Номер
УДК 004.4

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА «ЛЕКЦИЯ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАДАНИЯ В СРЕДЕ MOODLE

Истратова Е.Е., кандидат технических наук
Ласточкин П.В., начальник отдела технического обеспечения
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения базового элемента электронной информационно-образовательной среды Moodle «Лекция» для разработки интерактивных заданий по дисциплине «Теоретическая механика». Особенностью данной дисциплины является наличие достаточно большого числа расчетов, производимых по различным формулам в зависимости от исходных параметров задачи. Это с точки зрения реализации задания в рамках электронного курса подразумевает наличие алгоритмов ветвления. Учитывая тот факт, что для разработки данного интерактивного задания используется лишь стандартный элемент, интегрированный во все версии системы дистанционного обучения Moodle, можно сделать вывод о простоте и эффективности его применения. В результате анализа готового интерактивного задания был сделан вывод, что в ходе выполнения виртуальной работы студент не только запоминает алгоритм расчета, но и начинает легко ориентироваться в теоретическом материале.

 

Ключевые слова: электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, разработка электронного курса, интерактивное задание.

 

    Развитие информационных технологий и активное их использование в учебном процессе полностью соответствуют курсу инновационной политики, проводимой государством. Такой подход дает возможность любому высшему учебному заведению готовить специалистов высокого класса, которые смогут внести свой вклад в развитие экономического потенциала России [1].
       Применение в учебном процессе различных образовательных информационных технологий должно отвечать в первую очередь целям и задачам, сформулированным в требованиях федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, необходимо учитывать конкретные особенности применяемой образовательной информационной технологии и временные затраты, связанные с ее непосредственным использованием.
    Создание дистанционных курсов с интерактивными элементами на основе соответствующих электронных информационно-образовательных сред вузов возможно рассматривать в качестве дополнительного эффективного инструмента в процессе обучения студентов-очников. При помощи виртуального курса обучения можно существенно разнообразить существующие направления профильного образования, что, в свою очередь, позволит студентам определиться с профессиональной ориентацией и поможет им эффективнее подготовиться к сдаче экзаменов по соответствующим дисциплинам. Такие электронные курсы могут быть разработаны и размещены в электронной информационно-образовательной среде вуза, также возможно их внедрение в образовательный процесс университета в качестве интеграции с очной системой обучения.
     В электронных информационно-образовательных системах, разработанных на основе системы дистанционного обучения Moodle, используется множество различных элементов и ресурсов. Однако, несмотря на многообразие данных инструментов, вполне возможно даже на основе стандартного базового элемента создать уникальный интерактивный обучающий модуль. В качестве примера предлагается использовать элемент «Лекция».
Целью работы было исследование возможности применения базового элемента «Лекция» для создания интерактивного задания по дисциплине «Теоретическая механика».
     Стандартный элемент «Лекция» в составе любой электронной информационно-образовательной среды на базе системы дистанционного обучения Moodle представляет собой несколько HTML-страниц, которые соединяются друг с другом при помощи заданных переходов. По типу и назначению страницы элемента «Лекция» делятся на два вида: страницы с контентом и страницы с тестовыми заданиями. Именно благодаря данному сочетанию элемент обладает такими качествами, как адаптивность и простота настройки.
    Основным преимуществом элемента «Лекция» является то, что он позволяет преподавателю наиболее рационально скомпоновать теоретический материал, дополнив его контрольными вопросами и собственными комментариями. Это, в свою очередь, дает возможность оценить знания студента в автоматическом режиме и обратить его внимание на возможные пробелы в знаниях, отсылая на соответствующие страницы с теорией в случае неправильного ответа. В результате прохождения элемента «Лекция», т.е. изучения теоретических материалов и выполнения контрольных заданий, и студент и преподаватель могут увидеть в журнале оценок соответствующий балл.
      В отличие от классического способа применения данного элемента для ознакомления студента с теоретическим материалом, предлагаемая методика позволяет разработать интерактивное задание, направленное на развитие творческих способностей обучающихся и имеющее практико-ориентированный характер.
Элемент «Лекция» в рамках данной работы был применен для разработки ряда интерактивных заданий по дисциплине «Теоретическая механика». Особенностью этой дисциплины является наличие достаточно большого числа расчетов, производимых по различным формулам в зависимости от исходных параметров задачи. Таким образом, каждое из заданий данной дисциплины подразумевает наличие алгоритмов ветвления.
     Каждое готовое интерактивное задание содержит следующие выполняемые студентами стадии:
    1. Выбор варианта задания.
    2. Выбор формул для решения задачи.
    3. Проведение расчетов.
    4. Формирование отчета.
    5. Отправка готового задания на проверку.
     Вариант задания состоит из двух частей: описание задачи на расчет индекса звукоизоляции (задачи отличаются по виду шума и типу ограждения) и характеристика основных параметров (варианты задач отличаются по материалу ограждения, его удельному весу и толщине перегородки). Выбор варианта задания осуществляется на основании двух основных критериев, первым из которых является первая буква фамилии студента, а вторым –  последняя цифра зачетной книжки.
      Выбор формул для решения задачи зависит от характеристики основных параметров и осуществляется минимум три раза в течение всего процесса ее решения.
      Проведение расчетов, формирование отчета и отправка готового задания на проверку студентом осуществляются также посредством элемента «Лекция», входящего в состав электронной информационно-образовательной среды университета. В процессе выполнения каждого задания на каждом его этапе студент может отследить правильность выполнения им задания. В случае ошибки происходит перенаправление студента на соответствующий теоретический раздел, после прочтения которого студент может снова повторить попытку выполнения практической работы.
      Для реализации вышеперечисленных стадий необходимо выполнение определенных подготовительных этапов. В качестве основных этапов разработки задания были выбраны и реализованы следующие: формирование задания; составление блок-схемы задания; реализация блок-схемы средствами электронной информационно-образовательной среды университета; проверка результата (рис. 1).

Рис.1

Рис. 1. Этапы разработки интерактивного задания

 

   Реализация всех этапов осуществляется последовательно, с детальной проработкой всех возможных ответвлений в алгоритме решения задачи и тестированием результатов как каждого отдельного этапа, так и всей последовательности действий в целом.
   Таким образом, в результате выполнения подобного интерактивного задания студент не только запоминает алгоритм расчета, но и начинает легко ориентироваться в теоретическом материале. Учитывая тот факт, что для разработки данного интерактивного задания используется лишь стандартный элемент «Лекция», интегрированный во все версии системы дистанционного обучения Moodle, можно сделать вывод о простоте и эффективности его применения.

 


Библиографический список


    1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

 


APPLICATION OF THE «LECTURE» ELEMENT FOR THE INTERACTIVE TASKS DEVELOPMENT IN MOODLE

 

Istratova E.E., Candidate of Technical Sciences
Lastochkin P.V., Head of Technical Support Department
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article considers the possibility of applying the basic element of the electronic information and educational environment Moodle «Lecture» for the development of interactive assignments on «Theoretical Mechanics». A special feature of this discipline is the presence of a sufficiently large number of calculations, produced according to various formulas, depending on the initial parameters of the issue. This, from the point of view of implementing the task within the framework of the electronic course, implies the existence of branching algorithms. Considering the fact that only a standard element integrated into all versions of the Moodle distance learning system is used to develop this interactive task, it can be concluded that its application is simple and effective. As a result of the analysis of the ready interactive task, it was concluded that during the virtual work the student not only remembers the calculation algorithm, but also begins to easily navigate in theoretical material.
Keywords: e-learning, e-information-educational environment, e-learning course development, interactive task.