Номер
УДК 711.4-112(571.14)

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ РАЙОНА ПАШИНО, г. НОВОСИБИРСК

Цыба М.С., магистрант
Ерохин Г.П., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья представляет научному сообществу результаты исследования формирования безопасной городской среды района Пашино, г. Новосибирск. Исследуются теоретические и практические аспекты проектирования безопасной городской среды. Рассматриваются особенности генезиса формирования пространственной структуры района Пашино. Определены основные проблемы исследуемой территории, обуславливающие снижение безопасности. Предложен комплекс принципов формирования безопасной городской среды, а также архитектурно-планировочных и эксплуатационных мероприятий, выполнение которых позволит свести к минимуму, локализовать и нейтрализовать существующие риски городской среды.

 

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, городская среда, безопасная среда обитания.

 

     Современные требования к качеству городской среды постоянно возрастают. В России, в частности, это выражается в развертывании масштабных программ по преобразованию среды обитания. В настоящее время на федеральном уровне приняты и реализуются два приоритетных проекта –  «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные дороги». При этом одним из основных требований является безопасность городской среды –  т.е. такое ее состояние, при котором за счет особой пространственной организации сводятся к минимуму, локализуются и нейтрализуются риски возникновения опасных для человека ситуаций.
     Проблема создания безопасной городской среды была актуальна во все времена на протяжении развития общества. Стратегической целью социально-экономического развития страны является наиболее полное удовлетворение потребностей населения. Согласно теории личности Маслоу, потребности человека имеют определенную иерархию, и потребность в безопасности стоит в ней на втором месте.
Вопрос создания «безопасной» городской среды для жизнедеятельности человека является одним из наиболее актуальных в современной теории архитектуры и градостроительства не только в России, но и за рубежом. Данную проблематику рассматривали специалисты различных сфер научной деятельности. Вопросами проектирования городской среды занимались: В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, В.Г. Гропиус, К. Линч, В. Рыбчинский, Л. Холлис, Я. Гейл и др. Взаимосвязь объемно-пространственной среды города и уровня преступности рассматривалась в работах Т. Кроува, О. Ньюмана, Дж. Джейкобс, Э. Вудс и др.
     Тема обеспечения безопасности городской среды находится на пересечении областей знаний и включает: теорию и методологию градостроительного проектирования, специальные разделы социологии, криминологии, архитектурного проектирования, дизайна среды, экологии.
       Человек в среде современного крупного города постоянно находится под влиянием множества факторов, которые могут влиять на него как в позитивном, так и в негативном ключе. Так, городская среда может потенциально нести в себе широкий и разнообразный набор рисков и угроз для человека. Можно условно сгруппировать эти риски в следующие группы: транспортные, социальные, конструктивно-технические, экологические (рис. 1, 2).

1

Рис. 1. Безопасность. Основные виды рисков

     Несмотря на множество технических средств защиты, сама по себе архитектура и ее элементы могут также рассматриваться как инструмент повышения уровня безопасности. Городская среда и отдельные здания должны способствовать активности, для которой они предназначены, соответствовать нуждам потребителя и защищать его от бытовых опасностей и криминальной активности, которые влияют на продуктивность работников и спокойствие жителей.

2

Рис. 2. Безопасность городской среды. Основные виды

     Актуальность исследования вопросов качества жилой среды, и в частности безопасной среды в России, обусловлена в том числе масштабными мероприятиями по преобразованию существующего жилого фонда и высокими темпами нового строительства.
     Жилищное строительство в России ведется высокими темпами. В 2016 г. в эксплуатацию было введено 79,8 млн кв. м жилья, а годом ранее – рекордные для российской строительной отрасли 85 млн. К 2025 г. планируется достичь отметки в 140 млн кв. м в год, а всего с 2017 по 2025 г. построить 600 млн кв. м [2].
     Новосибирск – крупный современный город России, областной центр, претендующий на звание «столицы Сибири». Говоря о Новосибирске, стоит отметить, что город постоянно растет и меняется. Так, Новосибирск внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрорастущий город-миллионник. В стремлении идти в ногу со временем возводятся и реконструируются здания, меняется характер общественных пространств, дворовых территорий. Комфорт и безопасность городской среды являются важными ее составляющими. Но если в центральных районах уровень городской среды является удовлетворительным, то в периферийных состояние общественных пространств другое. Зачастую районы на окраине являются спальными, и несмотря на то что застройка там постепенно обновляется, состояние общественных пространств и территорий общего пользования остается на прежнем уровне. Городская среда в таких районах часто остается довольно депрессивной и запущенной,  используется не интенсивно в связи с тем, что основная деятельность жителей происходит в других районах, в центре города. Кроме того, основные бюджетные вливания до последнего времени осуществляли именно в общественные пространства Центрального района города по понятным и объективным причинам.
     Объектом данного исследования является городская среда района Пашино – района Новосибирска, относящегося к Калининскому административному району с 2000 г. Предметом исследования являются принципы построения безопасной городской среды в условиях крупного сибирского города.
     История поселка началась осенью 1941 г. В процессе изучения генезиса формирования было установлено, что причиной возникновения Пашино стало строительство завода «Искра» – производства пиротехнического профиля,   сформировался рабочий поселок. В послевоенные годы на его территории появились «118 Арсенал» и «Гвардейский» – территории воинских частей и поселения военных.  Однако на сегодняшний день ситуация изменилась: завод «Искра» продолжает свою деятельность, наращивая производительность, но «118 Арсенал» был расформирован, а «Гвардейский» перестал быть закрытой военной территорией. Сегодня район Пашино не только является сегрегированным от территории Новосибирска, но и сам по себе состоит из отдельных единиц (собственно Пашино, территория завода «Искра», «Гвардейский городок» и территория бывшего «118 Арсенала»).
     Несмотря на ежедневную маятниковую миграцию населения в другие районы Новосибирска, Пашино сегодня не является исключительно спальным районом. Он обладает большим количеством рабочих мест, несколькими производствами, высоким качеством дошкольного и школьного образования, а также интенсивной спортивной жизнью.
     В то же время городскую среду поселка можно назвать депрессивной. Жители района Пашино (г. Новосибирск) подвержены ряду факторов, которые могут негативно влиять на здоровье, психоэмоциональное состояние и восприятие городской среды. К основным проблемам данного района можно отнести:
    1. Прерывность городской ткани района Пашино. Данная проблема возникла в связи с особенностями генезиса формирования района, обусловившего его пространственно-планировочную расчлененность.
    2. Низкая коммуникативная связанность территорий района. Данная ситуация также является следствием генетических особенностей формирования пространственной структуры поселка, что выражается в прерывности пешеходно-тропиночной сети, а также в недостатке количества и плотности благоустроенных тротуаров.
    3. Неудовлетворительное состояние покрытий улиц и тротуаров. Данная проблема стоит остро, особенно на территории «Гвардейского городка», в связи с проблемами передачи территорий из военного подчинения городскому. Так, продолжительное время на улицах и проездах не производилось не только ремонта покрытия, но и уборки снега в зимнее время года, что не могло не привести к деградации покрытия.
     Но подобные «неудобства» испытывают на себе не только жители «Гвардейского городка», общая картина состояния дорожного покрытия не является позитивной: удовлетворительным можно назвать покрытие лишь главных магистралей района, остальные улицы и проезды требуют капитального ремонта или обустройства нового покрытия взамен улиц с грунтовым покрытием.
    1. Устаревшее и полуразрушенное уличное оборудование. Такие элементы благоустройства, как скамьи, опоры элементов освещения, игровые площадки, ограждения, остановочные павильоны общественного транспорта и т.д., в основной своей массе являются устаревшими или находятся в неудовлетворительном состоянии. Это проблема приводит к негативному визуальному впечатлению при восприятии городской среды Пашино его жителями.
    2. Недостаточная освещенность общественных пространств в темное время суток. Освещение района прерывное, неравномерно и концентрируется на основных магистралях, но при этом городские магистрали, соединяющие район с городом, не освещены. Эта проблема усиливает чувство дискомфорта и отсутствия безопасности в темное время суток, препятствует позитивным формам активности жителей на территории района, может приводить к девиантному поведению и росту криминальной активности.
    3. Непросматриваемость территории. Эта проблема связана с проблемой прерывности городской ткани. Просматриваемые территории являются и ощущаются человеком более безопасными за счет наличия естественного наблюдения за ними. Отсутствие просматриваемости, так же как и недостаточная освещенность, может приводить к девиантному поведению и росту криминальной активности.
    4. Избыточный визуальный шум, который создается устаревшей системой электроснабжения (большое количество проводов, свисающие провода), неиспользуемыми опорами и столбами, устаревшими вывесками, а также чрезмерным их количеством (отсутствие дизайн-кода).
    5. Неудовлетворительное состояние системы навигации. Продуманная система навигации указывает на «хозяина» территории, упорядочивает пространство, делает среду «удобной», ее отсутствие может приводить к девиантному поведению и росту криминальной активности.
    6. Неудовлетворительное состояние городского озеленения. Озеленение территории Пашино представлено старыми, а иногда и аварийными зелеными насаждениями, озеленением естественного происхождения, а также результатами ландшафтного творчества местного населения, не имеющими общей концепции. Следует отметить, что на территории района наблюдается недостаточное количество озеленения рекреационного назначения. Эта проблема относится к экологическим рискам и влияет на уровень жизни и здоровья населения.
    7. Значительная доля территорий с нарушенным покрытием. Эта проблема также относится к категории экологических рисков. Отсутствие дорожного покрытия, неправильное проектирование профилей магистралей, улиц и проездов, неправильная их эксплуатация приводит к выветриванию почв, образованию большого количества пыли, следствием чего становится низкий уровень жизни и здоровья жителей района.
    8. Близость предприятия пиротехнического профиля «Искра» и его базисного склада, кладбища, полигона ТБО и воинской части на территории «Гвардейского городка». Данные особенности территории накладывают свои планировочные ограничения. Несмотря на это, сегодня в эти СЗЗ попадает большое количество жилых зданий, а также предприятия дошкольного образования.
Невзирая на большое количество проблем и рисков, в районе сформировалась и сохранилась особая атмосфера соседства, и за счет этого территория имеет большую привлекательность. С учетом увеличивающегося количества новых рабочих мест, роста транспортной доступности до центра Новосибирска и относительно благоприятной экологической ситуации   территория района Пашино имеет высокий потенциал развития.
      В связи с этим становится вполне актуальным поиск путей решения вышеперечисленных проблем района.
    Для сведения к минимуму, локализации и нейтрализации существующих рисков городской среды района Пашино в ходе исследования был выделен следующий комплекс принципов, включающий конкретные мероприятия (табл. 1).

Таблица 1. Принципы формирования безопасной городской среды

3

     Таким образом, в ходе исследования установлены основные проблемы, обуславливающие снижение безопасности в конкретном районе Пашино, г. Новосибирск. Предложен комплекс принципов формирования безопасной городской среды, а также архитектурно-планировочных и эксплуатационных мероприятий, выполнение которых позволит свести к минимуму, локализовать и нейтрализовать существующие риски городской среды исследуемого района. Полученные результаты были апробированы в проекте градостроительно-средовой реконструкции, который охватывает систему транспортно-пешеходного движения, систему озеленения, функциональное зонирование территории. Проектные решения оформлены как предложение по внесению изменений в действующий проект планировки.

 

Библиографический список

 

1. Букин С.С. Искровцы: история Новосибирского механического завода «Искра». – Новосибирск, 2002. – 122 с.

2. ДОМ.РФ [Электронный ресурс]. – 01 июня 2017 г. – URL: https://дом.рф/wp-content/uploads/2018/04/Svod-printsipov-kompleksnogo-razvitiya-gorodskih-territorij.pdf.

3. Коломейцев К.В. Благоустройство городских окраин. Концепции и методы средовой криминологии [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 42. – URL: http://archvuz.ru/2013_22/16.


 

FORMATION OF SAFE URBAN ENVIRONMENT OF DISTRICT PASHINO, NOVOSIBIRSK

 

Tsyba M.S., MA Student

Erohin G.P., Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article presents to the scientific community the results of research into the formation of a safe urban environment in the Pashino district, Novosibirsk. Theoretical and practical aspects of designing a safe urban environment are explored. The peculiarities of the genesis of the formation of the spatial structure of the Pashino district are considered. The main problems of the investigated territory which cause a decrease in safety are determined. A set of principles for the formation of a safe urban environment, as well as architectural and planning and operational measures, which will allow to minimize, localize and neutralize the existing risks of the urban environment is proposed.

Keywords: architecture, urban planning, urban environment, safe habitat.