Номер
Раздел
УДК 7.036: 72.01

ИНСТАЛЛЯЦИЯ КАК ЖАНР В ИСКУССТВЕ ХХI в.

Ковалёва Н.А., магистрант
Вольская Л.Н., доктор архитектуры, профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются историко-теоретические факторы, повлиявшие на эволюцию взаимосвязи визуального искусства и архитектуры и приведшие к возникновению нового жанра в искусстве ХХ в.  Обозначен ряд проблем, имеющих значение для понимания инсталляции как жанра искусства. Установлены ключевые понятия для раскрытия специфики жанра и проведен системный критический анализ дефиниции «инсталляция» в теоретических работах искусствоведения и авторских понятийных представлениях на исторических этапах развития. Установлена дефиниция инсталляции с позиции ХХI в. Определены этапы эволюции инсталляции от начала ХХ до первого десятилетия ХХI в. Выявлены основные виды и характерные особенности инсталляции в видах искусства. Исследована морфология инсталляционных работ и способы их применения в архитектурной среде и городском пространстве.

 

Ключевые слова: инсталляция, архитектура, дизайн, визуальное искусство, жанр, вид, характерные особенности, инновационная форма, архитектурная среда, городское пространство, природный ландшафт.

 

   Появлению такого жанра, как инсталляция, в современном понимании, в искусстве ХХ в. предшествовали взаимосвязанные культурные события, приведшие к инновационным формам в области архитектуры, скульптуры и живописи, своеобразно отразившиеся в инсталляционных работах благодаря перцептивному мышлению их авторов.
В каждом историческом периоде инсталляция связана с мировоззрением. Некоторые ее началом считают первообраз, имеющий отношение к  сакральным  сооружениям, в частности к византийским храмам, устроенным  «как мультимедийная инсталляция» (А.М. Лидов) [1]. Так, эпоха Средневековья,  отражая религиозное мышление, о чем достоверно свидетельствует дошедшие до нас фрески и мозаики, насыщена религиозными сюжетами, поэтому произведения культуры того времени носят сакральный характер, однако вопрос о возникновении инсталляции как объемно-пространственной структуры, наполненной медийными технологиями (свет, дым, запах, хоральное звучание), в культуре до XX в. остается открытым.
   Как правило, этот термин применяется в искусственной среде (архитектурное пространство, городская среда), тогда как в естественном окружении (природный ландшафт) часто используют дефиниции landart или environment. Однако границы между ними пересекаются.
   Возникновение инсталляции как нового жанра многие искусствоведы (Р. Краусс, J. Rendell) относят к художественным практикам, возникшим в период 60-х г. ХХ в. [2; 3], имеющим общие характерные особенности:  специфичность, событийность, концептуальность и др. Некоторые искусствоведы в этой связи упоминают: в зарубежной практике – деятельность дадаистов во главе с Марселем Дюшаном, в российском искусстве –  конструктивистов, Владимира Татлина [4]. Подобные примеры в развитии инсталляции близки к пониманию формирования жанровой специфики, однако они имеют смысл только в контексте истории, оперирующей с колоссальными контекстами, а не с неким смыслом, заключенным в самом произведении. Все обозначенные выше параллели уместны, однако не все правомерны, поскольку инсталляция не возникла одномоментно, а явилась логичным и ожидаемым результатом эволюционных процессов в искусстве ХХ в.
   Характерными для искусства конца ХIХ–ХХ вв. являются скорость распространения стилевых направлений и корреляция межнациональных культур. Это в определенной степени следует отметить и для ХVII–XVIII вв., но не с такой скоростью (быстротой), в мировом искусстве. Привлекательным для деятелей искусства ХХ в. является абстракционизм, широко распространившийся в мировой культуре. Работая с первичными элементами живописного языка, абстракционисты обращались к различным композиционным принципам, законам формообразования. В дальнейшем абстрактное искусство получает развитие в промышленном искусстве (дизайн) – дизайне интерьера и промышленном дизайне мебели, посуды и др. (группа «Де Стейл», Геррит Ритвельд), архитектуре (проявляются конструктивные приемы, архитектоничные формы, заложенные К. Малевичем).
   Толкование выше означенных видов искусств в ХХ в. начинает существенным образом трансформироваться. Так, в инсталляции охватываются не только близкие, смежные области (по М. Кагану, статические (архитектура, дизайн) и динамические (музыка, театр, киноискусство) [5]), но и отдаленные (естествознание, философия), согласно теоретикам искусства (Ж.-Ф. Лиотар [6], Р. Барт [7], Р. Крауз [3]). Кроме того, с развитием инструментария и материала для художественного осмысления, по М. Маклюэну, горячее и холодное медиа [8] включает в инсталляцию новейшие изобразительные техники (художественная фотография, киноискусство, видео-арт).
   Три важных вида искусства ХХ в. – архитектура, живопись и скульптура. Корреляция в расширенном их представлении дает возможность создания новых синтетических видов искусства, приведших к возникновению инсталляции.
   В результате рассмотрения инновационных форм для понимания инсталляции возникает ряд проблем:
– дефиниция инсталляции на исторических этапах;
– понимание инсталляции в современном искусстве;
– установление связи всех видов искусства.
   В соответствии с вышеозначенным были поставлены следующие задачи:
   1. Определение понятия инсталляции в теоретических работах искусствоведения на исторических этапах развития видов искусств.
    2. Структурирование информации о синтезе в современном искусстве, архитектуре и дизайне.
    3. Исследование мирового художественного опыта в прикладном аспекте.
    В справочной литературе полного определения инсталляции на сегодняшний день не сформировано, зачастую ее относят к многочисленным методам, по-разному проявляющимся на линии исторического периода и теоретического подхода. Рассмотрим некоторые из них. Термин «инсталляция» произошел от английского глагола toinstall и французского installation (устанавливать), что описывает технические аспекты изготовления инсталляции: устанавливает, составляет, формирует из отдельных разрозненных частей. Согласно определению В.А. Крючковой, в Большой российской энциклопедии «инсталляция» представляет собой «пространственную художественную композицию, создаваемую: из различных элементов бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов и т.п. И отличается как большим разнообразием входящих в нее объектов, так и размером». При этом «охватывает обширные пространственные зоны (зал галереи, интерьер общественных зданий, пространство улицы, площади, парка или природный ландшафт)» [9].
    Значительная часть исследований инсталляции как отдельного жанра в искусстве ХХ в. представлена зарубежными авторами. Центральные положения о развитии инсталляции внесли теоретики современного искусства, такие как Джули Х. Рейсс (Julie H. Reiss), Клэр Бишоп (Claire Bishop), Марк Розенталь (Mark Rosenthal), Николя де Оливейра (Nicolas de Oliveira) и Николя Буррио (Nicolas Bourriaud). Однако авторы, акцентируя различные стороны и особенности инсталляции, при этом сходятся в установлении периода ее возникновения. Вначале теоретики считали, что подобная художественная форма относится к постмодернизму, представляя собой развитие исторических объемно-пространственных практик [4; 10]. По словам теоретика Джулии М. Рейсс (Julie M. Reiss), термин впервые был использован в 70-х гг. ХХ в. для описания процессов в развитии искусства от плоскостного изображения к работе с пространством [10]. В другом значении Марга ван Мехелен (Marga van Mechelen) связала этот термин с деятельностью художественного фонда De  Appel в Амстердаме в конце 70-х гг. ХХ в. В рамках фонда De Appel этот термин впервые был использован Мариной Абрамович и Уве Лэйсипен (Uwe Laysiepen) в работе «Installation One» с 1979 г. ХХ в. [11]
    В 1958 г. ХХ в. американский художник Аллан Капроу (Allan Kaprow) сформулировал практику, основанную на участии аудитории, обозначив это термином environment (в пер. с англ. – «окружающая среда»), чтобы описать  преобразованные внутренние пространства. Также об этом пишет и российский ученый В.А. Крючкова: «на раннем этапе инсталляция чаще всего представляла обширную скульптурную композицию, окружающую зрителя» [9]. А. Капроу  рассматривал окружающую среду как трехмерный пространственный объект, в который аудитория может войти и повлиять на процесс, тем самым провоцируется критическое восприятие аудитории. В истории современного искусства это художественное явление определено как непосредственный предшественник инсталляции [10]. Позже вышеуказанный термин разделился на «проектное искусство» (projectart) и «временное искусство» (temporaryart) [12].
Термин «инсталляция» появился в Оксфордском словаре искусств в 1988 г.  В значении художественного жанра он входит в официальное употребление с 42-м изданием «Индекса искусства» (ноябрь 1993 г. – октябрь 1994 г.) [10]. На этом этапе инсталляция уже понимается не как категория, а как отдельный художественный жанр. В рассмотренный период инсталляция прошла эволюционную траекторию, этот путь можно разделить на следующие этапы: становление, формирование и современное развитие (начиная с 20–30-х гг. ХХ в. до первого десятилетия ХХI в.).
В целях установления понятия инсталляции с позиции ХХI в. стоит ввести ключевые определения для раскрытия специфики жанра, такие как «визуальное искусство» и «визуальная культура».
   Термин «визуальное искусство» сложился в эпоху постмодерна и определяется как вид художественного творчества, включающий традиционные формы  искусства (живопись, графика, скульптура) и новейшие изобразительные техники (художественная фотография, видео-арт), а также прикладные и декоративные формы (предметный, графический дизайн), фокусирующееся на зрительных образах. Об этом пишет д-р культурологических наук А.Ю. Демшина в книге «Визуальное искусство в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект»: «Этот язык основан на ассоциативном и эмоциональном восприятии. Благодаря различным пластическим, ритмическим, композиционным, цветовым сочетаниям объект или информация, транслируемые конкретным визуальным образом, вызывают определенные эмоциональные переживания или особый отклик; этот язык основан на историческом, социокультурном» [13]. Автор разделяет понятие «изобразительное» и «визуальное искусство», говоря о последнем как о расширенном представлении с учетом изменившегося инструментария в художественном творчестве.
   Исследование эволюции понятия инсталляции в аспекте архитектурного пространства и городской среды приводит нас к анализу корреляции двух центральных понятий – визуального искусства и архитектуры, которые могут быть дифференцированы по функциональному назначению. В традиционном понимании дефиниция архитектуры направлена на создание материально организованного пространства для жизни и деятельности человека. В этом смысле архитектура имеет утилитарное значение, обеспечивая общество рядом важных аспектов (жилище). Визуальное искусство в большей степени направлено на эмоционально-чувственное восприятие, основанное на концептуальном мышлении, идее, посыле автора. Некоторые деятели искусства, в частности исследователь Дела Бакер (Delia Baker) и директор галереи Ральф Ругофф (Ralph Rugoff), выражают идею переосмысления пространственного восприятия человека и окружающей среды через концепт визуального искусства и функционального наполнения архитектуры. Ральф Ругофф говорит о том, то мы должны «пересмотреть наше отношение к пространству, раскрывая сложность взаимодействия» [14; 15]. Развивая эту мысль, Дела Бакер ставит вопрос о необходимости исследования инсталляции в корреляции форм визуального искусства и архитектуры внутри общества. Кроме того, стоит отметить инсталляционные работы как совместную деятельность для обогащения городского пространства, просвещения общественности и изучения мировых проблем. Вышеперечисленное может привести к созданию инновационных форм работы с пространством.
   Таким образом, мы установили следующее: инсталляция представляет собой визуальное отражение в искусстве перцептивного состояния интеллекта индивидуума, концепции, создаваемой в определенном пространстве. В качестве альтернативной объемно-пространственной практики инсталляции разрабатывают способы отношения между субъектом и пространством, предоставляют возможность для использования художественных концепций в корреляции архитектуры, дизайна и визуального искусства. Следует отметить, что произведения инсталляции – это концептуальные модели и проекты, сконструированные и собранные в экспериментальной форме с различными объектами и предметами, что подтверждает созданное вокруг произведений семантическое поле, в котором взаимодействуют различные концепты, их смысловые трактовки, привнесенные в инсталляцию из визуального искусства, архитектуры, а также из культурно-исторического или современного контекста культуры.
   Проведенное исследование показало, что инсталляция как понятие начало формироваться в начале ХХ в., пройдя несколько этапов:
    1. Этап становления (первая половина ХХ в.);
    2. Этап формирования (середина ХХ в. – с 1970-х гг.);
    3. Современность (с 1990-х гг.).
   Этап становления инсталляции начинается в первой половине XX в. в творчестве авангардистов, которые внесли важные изменения в искусство своего времени. Эти изменения касались деконструкции традиционной концепции произведения искусства, отмены разделения искусства, выраженной в русской концепции «всячества»: «Все стили признаем годными для выражения нашего творчества» [17], а также были связаны с появлением  принципа монтажа, интеграции искусства в повседневную жизнь и, следовательно, использованием объектов массового производства в искусстве.
   Период становления и развития инсталляции связан с 60–70 гг.  ХХ в. и началом серьезных изменений в архитектуре модерна. В этот период были разработаны новые формы художественного выражения, такие как минимализм, landart, environment и перформанс. Методологические изменения в исследовании в области искусства произошли в 80-е гг. Художественная атмосфера 90-х гг. была сосредоточена на социальной взаимосвязи и обновлении интереса к искусству в институциональном пространстве. Теоретик искусства Клэр Бишоп утверждает, что искусство 90-х гг. превосходит предыдущие практики относительно включения аудитории в процесс производства произведений искусства на практическом и аналитическом уровне. На этом этапе важно отметить, что тенденция исследований в области искусства в 90-е гг. ХХ в. может быть определена так: технология как художественный образ. В инсталляции большинство художников используют цифровые технологии, видео-, аудио-, медиа- и телевизионные коммуникации.
   На основе анализа эволюции восприятия инсталляции в видах искусств, приведенного выше, обозначим следующую дифференциацию по пространственным типам, временным характеристикам, концептуально символическим особенностям (сюжет, идея, тематика).
   С учетом развития техники и материалов расширились пределы  экспозиции от выставочного зала до городской среды. Можно выделить следующие направления в инсталляции по установлению в пространстве (локально ограниченном и неограниченном):
– в архитектурном пространстве (зал галереи, мастерские, лаборатории);
– городском пространстве (1960-е – Publicart, Skyart) и природном ландшафте (1960-е – Landart, Уолтер де Мария, Роберт Смитсон, Ричард Лонг);
– цифровой среде (1960-е гг. – video- и mediaart, Нам Джун Пайк).
   Пространство, охваченное в инсталляции, начинается от архитектурного пространства (возникшие в 1910–1950-е гг. первые экспериментальные работы в инсталляции М. Дюшана «Фонтан», «Миля веревки» расположены в зале галереи, в мастерских – работы К.  Швиттерса «Мерцбау» и работы В. Татлина, А. Родченко – в лабораториях), переходит в городское пространство (возникшая в 1960-е годы группа «Движение» начала работу с новым пространством, так возникает Publicart) и природный ландшафт (проявившиеся в 1960-е гг.  Landart), а также в цифровую среду (мультимедийная инсталляция, представленная Нам Джун Пайком, и видеоинсталляция – Билл Виолой).
   Итак, мы выявили:
     1. Понятие «инсталляция» в работах ученых и авторское понятийное представление.
     2. Основные этапы становления, формирования и развития инсталляции с их особенностями.
   3. Дифференциацию по пространственным типам, типологическим особенностям, что является достаточно сложным вопросом в развитии инсталляции в ХХI в.
   Онтологическим аспектом в инсталляционных работах является корреляция визуального искусства и архитектуры как в обмене идеями и методами, так и в проектировании пространства. На примере этих работ мы видим, что понятие инсталляции может иметь довольно широкий диапазон. Корреляция с различными видами искусств (архитектура, живопись, киноискусство, музыка) расширяет эти границы. Так, инсталляция может быть временной, созданной для определенного мероприятия, или постоянной, являющейся монументальной или станковой скульптурной композицией. Новый пластический жанр способствовал созданию особой атмосферы, внедрению ритмов, городского звучания в ткань визуально-звукового объекта. Меняется не только само восприятие пространства, в котором помещено визуальное искусство, но и осваивается различная среда – от антропогенной до природной. Применяются не только различные материалы и новейший инструментарий к художественному осмыслению, но и способы взаимодействия со зрителем. Эстетическая ценность в сложении инсталляции создает определенную систему координат в пространстве, новый механизм восприятия (неочевидность смысловых контекстов, разомкнутое пространство), меняет привычную структуру художественного произведения. В произведениях возникает открытое [19], подвижное пространство, предполагающее особую драматургию восприятия. Многие жесты авангарда, разрушая традиционные формы, традиционную структуру живописного языка, обрели свое значение в контексте нового жанра. Искусство инсталляции соответствует новым ритмам, новому стилю жизни, новой реальности мегаполисов, промышленных кварталов, городскому звучанию, создавая особую энергию, свою атмосферу.


Библиографический список

 

    1. Лидов А.М. Византийский храм устроен как мультимедийная инсталляция / беседовала А. Стрельцова // Искусство. – 2016. – № 2 (597).
    2. Rendell J., Rugoff R., Dillon B. Psycho Buildings. – London, Hayward Publishing, 2008.
    3. Фостер Х., Краусс Р. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
    4. Rosenthal M. Understanding Installation Art: From Duchamp to Holzer. – Munich: PrestelVerlag, 2003.
    5. Каган М.С. Морфология искусства. – М.: Искусство, 1972.
    6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя, 2013.
    7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989.
    8. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. – М.: Кучково поле, 2014.
    9. Крючкова В.А. Инсталляция // Большая российская энциклопедия. Т. 11. – М., 2008. – С. 408.
    10.  Julie H. Reiss. From Margin to the Center: The Spaces of Installation Art. Cambridge: The MIT Press, 1999.
    11. Van Mechelen M. De Appel. Performances, Installations, Videos, Projects. Amsterdam: De Appel, 2006.
    12.  Kaprow Al. Notes on the Creation of a Total Art. In Essays on the Blurring of Art and Life, ed. JeffKelley. – Berkeley: Universityof California Press, 2003.
    13.  Демшина А.Ю. Визуальное искусство в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. – Изд-во «Астерион», 2015.
    14.  Rendell J. Art and Architecture: a Place Between. New York: I. B. Tauris& Co. Ltd., 2006.
    15.  Rendell J., Rugoff R. Dillon, Brian. Psycho Buildings, London, Hayward Publishing, 2008. – Р. 11.
    16.  Zečević M. Installation: Between the Artistic and Architectural Project. AM Journal of Art and Media Studies 12 (2017): 55–70. doi: 10.25038/am.v0i12.167
    17.  Лучисты и будущники. Манифесты и программы русских футуристов / под ред. В. Маркова. – Мюнхен, 1967. – С. 177.
    18.  Sarah Bonnemaison, Ronit Eisenbach Installations by Architects: Experiments in Building and Design. – Princeton Architectural Press, 2009. – 192 p.
    19.  Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике – СПб.: Академический проект, 2004 – 384 с.


INSTALLATION AS A GENRE IN THE ART OF THE XXI CENTURY

 

Kovaleva N.A., MA Student
Volskaya L.N., Doctor of Architecture, Professor
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article deals with the historical and theoretical factors affecting the evolution of the relationship between visual art and architecture, and led to the emergence of a new genre in the art of the twentieth century. Identified a number of problems, the presence of meanings for understanding installation as a genre of arts. "Installation" in theoretical research and author's conceptual representations at historical stages of development. The definition of the installation is from the position of XXI. The stages of the evolution of the installation from the beginning of the 20th century to the first decade of the 21st century are determined. Identified the main types and characteristics of the installation in art forms. The morphology of installation works and methods of their application in the architectural environment and urban space is investigated.
Keywords: Installation, architecture, design, visual art, genre, view, characteristic features, innovative form, architectural environment, urban space, natural landscape.