Номер
УДК 371.72

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Хайбуллина Д.Р. кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Знания и умения в сфере физической культуры имплицитно необходимы каждому на протяжении всей жизни. Физическая культура как система знаний прежде всего связана с культурой самосохранения и качеством жизни конкретной личности. Процесс интериоризации ценностного потенциала физической культуры определяет ее переход из категории социального феномена в категорию личностную, но не совпадает по времени с периодом наибольшей актуальности в процессе онтогенеза. В статье приведены результаты некоторых исследований, отражающих процесс познания ценностей физической культуры и целенаправленного ее использования.

 

Ключевые слова: физическая культура личности, образ жизни, студенты.

 

    Физическая культура как социальный феномен в определенной степени влияет на результативность различных сфер жизнедеятельности человека. Имея в своей основе деятельностную природу, физическая культура приобретает формы подлинной деятельности, когда личностью принимается ценностное пространство физической культуры, когда ее достижения, образцы приобретают личную значимость. Процесс «принятия» ценностей физической культуры растянут во времени и связан с этапами формирования личности. Парадоксальным является тот факт, что наибольшую актуальность двигательная деятельность имеет в период до десятилетнего возраста, когда моторика является движущим фактором развития и восприятия окружающего мира, вместе с тем в этом возрасте человек в силу своего незначительного опыта еще не способен осознать ценность двигательной активности. Процесс восприятия ценностей физической культуры требует определенной личностной зрелости и организации сознания. Посредством интериоризации ценностного потенциала физической культуры она переходит из категории социального феномена в категорию личностную.

    Физическая культура личности, как сознательное целенаправленное использование средств физической культуры для физического совершенствования своей личности, – неотъемлемый и сложный комплекс поведения человека.

     Под физической культурой личности понимают переработанный, приобщенный и воплощенный личностью в собственную жизнедеятельность общественный опыт в сфере физической культуры в виде: ценностных ориентаций, знаний, двигательных практик, достигнутых и перспективных уровней физического развития, подготовленности, состояния здоровья.

    М.Я. Виленский и Р.С. Сафин [1] выделяют четыре уровня развития физической культуры личности:

1) ситуативный, при котором в целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, нет стремления к ее познанию и целенаправленному использованию в жизни. Определенный интерес и активность возникают в условиях необычности, новизны в силу эффекта подражания;

2) уровень начальной грамотности, характеризует освоение отдельных простейших элементов физической культуры, которые рассматриваются как формы гигиенической физической культуры. Направленность использования физической культуры личная;

3) уровень образованности, отражает познание существенных положений физической культуры, интерес к предметному содержанию физкультурно-спортивной деятельности. При этом предполагается использование не только индивидуальных, но и коллективных форм, внедрение их в профессионально-педагогическую деятельность;

4) уровень творческого использования средств физической культуры, отражает глубокое понимание и убежденность в ценности физической культуры. На этом уровне проявляются познавательные интересы, включение их в общую направленность личности, систему жизненных целей и планов, профессиональную деятельность.

     В табл. 1 приведены результаты исследования уровней физической культуры личности студентов вузов [3]. В ходе проведенного исследования выявлено, что подавляющее большинство студентов, более 70 %, имеют «ситуативный» и «начальной грамотности» уровни физической культуры личности. Таким образом, в мировоззрении двадцатилетнего человека еще незначительны связи между результатами физкультурной деятельности (физическая работоспособность, состояние здоровья, физическое развитие) и успешностью своей жизнедеятельности в целом. Более осознанно к физической культуре относятся студенты педагогического вуза, 26,4 % респондентов данной выборки соответствуют уровню «образованности» и 16,8 % – творческому уровню физической культуры личности. Следует заметить, что в данном исследовании в том числе принимали участие студенты факультета физической культуры. Более четверти опрошенных студентов педагогического вуза используют в своей практике не только индивидуальные, но и коллективные формы занятий физическими упражнениями, связывают физкультурную деятельность с профессиональной и социальным благополучием в целом. Более высокий уровень развития физической культуры личности студентов педагогического вуза в сравнении со своими сверстниками из классического и технического университетов объясним профессиональной направленностью данных студентов и содержанием изучаемых дисциплин.

Таблица 1. Результаты исследования определения уровней физической культуры личности студентов 2-го курса вузов

1

     Знания и умения в сфере физической культуры имплицитно необходимы каждому на протяжении всей жизни независимо от профессиональной принадлежности или социального статуса. Физическая культура как система знаний прежде всего связана с культурой самосохранения и качеством жизни конкретной личности.

     Здоровье, как один из феноменов современного общества, отражая в себе состояние медицины, экономики, образования, культуры, является одним из индикаторов развития государства. Особенностью современной стратегии оздоровления нации является формирование активной позиции населения в отношении заботы о собственном здоровье, физическом совершенствовании, работоспособности, перенос ответственности за собственный уровень жизни, физическое, психическое, социальное благополучие на конкретного гражданина.

     Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, проблема имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, так как здоровье – одно из обязательных условий полноценного выполнения человеком своих социальных и профессиональных функций.

      Обучение в высших учебных заведениях сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Анализ результатов исследования работоспособности студентов в течение учебного дня показал, что только 58,7 % (р < 0,05) студентов охраняют высокую работоспособность в течение всего учебного дня, 34,5 % – до 4-го учебного занятия и 6,8 % студентов способны продуктивно работать до обеденного перерыва (2-го учебного занятия) [2].

     Учеными, в числе которых Н.А. Бернштейн, П.Ф. Лесгафт, установлена связь между физической и умственной работоспособностью. Динамика умственной работоспособности, сохранение высокой ее активности на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях физическими упражнениями сопровождается улучшением функционального состояния центральной нервной системы, что, в свою очередь, положительно сказывается и на умственной работоспособности. Для оптимизации умственной и физической работоспособности наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6–8 ч. занятий в неделю.

    Регулярные и правильно организованные и дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови.

     С социальных позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, ценностях, установках, эталонах поведения. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался за предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе. По результатам проведенного исследования [2] было установлено, что 86,7 % студентов знакомы с основными принципами здорового образа жизни, 13,3 % не имеют о нем даже представления, 14 % студентов не считают необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни. Более половины студентов 1-го и 2-го курсов считают необязательными занятия физической культурой, хотя имеют достаточный уровень физкультурных знаний. Почти 35 % студентов сообщили, что занимаются физической культурой только ради зачета. Только 20 % студентов 1-го курса и 10 % 2-го курса занимаются физической культурой во внеурочное время, 8 % высказались за необходимость увеличения количества часов, отведенных на дисциплины по физической культуре и спорту. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что при положительном отношении к факторам здорового образа жизни большинства молодежи практическое их следование отмечается лишь у 10–15 %.

     Одной из тенденциозных особенностей образа жизни современного человека является гипокинезия, помноженная на нервно-психические перегрузки. Тот уровень развития техники и технологий, который присущ настоящему времени, сводит к минимуму количество выполняемых человеком движений. Вследствие гиподинамии и гипокинезии возрастает количество таких заболеваний, как ожирение, диабет, сердечные патологии. Не существует в мире более эффективного метода стимуляции функциональных систем организма человека, чем двигательная активность. Направленность занятий физическими упражнениями может быть различной: от оздоровительно-восстановительной до той степени интенсивности, которая позволяет достичь элитарных образцов двигательной практики и уровня физической подготовленности. Посредством физической тренировки совершенствуются механизмы регуляции функций различных органов и систем, повышается уровень резистентности организма и общей работоспособности человека.

      Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Объем двигательной активности взрослого человека – это его осознанный выбор, базирующийся на приоритете его ценностных ориентаций, жизненных установок, уровня образования.

     С позиции системно-целостного подхода целесообразно представить образ жизни как целостное образование, включающие такие взаимосвязанные компоненты, как ценностно-психологический (цели, мотивы, ценностные ориентации, эмоциональная оценка достигнутого) и деятельностно-практический (опыт организации и реализации способов и форм жизнедеятельности). Ценностно-психологический компонент является системообразующим, поскольку в рамках проблемы образа жизни исходным оказывается вопрос о направленности саморазвития субъекта деятельности, т.е. о смысле жизни.

     Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и сохранять здоровье человека. Тем не менее необходимо выделить такой фактор образа жизни, как двигательная активность, индивидуальный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и по особенностям которого можно судить о мотивационно-ценностных особенностях, направленности личности, о ее жизненных установках.

 

Библиографический список

 

  1. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учеб. пособие. – М., 1989. – 259 с.

  2. Теоретические и прикладные аспекты охраны здоровья молодежи: коллективная монография / Л.А. Проскурякова, М.Р. Гетта, Д.Р. Хайбуллина [и др.]; Кемеров. гос. ун-т. – Новокузнецк, 2010. – 292 с.

  3. Хайбуллина Д.Р. Особенности формирования физической культуры личности студентов НФИ КемГУ во взаимосвязи с профилем выбранной специальности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – № 1 (41). – 2010. – С. 253–257.

 

ABOUT THE VALUE POTENTIAL PHYSICAL CULTURE

 

Khaybullina D.R., Candidate of Pedagogic Sciences, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. Knowledge and skills in the field of physical culture are implicitly needed by everyone throughout their lives. Physical culture as a system of knowledge, above all, is related to the culture of self-preservation and the quality of life of a particular person. The process of internalization of the value potential of physical culture determines its transition from the category of social phenomenon to the personal category, but does not coincide with the period of the greatest relevance in the process of ontogeny. In the article results of some researches reflecting process of knowledge of values ​​of physical culture and purposeful its use are resulted.

Keywords: physical culture of personality, lifestyle, students.