Номер
УДК 72:378

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНАЯ ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Истратова Е.Е., кандидат технических наук
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье приведены результаты внедрения электронного курса по дисциплине «Архитектурная физика» в образовательный процесс студентов 3-го курса факультета архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Целью работы было выявление эффекта от внедрения электронного курса. Для изучения качества разработанного интерактивного курса было проведено исследование. Первое направление исследования было связано с объективной оценкой образовательной активности студентов и основывалось на полученных ими по окончании изучения дисциплины баллах. Второе направление исследования представляло собой изучение мнения обучающихся о разработанном курсе и проводилось в виде анкетирования. Результаты исследования подтвердили целесообразность разработки электронного курса.

 

Ключевые слова: разработка электронного курса, электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение.

 

     В настоящее время без использования современных информационных технологий невозможно представить себе ни одну из сфер человеческой деятельности, включая образование. Применение передовых ИТ-решений и телекоммуникационных технологий именно в сфере образования на сегодняшний день является эффективным инструментом.
    В качестве одной из самых распространенных систем, позволяющих не только осуществлять дистанционное образование, но и активно участвовать в поддержке образовательного процесса у студентов очной формы обучения,  практически в любых высших учебных заведениях используются электронные информационно-образовательные ресурсы, которые также называют средами.
   Как правило, подобный виртуальный образовательный ресурс представляет собой модульную объектно-ориентированную динамическую обучающую среду, позволяющую совместить принципы классического обучения с применением самых последних информационных продуктов.
  Достоинства организации и контроля самостоятельной работы студентов посредством электронной информационно-образовательной среды заключаются в наличии обратной связи, ее оперативности, что является эффективным средством, мотивирующим развитие творческой самореализации у обучающихся. Помимо этого, значимым фактором является и то, что студентам отводится активная роль, которая заключается в свободе выбора собственных действий и получении исключительных результатов [1].
   В данной статье рассматривается опыт внедрения в учебный процесс Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств электронного курса по дисциплине «Архитектурная физика». Созданный курс был размещен в электронной информационно-образовательной среде вуза и использовался для обучения студентов 3-го курса факультета архитектуры и градостроительства.
   Основной целью создания виртуального курса было повышение эффективности осуществляемого учебного процесса студентов вуза по дисциплине за счет сочетания принципов классического и электронного обучения.
    В результате применение электронного курса позволило каждому студенту самостоятельно изучить теоретический материал дома, повторить его непосредственно перед занятием и тем самым эффективнее подготовиться к практической работе в аудитории.
    Исследование включало в себя три основных этапа: сбор данных, предварительную статистическую обработку информации и анализ полученных результатов. В качестве основного метода на этапе сбора данных было использовано анонимное анкетирование. Выбор данной методики был обусловлен тем, что именно она способна наиболее точно отразить субъективное мнение каждого отдельно взятого студента как основного потребителя образовательной услуги. Кроме того, дополнительным преимуществом данной методики является ее простота, что позволило собрать всю необходимую для проведения анализа результатов информацию за относительно короткий срок.
    Для анализа качества разработанного электронного курса было проведено исследование мнения потребителей данной образовательной услуги – студентов 3-го курса факультета архитектуры и градостроительства. Проведенное исследование включало в себя два направления. Первое направление было связано с объективной оценкой образовательной активности студентов и основывалось на полученных ими по окончании изучения дисциплины баллах. Второе направление представляло собой изучение мнения обучающихся о разработанном курсе и проводилось в виде анкетирования.
     В исследовании приняли участие 115 студентов, из них женского пола –  102 человека (88,7 %), мужского пола – 13 человек (11,3 %). Анализ полученных данных показал, что в ответах студентов обоего пола статистически значимых различий выявлено не было.
    Из всех студентов, принимавших участие в исследовании, активно осваивали материалы электронного курса 110 человек, что составило 95,7 %, остальные обучающиеся (5 человек или 4,3 %) по итогам семестра были отчислены по причине академической неуспеваемости по нескольким дисциплинам. Из всех студентов, активно использовавших интерактивный ресурс, успешно справились с программой дисциплины 102 человека (88,7 %). В целом итоговые оценки по дисциплине распределились следующим образом:
1) оценка «отлично» – 45 студентов (40,9 %);
2) оценка «хорошо» – 57 студентов (51,8 %);
3) оценка «удовлетворительно» – 8 студентов (7,3 %).
     По окончании изучения материалов электронного курса студентам было предложено ответить на вопросы анкеты и оценить качество разработанного интерактивного ресурса по дисциплине «Архитектурная физика». В ходе анкетирования обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов, среди которых были следующие:
1. Как часто за время обучения Вы использовали материалы электронного курса?
2. Помогли ли Вам теоретический и методический материалы курса в процессе обучения?
3. Как Вы считаете, может ли обучение с использованием материалов электронного курса полностью заменить классическое обучение с преподавателем?
     Данные, собранные в ходе опроса, были статистически обработаны и проанализированы.
    Согласно полученным результатам, большая часть студентов регулярно обращалась к материалам электронного курса – 107 человек (93,0 %). Из опрошенных обучающихся ежедневно к материалам курса обращались 15 человек (13,0 %), еженедельно – 81 человек (70,4 %), один раз в две недели – 11 человек (9,6 %), ежемесячно – 4 человека (3,5 %), не пользовались материалами электронного курса – 4 человека (3,5 %).
     При этом в качестве ключевых целей обращения к материалам электронного курса были указаны следующие:
1) изучение методических материалов для подготовки к практическим занятиям;
2) изучение лекционного материала для подготовки к тестированию;
3) прохождение тестирования;
4) отправка отчетов о выполнении лабораторных работ.
   Практически все студенты, участвовавшие в исследовании, согласились с тем, что спроектированный электронный курс помог им в изучении дисциплины (112 человек или 97,4 %), не согласились с ними 3 студента из всех опрошенных (2,6 %), высказав мнение о том, что электронный курс не может полностью исключить классическое традиционное обучение в аудитории с преподавателем.
   Сравнительный анализ субъективной и объективной составляющих исследования показал, что большинство студентов активно использовали материалы электронного курса в процессе обучения. Согласно объективным техническим данным, количество активных участников электронного курса составило 110 человек (95,7 %), в то время как, согласно результатам анкетирования, их количество соответствует 107 студентам (93,0 %). Численность пассивных участников электронного курса составила 5 человек (4,3 %) при объективной оценке и 8 человек (7,0 %) при субъективной, что также соответствует общей динамике.
   Таким образом, анализ результатов проведенного исследования свидетельствует об эффективности внедрения электронного курса по дисциплине «Архитектурная физика». Подтверждается это тем, что интерактивный ресурс не только активно использовался студентами в процессе обучения, о чем можно судить по объективным техническим характеристикам, но и был полезен как источник с достаточным количеством учебных и методических материалов, которые позволили при подготовке к занятию иметь доступ ко всей необходимой информации из любой точки доступа, что было отмечено большинством обучающихся.

 

 

Библиографический список

    1. Интерактивные формы проведения учебных занятий. Памятка разработчикам стандартов учебных дисциплин [Электронный ресурс] // Бийский технологический институт. – URL: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/forms.shtml.

 

 

THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTRONIC COURSE ON ARCHITECTURAL PHYSICS IN THE TRAINING PROCESS

Istratova E.E., Candidate of Technical Sciences
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article presents the results of the electronic course implementation on the Architectural Physics in the educational process of third-year students of the Faculty of Architecture and Urban Planning of the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts. The aim of the work was to identify the effect of the electronic course implementation. The issue was conducted to study the quality of the developed interactive course. The first direction of the research was related to an objective assessment of the students' educational activity and was based on the points they received at the end of the study on the discipline. The second direction of the research was the study of the students' opinion about the developed course and was conducted in the form of a questionnaire. The results of the study confirmed the feasibility of the electronic course development.


Keywords: e-learning course development, e-information-educational environment, e-learning.