художников им. М.Б. Грекова (1965–1969 гг., архитекторы Ю. Кривущенко, О. Данченко), 1-й гуманитарный корпус МГУ (1965–1971 гг., архитекторы А. Хряков, Э. Золотницкая, М. Чесаков), Институт научной информации по общественным наукам (1960–1974 гг., архитекторы Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников), Главный вычислительный центр Госплана СССР (1966–1974 гг., архитекторы Л. Павлов, Л. Гончар, А. Семенов), онкологический центр (1972–1979 гг., архитекторы И. Виноградский, В. Орлов, Е. Бекреницкий, В. Антонов) и это лишь малая часть выразительных примеров.

   Еще одним очевидным отличительным приемом проектирования интерьеров в советское время стало включение в них элементов монументального декоративно-прикладного искусства. Лаконичные и строгие по формообразованию интерьеры вновь построенных зданий, лишенные обильного декора и украшательств, дополнялись крупными единичными декоративными включениями. Излюбленными формами были монументальные мозаичные панно и витражи. Синтез искусств был призван помочь в обогащении пространств, а также нес в себе некий идеологический подтекст.

   Мозаики Дворца пионеров (1958–1961 гг., архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян), выполненные целой группой художников (Е. Аблин, А. Васнецов, А. Губарев, Г. Дервиз, И. Дробышев, И. Лаврова-Дервиз, И. Пчельников, В. Эльконин), и строительство самого дворца стали показателем прорыва Советского Союза в сфере архитектуры и искусства, а одобрение, полученное от руководителя партии и государства Н. Хрущева, положило начало развитию подобного монументального искусства.

5

Рис. 5. Мозаичное панно Дворца пионеров

   Еще одним достойным примером являются абстрактные панно секретариата Совета экономической взаимопомощи (1963–1970 гг., архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, В. Свирский), одно из которых покрывает снаружи цилиндр конференц-зала (художник Г. Опрышко), а другое панно площадью целых 1600 кв. м целиком занимает общую стену столовой и ресторана (художник Е. Аблин).

6

Рис. 6. Мозаичное панно конференц-зала секретариата Совета экономической взаимопомощи

   Интереснейшим примером, которому, к счастью, повезло не быть погребенным под толстым слоем штукатурки не слишком просвещенных современных обывателей, служат мозаичные панно Главного вычислительного центра Госплана СССР (1966–1974 гг., архитекторы Л. Павлов, Л. Гончар, А. Семенов, О. Трубникова, ныне аналитический центр при Правительстве РФ). Мозаики сочетают в себе абстрактные формы, переплетающиеся с изображениями людей и приборов, а год создания выложен мозаикой в двоичной системе.

7

Рис. 7. Композиция мозаичных панно Главного вычислительного центра Госплана СССР

   Как и в случае с панорамным остеклением, не всем мозаичным панно повезло дожить до наших дней, например, варварски заштукатурено огромное абстрактное рельефное панно кинотеатра «Россия» («Пушкинский»), покрытое многоцветной мозаикой Е. Аблина. Неизвестно, чем такие изысканные, утонченные и эмоционально мощные образы могли не угодить новым владельцам и почему они не стали причиной гордости и изюминкой заново переосмысленных пространств. Возможно, дело в уровне образованности их новых хозяев.

   Помимо мозаичных полотен интерьеры часто украшались масштабными витражами. Редкостью и самым настоящим драгоценным камнем в шкатулке Советского монументального искусства принято считать 25-метровый витраж «Гидронавты» вестибюля Института океанологии (1969–1978 гг., архитекторы Ю. Платонов, Е. Вигдорчик, О. Калмыков, Е. Фомина, Э. Ширяевская). После уничтожения при сносе гостиницы «Интурист» витражей тех же авторов, Л. Полищука и С. Щербининой, панно даже поместили под государственную охрану.

8

Рис. 8. Витраж «Гидронавты» вестибюля Института океанологии

   Говоря о витражном искусстве, нельзя не упомянуть и витражи Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (1968–1985 гг., И. Ловейко, А. Афанасов, М. Фирсов). В отличие от гостиниц «Интурист» и «Россия», постпредства Азербайджана и Института океанологии, здесь речь идет о витраже как оконном заполнении. Его автор – Г. Опрышко – вместо советского драматизма, свойственного большинству представителей монументального искусства того времени, вдохнул в цветное стекло дух абстрактного искусства, войдя благодаря этому в историю.

9

Рис. 9. Витраж Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки

   Как было уже сказано выше, модернизму в советское время были присущи принципы рациональной монументальности и чистоты пластики. Эти приемы объединяли смысловую наполненность фасадов и интерьеров. Интерьеры создавались крупными монументальными мазками, росчерками простой, но выразительной формы. Так, большую роль стали играть силуэты парадных лестниц и пандусов в двусветных фойе и вестибюлях общественных зданий, многоступенчатые сложные пространства, перетекающие одно в другое и подверчивающиеся шедами и световыми фонарями. Чтобы не нарушить такую тонкую игру геометрических объемов, а, наоборот, подчеркнуть ее, архитекторы использовали нюансные сочетания натурального камня и дерева в отделке, а иногда наоборот – броский контраст стекла и шероховатого бетона.

   Период в советской архитектуре, охватывающий середину и конец XX  в., очень часто остается недооцененным и не понятым, порой совсем не акцентированным в истории архитектуры нашего государства. Причин этому множество, они полярные и не всегда обоснованные, но факт остается фактом. Тем не менее советский модернизм – это очень интересный, сложный, с оттенком горечи несбывшихся мечтаний период развития архитектуры современной России, достижения и идеи которого являются неотъемлемой частью нашего наследия и культурного опыта.

 

Библиографический список

 

  1. Броновицкая А.Ю., Малинин Н.С. Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Путеводитель. – М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016. – 328 с., ил.

 

 

PECULIARITIES OF THE INTERIORS’ DESIGNING DURING THE PERIOD OF SOVIET MODERNISM IN TERMS OF MOSCOW, 1955-1991

 

Grishova T.A., Lecturer

Saykovskaya E.S., Student

Tambov State Technical University

 

Abstract. This article addresses peculiarities of the architecture during the contradictory period of soviet Modernism, outstanding characteristics of the interiors’ designing and their connection with building appearance in terms of Moscow. An assay of the main methods of actual period was made.

Keywords: architecture, design, monumental Applied and decorative Arts, soviet Modernism.