Номер
Раздел
УДК: 727:373.5

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

Блиндер Ю.В., магистр архитектуры
Головеров В.Т., кандидат педагогических наук, доцент
Кубанский государственный университет

 

Аннотация. В статье рассматриваются принципы проектирования архитектурного пространства школ. Обобщен опыт проектирования зарубежных и отечественных школ, предлагается их классификация по  функциональным структурам. Сформулированы принципы, рекомендуемые как дополнительные проектные основания, используемые при формировании концепций.
    В архитектурном пространстве школ осуществляется все разнообразие видов деятельности: от восприятия окружающего мира до полноценного интеллектуального труда. Принципы, приведенные в данной работе, позволят учитывать не только геометрические свойства пространства, необходимого  для выполнения деятельности, но и стать основой концептуального проектирования, отразить его духовное содержание. Предполагается, что необходимость адаптации архитектурного пространства к быстро меняющимся  формам, методам и технологиям современной педагогики создаст условия длительного, устойчивого и гармоничного развития школьного пространства.
    Новизна данного исследования состоит в том, что авторы предлагают   использовать принципы, позволяющие расширить теорию архитектуры, интерпретируя их в создании архитектурных концепций.

 

Ключевые слова: педагогика, архитектурная структура, опыт, универсальное и социальное направления, принципы проектирования.

 

     Введение. В условиях модернизации системы образования в российских школах особенный интерес приобретают проблемы формирования  архитектурных принципов проектирования  школьных зданий. Образовательная среда в социально-политических условиях новейшего времени требует адекватного архитектурного пространства, которое необходимо создавать на основе современных принципов. Их разработка диктуется: во-первых, совершенствованием педагогических процессов, соответствующих требованиям эффективного образования; во-вторых, пониманием необходимости адаптации  архитектурного пространства к меняющимся условиям обучения; в-третьих, связано с изменением принципиального отношения к  пониманию  значимости архитектурной среды, способной оказывать существенное влияние на формирование мировоззренческих основ подрастающего поколения [1].
     Развитие принципов проектирования архитектуры школ продиктовано    необходимостью учитывать новые требования, которые предъявляются современными политическими и социально-экономическими условиями к  сущности человеческой личности, опирающейся на ментальные и эстетические предпочтения.
Анализ отечественного опыта проектирования школ новейшего времени [2], за редким исключением, демонстрирует приверженность традиционным принципам проектирования, опирающимся на типовые или в лучшем случае  повторно применяемые проекты школ различной вместимости.  
     В то же время проектирование школ в странах США, Германии, Франции, Англии, Швеции и др. отличаются новаторскими поисками новых проектных решений, которые можно условно представить в виде двух направлений –   универсального и социального.
     Первое, универсальное, направление подчеркивает функционально- планировочную особенность пространства школы, которое обладает «гибкими» возможностями «учитывать» изменения методов и технологий образования. Коротко: оно отражает социальную направленность на эффективное и устойчивое развитие образовательных услуг, обеспеченное  «универсальностью» архитектурного пространства.
       Второе, социальное, выделяет в планировке и объемном решении социальную  значимость школы, транслируя в архитектурном образе идейное содержание современного образования (открытый и гибкий характер, удовлетворение образовательных потребностей, равенство доступа к образовательным услугам, самоопределение учащегося). В этом направлении архитектурная структура  декларирует общегражданские идеалы как основу единства развития школы и общества.
      Эти направления не противоречат друг другу. Они отражают различные стороны смыслового и символического содержания гуманитарных основ  образовательной системы школ. Начало формирования этих направлений Запада было отзвуком тех достижений  в области образования, которых добился СССР, реализуя социальную программу всеобщего и равного образования.
       Новые принципы проектирования выводятся из композиционного и функционального анализа обоих направлений проектирования школ. Общая  система принципов организации современного образовательного пространства являются матрицей рождения объемно-пространственной композиции, в   геометрических рамках которой разворачиваются социальные и педагогические функции [3–6]. Выше дана модель пространственно-деятельностной организации школы (рис. 1).

Рис.1

Рис. 1. Модель пространственно-деятельностной организации школы

 

Принципы проектирования школ
    1. Функциональная гибкость предполагает как изменение функционального назначения отдельных компонентов пространства (зоны, учебные помещения, общешкольные пространства), так и полифункциональное использование учебного модуля (рис. 2, 3). Вариативность функционального содержания предполагает проведение различных сценариев использования помещений с учетом возрастных особенностей – смена методов и форм обучения, взаимозаменяемость основных функций «начальная школа – детский сад».

Рис.2

Рис. 2. Универсальные геометрические характеристики учебного помещения

Рис.3

Рис. 3. Многофункциональный модуль

 

    2. Функциональная емкость является одним из показателей эффективности использования пространства. Предполагает максимальное число функциональных возможностей при минимальной площади. Определяет сокращение специализированных помещений в пользу универсальных (рис. 4). Компактные решения планов, многофункциональные залы и рекреации, эксплуатируемая кровля, универсальные помещения, используемые совместно учащимися и учителями, создают условия эффективного использования пространства.

Рис.4

Рис. 4. Эффективное использование пространства зальных помещений

 

    3. Доминирование общественных функций в структуре пространства передается средствами композиции (масштаб, горизонтальное зонирование и группировка помещений со схожими функциями, объединение пространства по вертикали). Выделение общественных функций в качестве основной сюжетной линии архитектурного пространства подчеркивает приоритеты в обучении, воспитании всех участников образовательного процесса.
Общественное пространство в школе является средоточием рекреационных функций, местом пересечения основных потоков учащихся и одновременно образовательным пространством. Идейно-художественное содержание рассматривает общественное пространство как центральную площадь, агору, ценное место. Не случайно расположение в этой зоне смыслообразующих функций – информационного центра: библиотеки и медиапространства, вертикально-устремленных элементов – лестниц-амфитеатров, атриума.
    4. Гибкость планировочной структуры – свойство объемно-планировочной структуры сохранять свою актуальность на протяжении всего периода существования объекта, предполагает изменение геометрических характеристик пространства и функционального зонирования за счет перераспределения площади внутри зоны, объединения и разделения пространства (рис. 5, 6). Выделяют два аспекта понятия гибкой планировочной структуры. Первый связан с возможностью изменения планировки в течение учебного занятия, используя оборудование  и мебель. Второй предусматривает возможность изменения функционального содержания за счет изменения геометрии пространства.

Рис.5

Рис. 5. Перераспределение площади учебного пространства учебного модуля

Рис.6

Рис. 6. Варианты функционирования учебных модулей (автономное, централизованное, смешанное)

 

    5. Трансформация и мобильность. Отдельные компоненты пространства  (мебель, оборудование) могут повышать эксплуатационные качества пространства и влиять на его динамику посредством раздвижных перегородок и трансформируемой мебели, дают возможность увеличить используемую площадь за счет применения складного оборудования. Существует два типа трансформаций: с применением специализированного оборудования – мобильных перегородок, раздвижных ширм, а также за счет использования мебели, совмещающей функции хранилища и перегородки.
Трансформация учебных пространств в малое, среднее и большое должна учитывать численные характеристики учащихся: ученика, группы учащихся, класса, потока, общешкольного коллектива, а также  необходимость использования различных типов мебели: складной, штабелируемой, переносной, многофункциональной.
    6.  Эстетическая значимость. Принцип связан с необходимостью преодоления низких архитектурно-художественных качеств образовательной среды и бессодержательности организации пространства. Эмоционально-психологическая выразительность архитектурной среды является инструментом влияния на интенсификацию образовательных процессов и педагогическую успеваемость учащихся. Целостная эстетика архитектурной среды предполагает трансляцию основной идеи школы и ее педагогической концепции.
    7. Психолого-социальный принцип предполагает снижение поведенческой регламентации средствами архитектурно-планировочных решений. В этом случае пространство дифференцируется на общественное  и приватное (рис. 7). Удовлетворение потребности в социальном взаимодействии и собственном пространстве – персонализация пространства (возможность проведения индивидуальных занятий и наличие мест для уединения).

Рис.7

Рис. 7. Иерархия компонентов пространства

 

    8. Открытость образовательного пространства предоставляет учащемуся выбор и опыт самоопределения. Принцип в идейно-художественном содержании пространства проявляется как доступность и прозрачность образовательных процессов, концепции неформального образования; в архитектурно-планировочном аспекте транслируется как свободная и изменяемая структура, побуждающая к познавательной активности, в которой компоненты досуговой деятельности приобретают равное наряду с целенаправленным обучением значение. Функциональная открытость образует более устойчивые связи с окружением и предлагает  дифференциацию пространства на отдельные зоны.
    9. Социальная и культурная значимость рассматривает систему пространства школы как центр общения и культуры жилого района, в котором наряду с традиционными функциями обучения, воспитания и развития комплексно реализуются функции, удовлетворяющие потребности местного сообщества: образовательно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, рекреационная и культурная. При этом внутренняя планировка школ  учитывает необходимость  автономного  использования спортзала, библиотеки и зала культурно-массовых мероприятий.
    10.  Экологичность – современный этап развития архитектуры предполагает формирование школы нового типа, обеспечивающей не только эффективность образовательного процесса, но и экологически безопасную среду, способствующую сохранению здоровья школьников. В пространственном решении школьного здания этот принцип отражается как связь внутреннего пространства с внешним окружением, включением природных компонентов в среду школы и использованием природных и возобновляемых источников энергии.
    11. Устойчивое развитие заключается в необходимости определять стратегию эволюции пространственной структуры и возможность дальнейшего развития. Пространство следует организовывать с учетом увеличения количества вариантов планировочных решений. Принцип обеспечивается универсальными конструктивными и инженерными решениями, которые  позволяют  вносить изменения в планировку в процессе эксплуатации объекта путем пристройки, надстройки или изменения конфигурации объема.
     Заключение. При проектировании архитектор, опираясь на триаду Витрувия (польза, прочность и красота), использует понятие пользы в качестве функции, выражая деятельность геометрическими свойствами пространства и рассматривая их отношения между собой как понимание функциональной структуры школьного здания. При этом фиксируются главным образом  антропометрические свойства каждого элемента архитектурного пространства. Ментальные отношения и их активное влияние на формирование пространства не учитываются и остаются за кадром. Введение в проектную деятельность понятия «принципы» дает возможность отразить не только признаки «свойства» архитектурного пространства в виде функции. Оно предоставляет возможность на основе компетентностного подхода установить «отношения» между человеком и архитектурным пространством, отражая совокупность признаков,  характерных для конкретного вида деятельности.
     Использование понятия «принцип» исходит из представления об особенности архитектурного мышления, в котором при проектировании    осуществляется построение теории. Реализация этой теории происходит в определенной последовательности: «принципы – концепция – проекты – рабочие чертежи». И в этой последовательной иерархии материализации  объекта раскрывается смысловое содержание принципов. Они приобретают характер поэтапного идейно-смыслового конструкта и удерживают все последующие проектные операции в рамках логического сюжета.
      Любой из перечисленных принципов на каждом этапе представляет собой руководящую идею и становится причиной, которая, воздействуя, порождает  следствие. В архитектурном проектировании отношения между принципом (причина) и следствием (концепция), между концепцией (причина) и проектом (следствие) носят сложный, взаимосвязанный характер, при котором следствие является активным участником мыслительного процесса и поэтому одни и те же принципы вызывают различные следствия.
      И это не предполагает того, что одни и те же принципы будут всегда  порождать аналогичные концепции и проекты. Использование принципов  различными авторскими коллективами не может привести к созданию   тождественных или схожих школ, в силу различных оснований и условий    формирующих конструкты причинно-следственных отношений   проектирования.
     Значение принципов в данной статье рассматривается как необходимость  формирования дополнительных междисциплинарных проектных оснований,  при которых формируется компетентностная модель логической семантики сложноорганизованного проектного процесса. Дополнительные – в том смысле, что они не заменяют классические основания проектирования, а, опираясь на философию, предлагают включение новых смыслов (признаков) в содержание архитектурного пространства [7]. Понятие «компетентностная»  в настоящем тексте включает архитектурный смысл, который формируется с учетом направленности педагогического содержания. При этом понимается, что архитектура по своему содержанию всегда антропоморфна, своим пространством она отражает потребности человека и демонстрирует  физиологическую и духовную сущность осуществляемого вида деятельности.
     Уникальность школ состоит в том, что на их ограниченном архитектурном пространстве осуществляются все содержательные виды деятельности человека, переживаемые и усвоенные им на протяжении всей активной жизни: восприятие, игра, учеба (школьники) и труд (преподаватели). Эта особенность не «улавливается» в традиционном функциональном методе проектирования при переводе внеархитектурной деятельности в функцию [8]. При компетентном подходе проектирования, использующем философские принципы, учитывается не только  функциональное, но и ментальное содержание деятельности.
      Такой подход к проектированию архитектурного  пространства школьных зданий, по мнению авторов, наиболее полно отразит социально-детерминированный и психологически обусловленный характер современного образовательного пространства школ и будет способствовать выполнению тех задач, которые стоят перед педагогической практикой. Современной  гуманистической педагогике должны соответствовать и новые принципы  формообразования школы.
      Архитектура школы с присущими ей эстетическими средствами воздействия должна стать непосредственным участником педагогического процесса воспитания,  образования и формирования личности.

 

Библиографический список

    1. Моргун Н.А, Барабаш М.В. Основные принципы проектирования и архитектурной модернизации школьных зданий в Приднестровской Молдавской республике [Электронный ресурс] // Вестн. Кыргыз.-Рос. Славян. ун-та. – 2016. – № 5. – С. 132–135. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26452874&. (дата обращения: 09.05.2018).
    2. Материалы выставки «BUILD SCHOOL» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.buildschool.ru/
    3. Анисимов В.Ю.  Системный подход к проектированию школьных зданий [Электронный ресурс]  // Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 38. – URL: http://archvuz.ru/2012_2/7
    4. Анисимов В.Ю.  Проблемы устойчивого развития архитектуры школьных зданий [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2011. – № 34. – URL: http://archvuz.ru/2011_22/35
    5. Барабаш М.В.  Системный подход к процессу формирования архитектурной среды школьных зданий [Электронный ресурс] // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. – 2015. – № 2. – С. 126–130. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-protsessu-formirovaniya-arhitekturnoy-sredy-shkolnyh-zdaniy
    6. Клочко А.Р., Коровина Е.И.  Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире [Электронный ресурс] // Архитектура зданий и сооружений. – 2017. – № 2 (39). – С. 98–113. – URL: https://www.marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/PDF/08_AMIT_39_KLOCHKO_KOROVINA_PDF.pdf
    7. Канке В.А. Общая философия науки: учебник. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009, – 354 с., ил. (Университетский учебник).
    8. Савченко М.Р. Архитектура как наука: методология прикладного исследования. – М.: Едиториал УРСС, 2004.– 320 с.

 


DESIGN PRINCIPLES OF SPATIAL STRUCTURE OF SCHOOL  BUILDINGS

Blinder Y.V., Master in Architecture
Goloverov V.T., Candidate of Pedagogic Sciences, Docent
Kuban State University


Abstract. This article examines the principles of architectural design of spaces for schools. Experience of foreign and domestic school projects was summarised and their classification by functional arrangement was proposed. The principles defined were recommended to feature as additional project guidelines, used when forming concept designs.
There is a wide variety of activities happening in the architectural space of schools: from perception of the surrounding world to full intellectual labour.
The principles, stated in this work, will take into account not only the geometric properties of the space, required to perform various educational tasks, but will also provide the basis for conceptual design that reflects its spiritual content.
It is suggested, that the need to adapt the architectural space to rapidly changing forms, methods and technologies of modern pedagogy will create conditions for long-term, sustainable and harmonious development of school space.
The novelty of this research lies in the fact that the authors propose principles to extend the theory of architecture, interpreting them into the creation of architectural design concepts.

Keywords: pedagogy, architectural structure, experience, universal and social direction, design principles.