Номер
Раздел
УДК 72.03(571.1/.5)

СРЕДА КРУПНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА В СИБИРИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Вольская Л.Н., доктор архитектуры, профессор
Беляева Е.К., магистрант
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности крупных исторических городов Новосибирска и Томска: эволюция среды; планировочная структура дворовых и рекреационных пространств в исторические периоды; архитектурные стили застройки.
      Проблема активного нового строительства, повлекшая за собой утрату целостности архитектурно-пространственной среды, разрешима путем комплексного подхода к организации уже сложившихся и будущих новых пространств, благодаря основным принципам формирования городской среды, что поспособствует повышению комфортности жилых пространств для населения.

 

Ключевые слова: система планировки, застройка, композиция, памятники архитектуры, историческое ядро, архитектурные стили, эволюция среды.

 

     Крупные города Сибири, являясь центрами агломераций в системе расселения, кроме присущих им признаков урбанизма (развитой транспортно-культурной инфраструктуры), обладают историко-культурным наследием в городской среде, локально сохранившейся в исторических центрах, системной организацией застройки, неповторимостью и своеобразием архитектурного облика.
     Такими городами в предложенной статье являются Томск и Новосибирск, прошедшие разные периоды эволюции. Первый последовательно развивался с начала XVII до современного XXI в., его называли «Сибирские Афины». Второй – Новосибирск – с его феноменальной историей возникновения с конца XIX в. в связи со строительством Транссибирской магистрали, калейдоскопической сменой за короткий период архитектурных стилей – от народного деревянного зодчества к кирпичному стилю модерну, конструктивизму, микрорайонированию, возведению высотных зданий и уплотнению застройки исторических центров.
    Анализируя эволюцию городской среды, следует обратить внимание на  Томск, возникновение которого приходится на начало XVII в.
     Основанием для развития города послужило укрепление русского централизованного государства путем освоения сибирских земель. Выбор места для строительства был обусловлен благоприятными условиями для ведения торговли, сельского хозяйства и жизни населения в целом. Также это было выгодное расположение с точки зрения обороноспособности, экономического развития и художественно-эстетических представлений. Уникальный ландшафт диктовал неповторимый характер панорамы зарождавшегося города. Новые поселения в Сибири возникали на возвышенностях, в местах пересечения водных и сухопутных путей [5]. Так возникла и Томская крепость-острог на высокой косе Вознесенской горы р. Томи. Изначально острог представлял собой компактное сооружение площадью 0,25 га, окруженное крепостными стенами с башнями. Но в дальнейшем, с ростом поселения, площадь крепости увеличилась до 1,23 га. Внутри стен были возведены жилые и хозяйственные здания, а также Троицкая деревянная соборная церковь [3]. Томский град-крепость частично сохранился и по сей день, представляя собой историко-градостроительную ценность как пример формирования среды города в Сибири XVII в.
     Город Томск приобретал статус торгового и разделился на верхний и нижний. С ростом территорий появились и такие значимые объекты, как Богородице-Алексеевский мужской монастырь и Никольский (Христорожденственский) женский. Продолжалось освоение обоих берегов р. Ушайки. У подножия крепости вырастали поселения, формируя посады и слободы, которые представляли собой нерегулярную деревянную застройку. Заложенные в этот период планировочная система и композиционная схема имели компактный и нерегулярный характер, основанный на подчинении одно- и двухэтажной деревянной застройки основной доминанте – острогу. Застройка городских улиц была интересна тем, что жилые дома не образовывали единого фронта вдоль проезжей части главной улицы, именуемой Обруб, а развивались вглубь двора, образуя усадебную застройку. Масштабы застройки были соразмерны человеку, а соотношение открытых и закрытых пространств соизмеримы, что создавало комфортную среду.
    Строительство укрепленного поселения дало начало росту поселений за пределами острога и формированию исторического ядра города в границах острожно-крепостной линии. В конце XVII в. центр Томска сформировался в традициях нерегулярной, характерной для древнерусского градостроительства,   планировки. Главной композиционной осью был Московско-Сибирский тракт, который являлся торговой трассой, сыгравшей большую роль в системе расселения. Тракт был связан с системой рек, поэтому вектор развития получил вдоль направления р. Томи [4]. Центральное ядро, как веер, окружали слободские поселения. Формировался основной каркас и планировочные границы исторических районов Томска: Заисточье (Татарская слобода), Загорное (Болото), Кирпичи и др. Эти исторические районы отражают эволюцию архитектурно-художественной системы Томска. Интересным примером в системе организации города является этнический район Татарской слободы, так как здесь сохранилась историческая застройка усадебного типа, а также значимые сооружения.
    Период с XVIII до начала XIX в. связан с созданием проекта регулярной перепланировки Томска. В 1769 г. в сибирских городах по инициативе Екатерины II была развернута градостроительная программа, которая включала в себя разработку общих принципов городской застройки на основе генеральных планов. Томск стал одним из первых городов, где был разработан генеральный план застройки. Со второй половины XVIII в. исторические районы Томска начинают застраиваться по утвержденному регулярному плану (рис. 1). Основой планировки города являлась квартальная застройка усадебными домами размером 30×20 м, которые отличались от крестьянских усадеб, так как значительные масштабы позволяли связывать застройку и ландшафт в единую композицию. Планировочная система этих районов сохранилась до наших дней и представляет собой историко-градостроительную ценность. В историческом центре современного Томска сохранилась территория со сложившейся квартальной застройкой, которая представляет интерес, потому что является заповедной зоной города с богатым культурно-историческим наследием.

Рис.1

     Татарская слобода расположена между ул. Ленина и р. Томью, включающий в себя Московский тракт, ул. Татарскую и окружающие их улицы на побережье р. Томи. Район разбит на кварталы в среднем по 3,2 га.
    Жилые дома в районе Татарской слободы репрезентируют не только социальную, но и этническую принадлежность их владельцев. Архитектура сочетает в себе русское деревянное зодчество и национальные мотивы местных жителей.
       В районе Татарской слободы сохранился до наших дней планировочный модуль кварталов регулярной застройки, который представляет собой историко-градостроительную ценность. В результате реконструкции на территории остались дома и культовые сооружения. Планировочная система также представляет интерес, так как изначально она имела нерегулярный характер, что можно наблюдать близ берегов Томи. Застройка представляла собой в основном двухэтажные деревянные усадебные сооружения. Территория этой заповедной зоны включает:
– зону охраны природного ландшафта, а именно прибрежные зоны Томи, а также берега Ушайки, так как на данной территории введен запрет на строительство высотных современных зданий;
– зону строгого режима. Это охраняемая территория самой слободы, так как там расположены такие значимые сооружения, как Красная мечеть и дворец Карим-Бая [4].
       Особое внимание в городе Томске уделялось организации транспортных путей и созданию благоустроенных озелененных рекреационных зон – парков и бульваров, повышающих комфортность среды. Генеральный план предусматривал развитие главной площади – Соборной, к которой примыкала одна из основных транспортных магистралей – Большая Почтамтская улица, переходящая в Московский тракт. Торговая площадь, Базарная, представляла собой ансамбль из каменных зданий (Гостиный двор, биржевой корпус, здание Городской Думы).
     Ограниченность рельефа, означающая недостаток территорий для развития новых пространств, привела к проблеме сохранения застройки исторического ядра, что в будущем повлекло множество проблем и дискуссий, связанных с городским зонированием.
      До конца XIX в., благодаря связи Московско-Сибирского тракта, проходившего через Томск, город имел статус главного транзитного центра торговли, а также административного центра Сибири. В этот период начали активно развиваться транспортные связи с европейской частью страны, что дало начало формированию новых городов.
В отличие от Томска Новосибирск – «молодой» исторический город, возникновение и рост которого связан с Транссибирской магистралью.
      Новосибирск как город начал зарождаться в 90-е гг. XIX в. Главная водная артерия, р. Обь, являлась основным фактором появления как первых поселений на ее берегах еще в XVII в., так и формирования функционально-планировочного каркаса уже в начале XIX в. Функционально-планировочный каркас Новосибирска был связан с экологическим каркасом. Рельеф, р. Обь, зеленые массивы – компоненты, которые были изначально включены в планировочную систему и сформировали сложившуюся в историческом центре квартальную застройку. Обширный и малозаселенный сибирский край стал очень привлекателен для безземельных крестьян. Началось массовое уверенное освоение земель, что стало причиной укрепления границ Западной Сибири, так как гарантию процветания новому городу давал Московско-Сибирский тракт.
     На рубеже веков разросшиеся поселения в Сибири, которые начали формировать целый крупный город, промышленный рост и необходимость в ресурсах послужили причиной для строительства Великого сибирского пути, соединяющего Новосибирск с европейской частью страны. Транссибирская железнодорожная магистраль прошла вдоль реки и отсекла прибрежные территории от жилых, тем самым определив положение города [1].
     Помимо Транссиба основой для зарождения планировки города стало создание железнодорожного моста, соединяющего правый и левый берега Оби. Значимым было и строительство вокзала в стиле русского деревянного зодчества, который возвели сразу же после железнодорожного моста. Началась застройка правого берега. Сооружение собора Александра Невского, расположившегося на возвышенности как композиционная доминанта, и направление железнодорожного пути послужили вектором для формирования главной оси – Николаевского (ныне Красного) проспекта, шириной около 60 м, который прорубался сквозь сосновый бор. Вдоль направления р. Оби и Каменки появилась трактовая улица – Будагова (ныне Большевистская), что диктовало будущую ортогональную сетку дорог. Также появлялись и общественные пространства, базарные площади с торговыми постройками – Базарная и Ярмарочная, новые улицы и жилые кварталы прямоугольной формы и небольших размеров (1,5–2 га), которые предназначались для застройки усадебного типа и двухэтажных особняков. Особый колорит придавала преимущественно деревянная застройка Новониколаевска, которая отражала особые самобытные черты народного зодчества Западной Сибири. Большие семьи переселенцев строились по соседству, создавая обширные деревянные усадьбы, расположенные по красной линии застройки, повторяя границы кварталов, создавалось внутреннее дворовое пространство. Благодаря подобному соседству декоративные решения фасадов, ворот и заборов были выполнены в единой стилистике народного рубленого деревянного зодчества. Квартал представлял собой участок с одноэтажной усадьбой с хозяйственными постройками и огородом.
      Также в центральной части города распространение приобрели двухэтажные жилые особняки (доходные дома) с кирпичным первым этажом, который украшался фигурной кладкой, и рубленым деревянным вторым этажом с богатым декоративным резным убранством фасада. В декоре фасадов, обращенных к главной улице, преобладала пропильная резьба, которая комбинировалась с объемной. В основном мотивами служили растительные узоры, русские народные геометрические орнаменты, отсылающие наблюдателя в древние языческие времена, и даже интерпретации таких классических архитектурных элементов, как капители, сандрики и пилястры. Примерами таких особняков, частично сохранившихся по сей день, могут служить застройка так называемого 22-го квартала, ограниченного ул. Гудимовской (Коммунистическая), Кабинетской (Советская), Гондатти (Урицкого) и Болдыревской (Октябрьская), а также застройка по ул. Каинской и Серебренниковской.
      Город рос вместе со своим населением. В начале XX в., когда Новониколаевск официально получил свое имя, возросла и необходимость в развитии экономики и промышленности, что послужило причиной появления  промышленных предприятий и заводов, влиявших на природный каркас. Расширение площади под городские нужды диктовало необходимость в вырубке лесного массива, при этом благоустройство не предусматривалось. Преимущественно одноэтажная застройка не предполагала наличия  канализации и водопровода. Растущее количество транспортных связей привело к необходимости обрамления дорог деревянным и каменным мощением [2].
Также появилась необходимость в разработке генерального плана (рис. 2).

Рис.2

     Со стремлением дать детям разных сословий образование связано строительство 12 каменных школ (по проектам А.Д. Крячкова), которые доминировали среди преобладающей деревянной и деревянно-каменной застройки.
      К 1920 г. центр города начал принимать привычные очертания, знакомые современным жителям. Регулярная квартальная застройка, обрамленная плотной сеткой дорог, композиционные доминанты в виде культовых сооружений и площадей на главной магистральной оси – особенность планировки пространств, сохранившихся по сей день в исторически сложившемся центре Новосибирска. Строительство более крупных каменных зданий, таких как Торговый корпус, реальное училище и др., в характерном для начала XX в. стиле модерн, а также неоклассике и даже эклектике добавляли выразительности архитектурно-художественному облику города.
      Первый этап формирования Новосибирска можно охарактеризовать как исторический рывок. За короткий период поселение стало перспективным городом, который не обладал характерной для сибирских городов компактностью. Новониколаевск отличался необжитостью, территориальной разрозненностью районов, неблагоустроенностью. Реализация дальнейшего развития нуждалась в переменах [1].
       В 20–30-е гг. создавалась индустриальная база страны и шел активный процесс урбанизации. В архитектуре Новосибирска появились здания, послужившие архитектурным каркасом исторического центра города, которые были созданы в конструктивистском стиле по проектам талантливого архитектора Б.А. Гордеева. Такими примерами могут послужить здание Облисполкома, жилой дом Крайснабсбыта («дом под часами»), жилкомбинат «Динамо» и др.
В Новосибирске, городе с большим градостроительным потенциалом, появилась тенденция к расширению территорий и увеличению масштабов архитектуры. Делались попытки планового размещения жилья и вводилось строительное зонирование. Территория города делилась на несколько зон:
– многоэтажное каменное строительство;
– деревянное жилое строительство.
       Красный проспект, ул. Ленина и Серебренниковская, а также примыкающие к ним кварталы входили в зону каменного многоэтажного строительства. Для деревянной жилой застройки отводились ближайшие к периферии территории и окраины города [2]. Прежняя прямолинейная трассировка улиц в центре города совмещалась с главной системой магистралей, от которой лучами исходили улицы. Вся городская территория разбивалась на районы с своими центрами. Все селитебные территории окружались резервными буферными зонами. Принципы комплексного подхода к планировке города отражены во всех видах работ, начиная от строительства канализации и водопровода и заканчивая вымощенными булыжником улицами.
        Квартальная застройка формировала замкнутые территории, обусловленные укрупнением дворовых площадей до 4–5 га. Жилые кварталы в центральной части, примыкающие к главной магистрали города, Красному проспекту, застраивались «жилыми комбинатами», рассчитанными на 500–1000 человек. Одним из них является комбинат кооператива «Кузбассуголь», выполненный в формах конструктивизма по проекту Б.А. Гордеева. Также показательная для этого времени «строчная» застройка жилых комплексов в кварталах Дзержинского района и левобережья отражала идейные принципы «жилых ячеек».
      В эти годы формируется архитектурный облик города. Актуальный в те годы конструктивизм с присущими масштабами и упрощенными формами, выражающими идею рационализма, присутствовал и в общественных зданиях:  Госбанк, Доходный дом и др. являются примерами этого стилистического направления в архитектуре.
40–45 гг. ХХ в. привнесли неупорядоченную застройку на левом берегу, куда были перебазированы промышленные предприятия. Хаотичная застройка барачного типа не соответствовала комфортности среды. Возрос интерес к благоустройству территорий, что привело к необходимости реконструкции левого и правого берегов, а также формированию прибрежных территорий в виде набережной.
     В послевоенное время Новосибирск претерпевал концентрацию промышленно-научного производства. Расселение стало централизованным. Но огромные территории создавали монотонную панораму застройки. Жилая часть города начала отходить на периферийные территории и приобретать все  большие, микрорайонные, масштабы. Характерными чертами такого типа застройки являются: многоэтажность (9–12 этажей), несомасштабность человеку, большие пространства, развитая инфраструктура внутри микрорайона, сокращение транспортных путей, концентрация жизни людей внутри комплекса зданий. Микрорайонирование привело к разделению города на центральную часть и периферийные – микрорайоны с площадью 40–45 га.  Примером такой застройки служит Гусинобродская площадка и Челюскинский жилой массив.
          Микрорайонная застройка продолжила свой вектор развития и в современное время в виде жилых комплексов. Но высотность зданий возросла  до невероятных масштабов (25–27 этажей). Повысилась плотность застройки, так как резервные территории не были реализованы. В центральную часть  города с исторически сложившейся планировкой врезаются точечные высотные здания, которые нарушают целостность архитектурного облика.
Анализ среды городов Новосибирска и Томска, позволил выявить ряд характерных особенностей:
– возникновение обоих поселений на водных артериях;
– активное формирование и развитие городов происходило благодаря транспортной инфраструктуре: Московско-Сибирскому тракту (Томск), который был транзитно-перевалочным пунктом в Сибири до начала ХХ в., и Транссибирскому железнодорожному пути, так называемому Великому сибирскому пути, идущему к дальневосточным промышленным и торговым городам через Новосибирск;
– в исторических городах Сибири были созданы зоны охраны историко-культурного наследия, благодаря чему под охрану были взяты системы застройки, архитектурные комплексы, крупные общественные здания и др.;
– сохранившиеся до настоящего времени системы регулярной исторической планировки в исторических центрах городов;
– насыщение кварталов застройки исторических центров городов объектами, гармонично завершающими систему застройки.

 

 

Библиографический список


    1. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. – Новосибирск, 1991. – С. 7–23.
    2. Баландин С.Н. Новосибирск. – Новосибирск, 1978. – С. 19–63.  
    3. Романова Л.С. Здесь начинался Томск.– Томск, 2004. – С. 16–51.
    4. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. – Новосибирск, 2008. – С. 38.
    5. Попов А.И. Томск. – М., 1959.

 


THE ENVIRONMENT OF THE LARGE HISTORIC TOWN IN SIBERIA AND ITS FEATURE

Volskaya L.N., Doctor of Architecture, Professor
Belyaeva E.K., MA Student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article examines features of the large historic towns of Novosibirsk and Tomsk. In article are considered: analysis of evolution of the urban environment; planning structure of domestic and recreational spaces during the historical periods; architectural styles of building
     The problem of active new construction which caused loss of integrity of the architectural and spatial urban environment is solvable by an integrated approach to the organization of already developed and future new spaces, by means of the basic principles of formation of the urban environment which will promote increase in comfort of inhabited spaces for the population.
Keywords: planning system, building, composition, architecture monuments, historical center, architectural styles, evolution of the environment.