Номер
Раздел
УДК 72.03(571.16)

К ПРОБЛЕМЕ РЕКОНСТРУКЦИИ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЙОНА г. ТОМСКА ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА

Вольская Л.Н., доктор архитектуры, профессор
Беляева Е.К., магистрант
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности создания Татарской слободы, ее планировка, архитектурно-пространственная композиция, декоративно-прикладное искусство оформления зданий слободы, отражающее особое техническое выполнение резьбы по дереву, присущее этому городу.
   Отмечается, что проблема реконструкции среды и реставрации зданий должна разрешаться в связи с поставленными задачами по сохранению архитектурно-культурного наследия, и предлагаются мероприятия, заключающиеся: 1) в реновации дорожного покрытия, благоустройстве дворовых пространств; 2) проведении санитарно-технических мероприятий в существующих деревянных жилых домах; 3) реставрации жилых деревянных домов слободы; 4) восстановлении утраченных элементов деревянной резьбы во всех типах зданий; 5) проведении музеефикации туристических променадов.

 

Ключевые слова: система планировки, застройка, композиция, деревянная резьба, памятники архитектуры, историческое ядро, реконструкция среды, реставрация, санация.

 

   Проблема сохранения историко-архитектурного наследия всегда является достаточно сложной, требующей решения многих задач, как и в предлагаемом случае – сохранении и реконструкции среды Татарской слободы в городе Томске. В статье ставятся следующие задачи:
    1. Определение особенностей планировки и застройки слободы.
    2. Выявление особенностей декоративного оформления домов.
    3. Формулирование основных проблем сохранения Татарской слободы.
   Исторический район Томска Татарская слобода входит в зону охраны памятников историко-культурного значения, включает в себя ценные  памятники архитектуры, отражающие особенности развития деревянного зодчества в Сибири начиная с XVII в. Согласно исследованиям по городу Томску А.И. Попова, в 1604 г. в Москву с челобитной прибыл князь Тоян (глава местного татарского племени эушта), прося защиты у Бориса Годунова от кочевых народов и сооружения на реке Томи русского города. Царь отдал приказ о возведении города-крепости и взятии под защиту подданных князя Тояна. Так началась история возникновения Томска [2].
   Исторически территория слободы располагается начиная от места впадения речки Ушайки в реку Томь и простирается вдоль прибрежной зоны Томи с юга на север.
   Район слободы ныне находится в центральной части города, его историческом ядре, поэтому очень привлекателен для туристов, в связи с чем его реконструкция очень важна.
   Застройка и планировка территории слободы в начале XVIII в. имела нерегулярный характер, что отражено в исторических документах и графическом изображении, но уже в конце XVIII – начале XIX в. (рис. 1, 2) город приобрел план и застройка велась уже на регулярной основе [1].

1

Рис. 1.План Томска середины XVIII в. с регулярной планировкой Татарской слободы

2

Рис. 2. План Томска 1898 г. с обозначением территорий Татарской слободы

   Варианты планировки местных архитекторов предопределили как системную планировку города, так и линейную перепланировку улиц слободы, параллельных реке Томи и перпендикулярно расположенных к ней других. Район Татарская слобода приобрел в XIX в. упорядоченную застройку, отличающуюся чертами своеобразия. На плане Томска 1818–1884 гг. планировочно Татарская слобода представляет собой систему кварталов с главной улицей, проходящей с севера на юг и являющейся осью композиции.
   Главная улица слободы – Татарская, идущая параллельно реке Томи, на которой располагаются наиболее значимые памятники архитектуры. Основным типом жилой застройки в слободе, как и во всем историческом ядре города, являются одно-двухэтажные деревянные дома, связанные с планировочными и декоративными традициями и особенностями домов русского народного деревянного зодчества [3].
   Однако отметим этнические особенности, отразившиеся в некоторых типах каменных зданий (мечеть, медресе – духовная школа, дом муллы, дом  хана), которые были перефункционированы в советское время, и в декоративно-орнаментальном искусстве деревянных домов, отразившем стилевые предпочтения времени, основанные на местных и восточных традициях (мотивах).
   В Томске значительное количество жилых домов исторического ядра выполнены из дерева. Это касается и Татарской слободы, причем часть домов  являются памятниками архитектуры деревянного зодчества.
   Анализ застройки Татарской слободы в настоящее время показывает, что она состоит из жилых, малых промышленных предприятий, общественных, хозяйственных зданий разного времени строительства.
   Особого внимания заслуживают деревянные дома слободы, являющиеся как памятниками архитектуры, так и «фоновой застройкой», поддерживающей историческую городскую среду.
   В архитектурно-пространственной композиции среды слободы  деревянные дома по улице Татарской (№ 42, 46, 6, 30, 35, 9 и др.) представляют интерес как для исследователей, так и для туристов своим объемно-пространственным решением и системой декоративно-художественного оформления. Эти дома поддерживают роль улицы как главной в слободе.
   Деревянные дома Томска, несмотря на простоту форм общего объемно-пространственного решения, отличаются декоративным узорочьем. Резьба их многообразна по мотивам и технике исполнения: пропильная, глухая (долбленая), объемная. Декоративное решение зданий принадлежит народным мастерам, чье искусство вызывает уважение и требует сохранения для потомков.
   Отметим, что и стилевые особенности в зодчестве отразились в декоративной резьбе Татарской слободы: так, вертикальные лопатки, характерные для классицизма, выполнялись в глухой технике, сандрики и карнизы – в пропильной (например, ул. Татарская, 40) (рис. 3, 4).

3

Рис. 3. Резьба наличников жилого дома по улице Татарская, 40. Фото автора

 

4

Рис. 4. Резьба карниза и фронтона жилого дома по улице Татарская, 40. Фото автора

   На главных фасадах деревянных домов слободы, расположенных по красной линии застройки, особенно не обшитых досками, выделяется своими узорами пропильная резьба, придающая особую нарядность всей улице  Татарской. Благодаря четкому, простому, брутальному объему всего дома выделяется входная часть, также являющаяся произведением творчества местных мастеров, так как искусно украшена деревянной резьбой, что вместе со всей системой декоративного оформления домов говорит о местной, томской,  школе деревянной резьбы. В объемных резных деревянных деталях домов  прослеживается влияние и стиля барокко, но отражающего особенности именно томской школы.
   Каждый дом слободы, имеющий статус памятника архитектуры,  отличается своим декоративным убранством, носящим восточные мотивы в орнаментике. Все дома имеют высокие окна, подчеркнутые декоративной резьбой, придающей и дому, и улице особенно нарядный и торжественный вид (Татарская, 42, 46). Восточные мотивы декоративного убранства каждого дома объединяют гармоничную среду слободы и подчеркивают своеобразие каждого здания. Такие произведения архитектуры и искусства необходимо сохранять, реставрировать для потомков.
   К сожалению, в настоящее время на территории слободы находятся малые промпредприятия, которые необходимо выносить в определенную зону и производить санацию среды, затем создавать дополнительные рекреационные пространства, что значительно улучшит экологическую ситуацию.
   В объемно-пространственной композиции Татарской слободы интерес представляют и каменные сооружения – мечеть, дворец хана. В советское время мечеть была закрыта, сейчас (после реставрационных работ) она функционирует (рис. 5).

5

Рис. 5. Красная мечеть (Первая соборная мечеть), г. Томск, территория Татарской слободы

 

6

Рис. 6. Дворец Карим-бая, г. Томск, территория Татарской слободы

   Примечателен своей архитектурно-пространственной композицией и бывший дворец хана Карима Хамитова (рис. 6) (ныне здание музея), носящий эклектичный характер, сочетающий в себе мотивы как русской, так и восточной культуры.
   Анализ планировки и застройки Татарской слободы в настоящее время позволяет отметить ее основные особенности, которыми являются:
– взаимосвязь элементов природного ландшафта с экосистемой территорий;
– появление (в XVII в.) слободы почти одновременно с основанием крепости-города;
– регулярная планировка по плану, созданному в XVIII в.
– застройка деревянными домами в стиле народного деревянного зодчества, оформление их уникальной деревянной резьбой, присущей именно Томску;
– отражение этнических особенностей в таких типах каменных зданий, как мечеть, медресе, дворец хана, а также в декоративных резных элементах деревянных жилых домов;
– близость к историческому центру-ядру города Томска;
– корреляция планировочного каркаса слободы с градоэкологическим каркасом всего Томска.
   В заключение отметим, что в дальнейшем при тщательной реставрации деревянных домов слободы своеобразие декоративно-прикладного искусства народных мастеров необходимо сохранить как особенности томской школы резьбы, отличающейся от других школ Сибири (тюменской, тобольской и др.).
   При проведении реставрации деревянных жилых домов и реконструкции среды слободы актуальным является:
– сохранение системы планировки и ее взаимосвязи с ядром центра города;
– создание комфортной среды проживания ее обитателей;
– реставрация элементов оформления памятников деревянного зодчества, отражающих особенности томской школы.

 

Библиографический список

 

  1. Романова Л.С. Здесь начинался Томск. – Томск, 2004.

  2. Попов А.И. Томск. – М., 1959.

  3. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество в Западной Сибири. – М., 1950. – 150 с.

  4. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. – Новосибирск, 2008. – 122 с.

  5. Деревянная архитектура Томска: альбом / сост. Э.И. Дрейзин, А.Ф. Пасечник). – Томск, 1975. – 182 с.

 

 

ABOUT THE PROBLEM OF RECONSTRUCTION OF THE HISTORICAL AREA IN THE TATARSKAYA SLOBODA IN TOMSK

 

Volskaya L.N., Doctor of Architecture, Professor

Belyaeva E.K., MA Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article examines features of creation of "The Tatarskaya sloboda", the planning system, the architectural and spatial composition, the decoratively applied art, reflecting the special technical performance of wood carving, which are characteristic of this city.
It is noted that the problem of reconstruction of the environment and restoration of buildings has to be solved at the expense of taking measures to preservation of architectural cultural heritage.
Namely: 1) Renovation of a paving, improvement of the yards; 2)  Improvement of sanitary and technical conditions in the existing wooden houses; 3)  Restorations of wooden houses; 4) Restoration of the lost elements of a wood carving in all types of buildings; 5) Museumification of tourist promenade.
Keywords: planning system, building, composition, wooden carving, architecture monuments, historical center, reconstruction of the environment, restoration, sanitation.