Номер
УДК: 711.112(571.12)

УЛИЦЫ-СЛОБОДЫ КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВОЧНОГО КАРКАСА ПОДГОРНОЙ ЧАСТИ ТОБОЛЬСКА (ПО КАРТАМ С.У. РЕМЕЗОВА)

Пашнина Ю.П., магистрант
Терехина В.С., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Целью написания статьи является поиск планировочной концепции по возрождению исторической части города Тобольска для обеспечения устойчивого развития города. Данная работа написана на основе материала, подготовленного в рамках учебного процесса исследования и проектирования системы общественных пространств.
    В статье рассмотрена планировочная структура Тобольска и обозначены основные проблемы развития подгорной части города. Изучен планировочный каркас XVIII в.: представлен семантический анализ названий улиц и рассмотрена логика формообразования селитебных территорий. Кроме того, в статье выявлен исторический планировочный каркас подгорной части Тобольска, основой которого послужил действующий проект планировки. Представленная работа может являться базовой рекомендацией в дальнейшей проектной разработке по возрождению исторической части города Тобольска.

 

Ключевые слова: Тобольск, С.У. Ремезов, подгорная часть, планировка, исторический планировочный каркас, улицы, слобода.

 

   Актуальность. Тобольск – старейший город Сибири, который славится архитектурными, историческими и природными достопримечательностями. Сегодня, благодаря обилию уникальных памятников, Тобольск является крупным туристическим центром России. Несмотря на огромный интерес, значительная историческая часть города находится в депрессивном состоянии, что привело к утрате многих памятников. Подгорная часть Тобольска – это большое количество утраченных и руинированных зданий. Многие памятники были сохранены, но они затеряны среди ветхой индивидуальной малоэтажной застройки и к ним практически нет доступа.
   Поиск градостроительной концепции по возрождению исторической части является основной задачей данной статьи. Фиксация памятников может поспособствовать развитию многих отраслей города, таких как экономика, образование, социальная инфраструктура, культура, религия и др., обеспечить  устойчивое общее развитие. С этим и связана, на наш взгляд, актуальность исследования.
Проблемы развития исторической части города
   История города тесно связана с процессом освоения Сибири. До прихода русского казачества на территории современного Тобольска находились владения хана Кучума, столицей был г. Искере, располагавшийся в окрестностях будущего Тобольска. На протяжении нескольких верст находились татарские поселения, в которых жили жены, сыновья и многочисленные родственники хана.
   В конце XVI в. на месте слиянии рек Тобола и Иртыша был основан военный пост, который в 1590 г. получил статус города. Уже вначале XVII в. Тобольск стал столицей Сибирского губернаторства. Однако с дальнейшим освоением Сибири и переносом торговых путей южнее, в Тюмень, Тобольск утратил свою значимость.
Тобольск представляет собой компактное градостроительное образование, которое состоит из двух крупных планировочных районов. Городская застройка расположена на правом берегу реки Иртыш, на двух террасах (перепад высот > 50 м), и естественным образом делится на подгорную и нагорную части.
   Подгорная часть расположена на юге города, от подножья Троицкого мыса до Бизинской протоки. Северную часть планировочного района (до ул. Дзержинского) занимает историческая застройка, отдельные элементы которой относятся к XVII–XVIII вв. Планировочная структура исторической части  представляет собой достаточно плотную регулярную трассировку дорог с сохранившейся системой исторических общественных пространств. Меридиональные улицы ориентированы на главную композиционную доминанту города – Тобольский кремль. Широтные направления обращены к реке Иртыш.
   Направление улиц и проездов южной части планировочного района во многом обусловлено сложной расчлененностью территории, мелкой гидрографической сетью и изгибом р. Иртыш.
   В составе планировочного района доминируют территории жилой застройки, в южной части размещена мебельная фабрика, а также ряд коммунально-складских помещений. Значительная часть объектов капитального строительства района носит смешанный характер. В границах одного квартала встречается многоквартирная и усадебная застройка. В юго-западной части сформированы коллективные сады. Свободные от застройки территории, в том числе и Княжий луг, заболочены и поросли мелким кустарником.
Объекты культурного наследия нижнего Тобольска это в основном каменные здания, часть которых находится в разрушенном состоянии. В целом район подгорной части можно охарактеризовать, как ценную историко-культурную территорию, имеющую перспективное направление в развитии туризма. К сожалению, принятый в 1974 г. новый генеральный план города привел нижний Тобольск в упадочное состояние.
   В 1970-е гг. в рамках конкурса институтом ЦНИИП градостроительства Госгражданстрой СССР был разработан генеральный план города, который предусматривал развитие нового ядра центра города в северном направлении и консервацию территории Тобольского кремля как музейной зоны. Результатом такого формального подхода к историческому наследию города стал многолетний спад в хозяйственном, социально-экономическом и культурном развитии [8, с. 124]. Согласно генеральному плану, центр Тобольска отвернут от исторического ядра. В качестве приоритетного направления развития было выбрано северное. Селитебная территория приобрела преимущественно линейное развитие вдоль Иртыша, а планировочная структура города основывалась на пересечении меридиональных (обслуживающих жилую застройку) и широтных (связь с Восточной промзоной) коммуникационных осей [2, с. 10]. Ввиду того что Тобольск не достиг запланированного в 1974 г. масштаба строительства, а также в связи с повышенным спросом на усадебную застройку в 1990-х гг. местными властями было принято решение о размещении индивидуального малоэтажного жилья в нагорной части города (д. Защитино). В отношении нижнего Тобольска развитие практически не осуществлялось, в том числе намеченное формирование общественного центра в районе Базарной площади. А также в подгорной части не реализовано благоустройство рекреационной полосы. В результате доступ к нижнему Тобольску стал затруднителен не только для туристического слоя, но и для постоянного населения города. Сегодня все транспортные транзиты проходят или через существующий проектный центр или севернее него. Отсутствие крупного транспортно-пересадочного узла вблизи исторического центра осложняют эту проблему.
   Стоит отметить, что на конкурсе была представлена альтернативная работа с сохранением и развитием исторического ядра Тобольска. Проект был разработан коллективом из Новосибирска, центральная его идея сегодня вновь обретает актуальность. Например, согласно стратегическому плану г. Тобольска, разработанного РосНИПИ градостроительства в 2003 г. (рис. 1), для обеспечения устойчивого развития города выделяется три приоритетных направления: промышленность, транспорт и туризм, последнему уделяется особое внимание. В стратегии отличаются две формы туризма: горнолыжный и экскурсионный, который предполагается сформировать за счет возрождения исторической части города.

1

Рис. 1. Стратегия устойчивого развития

Планировочный каркас Тобольска в XVIII в.
   Выявление устойчивых закономерностей и тенденций структуроформирования необходимо проводить методом анализа изменений планировочной структуры города с установлением взаимосвязей между такими изменениями в процессе исследования генезиса планировочной структуры [1, с. 6]. Для исторического анализа был выбран временной промежуток, когда Тобольск, как центр русской колонизации, получил наиболее прогрессивное развитие. Анализ производился на основе первых карт Тобольска, выполненных С.У. Ремезовым, и прочих его работ, которые зафиксированы в «Чертежной книге Сибири». Историческая часть Тобольска делится на нагорную часть, где расположен кремль, и подгорную – с жилыми дворами и локальными доминантами в виде церквей.
   Планировочный каркас Тобольска в XVIII в. – это устойчивая и ценная система древнейших рек, дорог и площадей. Немалую роль в сложении исторической среды играли реки Иртыш и Тобол. Подгорная часть города характеризуется сильным заболачиванием и изрезанностью мелкими реками.
    Можно заметить, что крупные архитектурные ансамбли формировались около культовых сооружений, городовых строений, а также на месте торговли. Однако особую роль в формировании планировочного каркаса играли жилые дворы, занимавшие основную территорию города. Каркасом жилых образований являются улицы, их названия – это нерукотворные памятники многовековой истории города, его природы, архитектуры, искусства и хронологии жизни. Поэтому был произведен семантический анализ названий улиц, вследствие чего все названия были разделены на 6 типов (табл. 1): религиозные, фамильные, топонимические, топографические, по роду деятельности и улицы-анахронизмы. Данная классификация, была наложена на карту С.У. Ремезова (рис. 2).

Таблица 1. Семантический анализ названий улиц

2

 

3

Рис. 2. Классификация улиц на карте С.У. Ремезова

   Можно наглядно увидеть, что структура верхнего посада больше подчиняется законам логики в отличие от структуры нижнего посада. Наблюдается бессистемность и дисперсность, частично это объясняется усложненной гидрографической сетью, однако применение в названиях более широкого спектра классификации объясняется при анализе этапов расселения нижнего посада, процесс которого условно делится на 3 периода.
   1-й период (конец XVI – конец XVII в.). Нижний посад Тобольска состоял из нескольких слобод. Выделяются два типа селений: первое – по этносу (бухарская, татарская, русская, калмыцкая и «немчинова» слобода). Отдельно селились казаки, для которых была характерна полиэтничность (рис. 3).

4

Рис. 3. Этапы расселения нижнего посада (кон. XVI – кон. XVII в.)

   2-й период (конец XVII – начало XVIII в.). Слово «слобода» постепенно стало выходить из обихода тоболяков по причине разрастания этнических селений, смещения или вовсе утрачивания их границ. Принцип селения был схож с принципом селения казаков (рис. 4).

5

Рис. 4. Этапы расселения нижнего посада (кон. XVII – нач. XVIII в.)

   3-й период (середина и конец XVIII в.). В Тобольске было начато строительство оружейного завода силами присланных из Москвы и Тулы мастеров. Москвичей, их называли пилята (от опиловки оружейных стволов), поселили за речкой Монастыркой (ныне Абрамовская) на берегу Иртыша. Там же селились и ямщики. Так начали складываться Ямская и Пиляцкая слободы с главной Пиляцкой улицей (ныне ул. Пушкина). Туляков поселили под Паниным бугром, главная улица – Туляцкая (ныне ул. Кирова) (рис. 5).

6

Рис. 5. Этапы расселения нижнего посада (сер. и кон. XVIII в.)

   Таким образом, особенностью планировочной структуры г. Тобольска является почти полное отсутствие деления на слободы в нижнем посаде, несмотря на широкую этничность населения. Это связано с колонизацией и освоением новых земель, процесс миграции порождает особую социокультурную среду.
   Служивые люди явились основной градообразующей массой населения Тобольска. Субэтнос сибирского казачества представлял собой сложный полиэтнический состав, поэтому внутри казачьей среды сталкивались и взаимодействовали все мировые религии. Одной из составляющих казачьей субкультуры является устойчивая веротерпимость [3, с. 300].
   Такое тесное взаимодействие разных культур привело к процессу аккультуризации на территории города, что и сопутствовало иной организации жилых дворов на основе интеграции. Этим и объясняется такая хаотичность в названиях улиц нижнего посада.
Выявление исторического планировочного каркаса подгорной части
   Под историческим планировочным каркасом города понимается представление исторической градостроительной системы города в виде системы узловых и линейных компонентов, выявленных в результате исторического анализа развития города. Узловыми компонентами считаются: исторические поселения, достопримечательные места, территории сосредоточения объектов культурного наследия, охраняемая природная территория. Линейными компонентами считаются: древние улицы и природные оси [3, с. 51–52].  В соответствии с данной трактовкой на основе действующей градостроительной документации проекта планировки подгорной части Тобольска был зафиксирован исторический планировочный каркас улиц, слобод, архитектурных памятников, а также выделены объекты капитального строительства, которые проектом планировки рекомендованы к присвоению им статуса памятника культуры и истории.
   Концепцией предлагается развить в единую систему зафиксированный исторический планировочный каркас (рис. 6). Ядром системы является район базарной площади и территории, где селились казаки, с проходящей по ул. Благовещенская (ныне ул. Мира) главной композиционной осью.

7

Рис. 6. Предложения по организации исторического планировочного каркаса

   Ядро связывает выявленные слободы, которые методом интеграции образуют 3 туристических кластера:
1. Пиляцкая и Ямская слобода – образуют кластер по виду деятельности (или ремесленный кластер).
2. Русская, Татарская и Бухарская слободы – образуют этнический кластер.
3. Бронная, Калмыцкая и Немчинова слобода – образуют смешанный кластер.
   Кроме того, концепцией предусмотрен крупный рекреационный кластер на берегу реки Иртыш.
Концепцией предусмотрена организация парадного въезда в город через историческую часть Тобольска с объектами придорожного сервиса, предложенного проектом планировки. Ближайшим крупным транспортно-пересадочным узлом парадного въезда является проектный аэропорт местных авиалиний, расположенный южнее на другом берегу Иртыша.
    Таким образом, предложенная концепция выявления исторического планировочного каркаса города Тобольска, выполненная на основе действующего проекта планировки и комплексного исторического анализа, представляет собой развитую инфраструктурную сеть, что позволяет максимально использовать историко-культурный потенциал и увеличить въездной поток посетителей. Реализация этих мероприятий дает возможность  создать рабочие места и гармонизировать социальную сферу, а также создать благоприятный климат для инвестиций и развития предпринимательства.

 

Библиографический список

 

  1. Веретенников Д.Б. Метод исследования исторического развития планировочных структур // Вестн. СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2014. – № 4 (17). – С. 6–9.

  2. Генеральный план городского округа г. Тобольска. Пояснительная записка [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Тобольска. – ФГУП РосНИПИ Урбанистики, 2007. – URL: http://www.admtobolsk.ru/tob_grad/gen_plan/(дата обращения: 22. 05. 2018).

  3. Дмитриева Л.В. Культурная антропология Сибири и Тобольска конца XVI – начала XVIII века // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена (общественные и гуманитарные науки). – 2005. – № 10. Т. 5. – С. 299–309.

  4. Забирова Ф.М. Историко-культурный планировочный каркас территории республики Татарстан и применение метода «градостроительной акупунктуры» к его узловым элементам // Изв. КазГАСУ. – 2009. – № 2 (12).

  5. Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольску 375 лет. Краткий исторический очерк / ред. Ю.М. Аверина. – Тобольск: Тобольск. гос. ист.-архит. Музей-заповедник, 1962.

  6. Кочедамов В.И. Тобольск. Как рос и строился город. – Тобольск: Тюмен. кн. изд-во, 1963.

  7. Ремезов С.У. Чертежная книга Сибири. – СПб.: Археографическая комиссия, 1882.

  8. Туманик Г.Н. Тобольск: Поиск концепции градостроительного развития исторического города. – Нвосибирск: НГАХА, 2005.

 

SEARCH FOR THE PLANNING CONCEPT ON THE REVIVAL OF THE HISTORICAL PART OF THE CITY OF TOBOLSK

 

Pashnina Yu.P., MA Student

Terekhina V.S., Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The purpose of the article is to search for a planning concept for the revival of the historic part of the city of Tobolsk to ensure sustainable development of the city. This work is written on the basis of the material prepared in the educational process of research and design of the public spaces system.

The article considers the planning structure of Tobolsk and outlines the main problems of the development of the foothill part of the city. The planning framework in the XVIII century was studied: a semantic analysis of street names is presented and the logic of the formation of residential areas is considered. In addition, the article reveals the historical planning framework of the foothill part of Tobolsk, based on the current design plan. The presented work can be the basic recommendation in the further design development on the revival of the historic part of the city of Tobolsk.

Keywords: Tobolsk, S.U. Remezov, foothill part, planning, historical planning frame, streets, sloboda.