Номер
УДК 711.55(571.14)

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Ерохин Г.П., кандидат архитектуры, доцент
Гашенко А.Е., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье приводятся результаты научно-исследовательской работы по инвентаризации и оценке состояния благоустройства дворовых территорий г. Новосибирска. Описана методика комплексной оценки дворовых территорий. Приведены результаты апробации методики в ходе инвентаризации дворовых территорий Новосибирска, анализа состояния и уровня их благоустройства. Установлено, что структура дворовых территорий, их размеры, благоустроенность и оснащенность на уровне всего города неравномерны. Наблюдается дефицит детских площадок, парковочного пространства, систем наружного освещения и элементов благоустройства, приспособленных для маломобильных групп населения. Методика сплошной инвентаризации городского пространства от алгоритмов полевых исследований до принципов расчета целевых индикаторов была разработана авторами впервые. Работа выполнена в рамках реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды».

 

Ключевые слова: комфортная городская среда, дворовая территория, комплексная оценка территорий, благоустройство.

 

     Актуальность темы. В 2017 г. в России стартовал ряд приоритетных проектов, один из которых – «Формирование комфортной городской среды». Декларированная цель проекта достаточно амбициозна и масштабна: «создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации…» [1]. Проект предполагает участие всех населенных пунктов страны с численностью населения более 1000 чел. Мероприятия по реализации приоритетного проекта предполагают в том числе и благоустройство дворовых территорий. В соответствии с паспортом приоритетного проекта в субъектах РФ и муниципалитетах в первоочередном порядке должны быть разработаны и приняты региональные (муниципальные) программы реализации приоритетного проекта на 2018–2022 гг. с адресным перечнем объектов, планируемых к благоустройству. Таким образом, в муниципалитетах возникает необходимость инвентаризации дворовых территорий и формирования перечня территорий, которые будут благоустроены в рамках приоритетного проекта, т.е. в первую очередь за счет консолидации федерального, регионального и местного бюджетов.
     В данных условиях становятся актуальными аргументация и достаточное обоснование включения тех или иных дворовых территорий в перечень первоочередных. То есть возникает практическая потребность в формировании методики оценки уровня современного благоустройства и отбора дворовых территорий, наиболее нуждающихся в благоустроительных мероприятиях, т.е. потребность в проведении прикладной научно-исследовательской работы (далее НИР).
     В Новосибирске заказчиком подобной НИР выступили органы местного самоуправления – мэрия г. Новосибирска в лице департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства. В результате проведения конкурсных процедур муниципальный заказ получил Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. К выполнению работ университет приступил в июле 2017 г.
     Новосибирск стал одним из первых городов, в которых исследовательскую работу по инвентаризации жилой среды было решено провести для всех без исключения территорий многоквартирных жилых домов. Данные инвентаризации должны стать информационной основой для комплексной оценки уровня благоустроенности дворовых территорий, а результаты комплексной оценки – позволить сформировать ранжированный перечень дворовых территорий для их дальнейшего включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 гг. Ранее работ такого уровня, в которых исследование городского пространства выполнялось бы в сжатые сроки по единой методике и без пробелов и «лакун», не производилось.
     В статье впервые описываются результаты НИР «Оценка состояния благоустройства дворовых территорий города Новосибирска», выполненной в 2017 г., а именно: методика факторной (покритериальной) оценки дворовых территорий, алгоритмы обработки данных, обобщенные результаты оценки. Также перечисляется ряд проблем и противоречий в сфере нормативно-методического обеспечения приоритетного проекта, которые были выявлены в ходе работ.
      Объектом исследования в настоящем НИР выступают дворовые территории города Новосибирска. Объект НИР согласуется с документами приоритетного проекта, методическими рекомендациями Министерства строительства и ЖКХ [2, 3, 4] и, соответственно, техническим заданием заказчика.
    «Дворовые территории» – непривычный и неустоявшийся термин для жилищно-коммунальных структур, привыкших оперировать таким понятием, как «придомовая территория», так как особенности кадастрового деления и балансовой принадлежности многоквартирных домов предполагают рассматривать их поадресно, т.е. по отдельности. Использовать термины «двор», «дворовое пространство» или «дворовая территория» принято в профессиональной работе архитекторов и градостроителей. В настоящем исследовании принято следующее определение.
«Дворовая территория многоквартирных домов – совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам» [2].
     Предметом исследования является методика оценки современного состояния благоустройства и приоритетности дворовых территорий города Новосибирска для целей их включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 гг.
    Цель исследования – разработка и апробация методики оценки современного состояния благоустройства и приоритетности дворовых территорий города Новосибирска для целей их включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 гг.
     Задачами работы стали:
– разработка общей методики оценки и ранжирования дворовых территорий;
– выработка и формализация комплекса критериев сравнительной оценки дворовых территорий;
– уточнение задания на проведение работ по инвентаризации и паспортизации состояния благоустройства дворовых территорий;
– конкретизация объекта исследования, в том числе формирование полного перечня локализованных дворовых территорий г. Новосибирска;
– обработка и интерпретация данных, полученных в ходе проведения натурных обследований;
– апробация методики с формированием ранжированного перечня дворовых территорий г. Новосибирска.
     Границы исследования – дворовые территории многоквартирных жилых домов Новосибирска, адресный печень которых предоставлен заказчиком и уточнен в ходе натурных обследований и камеральной обработки данных.
      Границы дворовых территорий установлены в ходе выполнения НИР. Установление границ дворовых территорий проведено в два этапа: первичного выделения при составлении маршрутов обследования и уточнения в ходе инвентаризации.
      Методика. Общая методика сравнительной оценки дворовых территорий основана на комбинации методов оценки количественных и качественных характеристик состояния и уровня благоустройства, а также востребованности мероприятий по благоустройству у жителей.
     Для решения поставленных задач в ходе НИР были применены эмпирические и теоретические методы:
– cбор данных о состоянии благоустройства дворовых территорий –  натурные обследования и фотофиксация, метод маршрутизации и метод последовательных приближений;
– приведение массива данных об дворовых территориях в количественные показатели – квалиметрические методы, содержание которых состоит в многофакторной количественной оценке качественных показателей: обеспеченности дворовых территорий элементами благоустройства, состояния элементов благоустройства: покрытий, озеленения;
– графоаналитические методы, содержание которых состоит в подсчете количественных и качественных показателей средствами геоинформационных технологий;
– итоговая оценка уровня благоустройства и востребованности населением – статистический и математический анализ, сравнение и ранжирование.
      Используемые критерии оценки можно условно разделить на 3 группы:
–критерии, учитывающие современное состояние и общий уровень благоустройства дворовой территории (состояние);
– критерии, учитывающие современную обеспеченность дворовой территории элементами благоустройства (обеспеченность);
– критерии, учитывающие степень востребованности у населения мероприятий по благоустройству (востребованность).
      В первую группу критериев (состояние) входят следующие критерии (табл. 1):

 

Таблица 1. Критерии оценки состояния элементов благоустройства

Рис.1

 

    Вторая группа критериев (обеспеченность) объединяет расчетные показатели, а именно показатели обеспеченности населения придомовыми площадками и зелеными насаждениями. Для расчета фактической обеспеченности необходима информация о численности проживающих, но данные о фактической численности населения многоквартирных домов Новосибирска не являются полными и достоверными. В связи с этим в настоящей НИР в расчетах обеспеченности принята расчетная численность населения – отношение суммарной общей жилой площади домов в границах дворовой территории и показателя жилищной обеспеченности (жилищная обеспеченность по данным Новосибстата в 2017 г. составила 24.6 кв. м/чел). Обеспеченность придомовыми площадками и зелеными насаждениями вычислена как произведение расчетной численности проживающих на норму приведенную в СП 42.13330.2011.
     При этом для целей данного исследования важен показатель сравнительной обеспеченности дворовых территорий теми или иными площадками или зелеными насаждениями. Для оценки имеет значение именно степень большей или меньшей обеспеченности указанными элементами дворовых территорий в сопоставлении друг с другом, а не реальное соответствие существующего благоустройства территорий действующим градостроительным нормативам и требованиям градостроительных регламентов, которые к тому же могут значительно отличаться в пределах одного жилого района.
       Критерии, входящие во вторую группу (обеспеченность), приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Критерии оценки оборудованности элементов благоустройства

Рис.2

 

В третью группу критериев (востребованность) входит критерий, приведенный в табл. 3.

 

Таблица 3. Критерий оценки востребованности дворовой территории для благоустройства

Рис.3

 

     В качестве основного принципа отбора критериев для использования при комплексной оценке выступала возможность его применения ко всем без исключения дворовым территориям Новосибирска, т.е. наличие полных и достоверных данных, в том числе позволяющих выполнить расчеты по обеспеченности дворовых территорий элементами благоустройства. В качестве источников данных использовались результаты натурных обследований, графоаналитических изысканий и статистические данные, в том числе  предоставленные заказчиком.
     Данные о каждой дворовой территории систематизированы и занесены в информационную систему, которая автоматически по формулам вычисляет расчетные показатели по критериям и в конечном итоге генерирует таблицу ранжирования.
     Часть показателей оказывает прямое влияние на общий ранг территории, а часть – обратное: т.е. в одном случае – чем выше показатель по определенному критерию, тем выше ранг территории, а в другом – чем выше показатель, тем ранг должен быть ниже. Для учета данной специфики при генерации значений учитывается прямое или обратное влияние показателя на общий ранг территории. Также для сопоставимости результатов значения показателей по всем критериям и по каждой дворовой территории приведены к стобалльной системе по формулам 1 и 2.
   Пересчет качественных показателей, например состояние покрытий и оборудования в количественные осуществляется следующим образом: «неуд.» = 10, «удовл.» = 40, «хор.» = 70, «отл.» = 100.

     Для критериев с прямым влиянием на ранг территории приведение осуществлено по формуле (1):

Рис.4

Для критериев с обратным влиянием на ранг территории приведение осуществлено по формуле (2):

Рис.5

     Таким образом, каждая дворовая территория по каждому из критериев получает оценку в пределах 100 баллов.
   Вышеперечисленные критерии оценки дворовых территорий не равнозначны в своем влиянии на итоговый результат, один критерий может быть важнее другого. Для того, чтобы учесть значимость критериев и обеспечить их адекватное влияние на итоговую (интегральную) рейтинговую оценку, вводится коэффициент весомости для каждого из критериев.
     Коэффициент весомости отражает значимость и важность каждого критерия в общей системе оценки. Пересчет значений с учетом коэффициентов весомости позволяет получить оценки по каждому из критериев, сопоставимые со степенью их влияния на результат. Сумма приведенных и пересчитанных описанным образом оценок по 13 критериям для каждой дворовой территории –  итоговый (интегральный) рейтинговый балл дворовой территории.
      Расчет итогового рейтингового балла дворовой территории осуществляется по формуле 3:

Рис.6

     Далее становится возможным сформировать ранжированный список дворовых территорий по убыванию или по возрастанию итогового рейтингового балла.
     Апробация методики осуществлена в ходе проведения инвентаризации и комплексной оценки состояния и уровня благоустройства дворовых территорий Новосибирска в 2017 г. в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
     Перед началом проведения массовых натурных обследований были проведены работы по установлению границ дворовых территорий Новосибирска, разработаны маршруты обследований, сформированы задания, карты обследования и разработаны инструкции для исполнителей.
   Установление границ дворовых пространств осуществлялось на основе сложившегося фактического землепользования, единства визуально-пространственного восприятия функциональной и композиционной целостности дворового пространства, общности социального и хозяйственного использования, а также связанности пешеходных и транспортных коммуникаций.
       В ходе подготовки к натурному обследованию (полевым исследованиям) на территории Новосибирска выявлено 4402 дворовые территории и установлены их границы. В среднем на одну дворовую территорию приходится 1,8 многоквартирных дома.
     При формировании заданий, инструкций и карт обследования дворовой территории основное внимание было уделено унификации и формализации требований по сбору и интерпретации данных, алгоритмов документирования, обеспечению достоверности сведений о состоянии благоустройства территории. В карте обследования фиксируются элементный состав и характеристика элементов благоустройства: плоскостных сооружений (площадок различного назначения), элементов дорожно-тропиночной сети, зеленых насаждений, малых архитектурных форм, уличного оборудования, освещения, систем функционального обеспечения и элементов организации рельефа.
      В результате натурных обследований сформирован массив данных, достаточный для проведения факторной (покритериальной) оценки состояния и уровня благоустройства дворовых территорий по первой группе критериев (состояние) г. Новосибирска, а также для формирования производных, т.е. расчетных показателей для проведения оценки по второй группе критериев (обеспеченность).
       Для формирования массива данных для проведения оценки по третьей группе критериев (востребованность) был проведен поадресный контент-анализ наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области и депутатам Совета депутатов города Новосибирска.
      Для консолидации данных, их конечной обработки, автоматизированного формирования ранжированного списка дворовых пространств и печатной формы паспортов спроектирована и создана информационно-аналитическая система паспортизации дворовых пространств (ИАС ПДТ).
      ИАС ПДТ функционально содержит следующие разделы:
1) модуль разработчика;
2) база данных дворовых территорий;
3) справочники атрибутов дворовых территорий;
4) клиентский модуль заполнения паспорта;
5) форма ранжированного списка (адресного перечня).
     Данные натурных обследований в ходе камеральной стадии проходят геоинформационную обработку в системе ГИС, в процессе которой создается массив картографических и семантических данных о дворовых территориях. Геоинформационная обработка данных представляет собой инвентаризацию полевых обследований дворовых территорий в ГИС-системе, предусматривающей связь картографической информации и семантической информации (привязанных текстовых и количественных данных). Работа ведется в едином картографическом пространстве в местной системе координат г. Новосибирска (проекция «план-схема»). Цель геоинформационной обработки – получение систематизированного перечня сведений об элементном составе, площадях и характеристиках элементов дворовых территорий.
    Картографические данные непосредственно оформляются в виде инвентаризационного плана и ситуационной схемы. Семантическая информация транслируется в информационно-аналитическую систему паспортизации (ИАС ПДТ), где обобщается и оформляется в паспорт дворовой территории. Общая схема взаимосвязи перечисленных этапов работы показана на рис. 1.

Рис.7

Рис. 1. Схема подготовки данных и паспортизации

 

     База данных дворовых территорий формируется из нескольких источников. Семантическая информация о характеристиках и площади элементов дворовых территорий подгружается из ГИС-системы через формат .csv. Данные кадастра, общей площади жилых зданий, сведения о наказах депутатов и заявках в муниципальные программы подгружаются из материалов, предоставленных заказчиком. После этого формируются исходные паспорта дворовых территорий, которые проходят проверку и дозаполнение в клиентском модуле, рассчитанном на сетевую работу большого коллектива исполнителей.
      Таким образом, в ходе «цифровой» инвентаризации и паспортизации дворовых территорий сформирован единый массив данных о состоянии благоустройства, который содержит следующую информацию:
    • общие сведения о дворовой территории: о составляющих ее многоквартирных жилых домах, о проведенных работах по капитальному ремонту и благоустройству, о количестве наказов избирателей депутатам, заявок жителей на участие в муниципальных программах;
    • сведения об элементном составе дворовой территории, количестве и характеристиках основных элементов благоустройства: плоскостных сооружений, дорожно-тропиночной сети, озеленении, МАФ и уличном оборудовании;
    • расчетные показатели: обеспеченность основными элементами благоустройства: автостоянками, зелеными насаждениями, детскими и спортивными площадками.
     По мере наполнения информационной системы данными становится возможным переход собственно к процессу апробации методики оценки, т.е.  формированию ранжирования дворовых территорий. Для корректного формирования ранжированного списка (адресного перечня) дворовых территорий производится его полуавтоматизированная настройка путем оперирования значениями коэффициентов весомости критериев оценки. Цель апробации – исключение ситуаций с неадекватным ранжированием, когда в «топ» списка дворовых территорий попадают территории, благоустройство которых нецелесообразно по причине невостребованности такого благоустройства жителями или по причине недавнего ремонта таких территорий. Коэффициенты весомости апробировались на одном из административных районов города, структура и возраст жилого фонда которого наиболее соответствует структуре жилого фонда города в целом. После согласования с заказчиком коэффициенты были применены по отношению ко всей базе дворовых территорий. Диапазон колебания коэффициентов весомости от 0,2 до 2.
     В результате для всех дворовых территорий было вычислено значение по каждому из 13 критериев, значения приведены к 100-балльной системе, учтен коэффициент весомости каждого из критериев, рассчитан итоговый интегральный рейтинговый балл и сформирован в соответствии с итоговым баллом ранжированный список дворовых территорий по городу в целом и по административным районам в частности.
     Представленная методика может быть также использована для частных целей: например, только для оценки состояния благоустройства или только для определения востребованности мероприятий по благоустройству дворовых территорий. Возможно проведение оценки по сокращенному или расширенному перечню критериев, также возможно изменение коэффициента весомости различных критериев.
     В случае расширения перечня критериев и использования дополнительных данных обязательным является выполнение следующего основного условия: полнота и достоверность данных. Созданный массив данных также позволяет в режиме реального времени делать выборки, формировать запросы и получать статистическую и аналитическую информацию по состоянию благоустройства на территории Новосибирска в целом или по отдельным административным районам города.
      Заключение. В результате проведенной НИР впервые разработана и апробирована методика комплексной оценки состояния и уровня благоустройства дворовых территорий, востребованности населением мероприятий по благоустройству с формированием ранжированного (рейтингового) перечня дворовых территорий г. Новосибирска.
В ходе выполнения настоящей НИР впервые выполнена инвентаризация дворовых территорий Новосибирска, выполнены и переведены в цифровой формат, совместимый с ГИС-сервисами, инвентаризационные планы дворовых территорий, сформирован массив данных, спроектирована и создана информационная система, позволяющая генерировать паспорта благоустройства (в том числе их печатную форму), накапливать и обновлять информацию о состоянии и уровне благоустройства дворовых территорий, осуществлять факторную (покритериальную) оценку и выстраивать ранжированный список.
     Разработанная методика и сформированный массив данных предполагают в дальнейшем возможность расширения перечня применяемых критериев, обновление и развитие используемых для проведения оценки данных.
Также в ходе выполнения НИР было установлено:
    • фактическое землепользование дворовых пространств многоквартирных жилых домов в Новосибирске в значительном количестве случаев не соответствует кадастровому делению;
    • размеры дворовых территорий, их конфигурация и планировочная организация различаются и зависят от местоположения в структуре города, времени застройки и тех планировочных принципов, строительных и градостроительных нормативов, которые действовали в период строительства;
    • на территории города наблюдается неравномерная благоустроенность дворовых территорий и обеспеченность элементами благоустройства, в значительной части дворовых территорий города отмечается дефицит оборудованных детских площадок, при этом ситуация с обеспеченностью зелеными насаждениями и детскими площадками в целом по городу выглядит достаточно благополучно;
    • на части дворовых территорий наблюдается критически неудовлетворительное состояние покрытия проездов и пешеходно-тропиночной сети, острый дефицит организованных парковочных пространств;
    • в подавляющем большинстве дворов система наружного освещения отсутствует;
    • крайне ограниченная доля дворовых территорий полностью адаптирована к нуждам маломобильных групп населения.

 

Библиографический список

 

    1. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/14194.
    2. Рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018–2022 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/14702.
    3. Порядок инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и территорий, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей («Приложение № 1 к подпрограмме «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2022 годах») [Электронный ресурс]. – URL: https://mjkh.nso.ru/sites/mjkh.nso.ru/wodby_files/files/document/2017/10/documents/66-p.docx
    4. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 гг. (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. № 691) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/13335.

 


INTEGRATED ASSESSMENT TECHNIQUE AND THE RESULTS OF COURTYARD TERRITORIES IMPROVEMENT IN NOVOSIBIRSK

 

Erokhin G.P., Сandidate of Architecture, Docent
Gashenko A.E., Senior Lecturer
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, Novosibirsk, Russia


Abstract. The article presents the results of scientific research on inventory and assessment of the improvement state of yard territories in Novosibirsk. The technique of yard territories integrated assessment is described. The results of the techniques approbation in the course of the inventory of the yard territories in Novosibirsk, the analysis of the condition and the level of their improvement are presented. It is established that the structure of courtyard territories, their size, livability and equipment at the city scale are uneven. There is a shortage of children's playgrounds, parking spaces, outdoor lighting systems and amenities designed for low-mobility groups. The method of continuous inventory of urban space (from the algorithms of field researches to the principles of calculating target indicators) was constructed by authors for the first time. The work was carried out by the federal program «Formation a Comfortable Urban Environment».
Keywords: urban environment, courtyard, territory integrated assessment,  improvement.