Номер
Раздел
УДК [72.03+69.059.2](470.43)

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШАТРОВЫХ ЗАВЕРШЕНИЙ ЗДАНИЙ ГОРОДА САМАРЫ

Котенко И.А., кандидат архитектуры, доцент
Казымов И.А., магистрант
Самарский государственный технический университет

 

Аннотация. Предметом исследования статьи является разнообразие форм и конструкций шатровых завершений исторических зданий, построенных в XIX–XX вв. в поволжском городе Самаре. В большинстве своем это жилые дома, которые представляют историческую, архитектурную и эстетическую ценность, многие относятся к памятникам архитектуры. Авторы систематизируют виды шатровых завершений старинных зданий на основе архитектурно-конструктивных особенностей. Основная цель исследования – поиск уникальных черт городской архитектуры, систематизация формальных и конструктивных характеристик, привлечение внимания к проблеме реставрации данных зданий в целях сохранения архитектурного наследия и местной уникальности.

 

Ключевые слова: шатры, башенки, традиции русской архитектуры,  классификация шатровых завершений, конструктивные особенности шатров, реставрация шатровых завершений.

 

     Рассматривая архитектуру поволжского города Самары конца XIX – начала XX века, можно заметить большую популярность использования шатровых завершений в жилых каменных, каменно-деревянных и деревянных зданиях [1]. История возникновения шатровых деревянных, каменно-деревянных и каменных зданий тесно сплетена с общими российскими традициями древнерусского деревянного зодчества и каменной архитектуры XVI в. [2] Шатрами завершали башни, колокольни, храмы и крыльца, делая их каменными или деревянными. Изначально шатры использовались вместо крыши в церковной архитектуре. Позднее они стали чисто декоративным элементом. Не только в Самаре, но и в других российских городах в среде архитекторов и художников в конце XIX в. появляется интерес к таким завершениям и использованию их в культовой, гражданской и жилой архитектуре.
     Дошедшими до сегодняшнего времени каменными постройками с шатрами в Самаре являются Покровская церковь (1861 г., арх. Э.И. Жибер), Городской драмтеатр (1888 г., арх. М.Н. Чичагов), жилые дома Васильева и Основнина (1890-е гг., автор неизвестен) (рис. 1).

Рис.1

 

    Многие словари архитектурных терминов и энциклопедии дают определение шатра как архитектурной формы в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения, но это больше характерно для периода его возникновения в архитектуре. В данной статье мы рассматриваем термины «шатровые завершения» и «шатровая крыша» в более широком смысле, в одном из значений, в котором толкует определение «шатровая крыша» в своем Толковом словаре В. Даль: «шатровая крыша – крыша на четыре ската». В исследуемый в статье период строительства зданий конца XIX в. архитектура испытывала большое влияние эклектики. В это время в Самаре остроконечные крыши со шпилями на квадратном, прямоугольном, круглом плане приобрели большое разнообразие. Однако конструкции всех этих форм основаны на сочетании угловых накосных деревянных стропил, формы имеют прообразы завершений крыш в русском стиле, а их силуэты напоминают шатры, хотя иногда и сильно усложненные. В какой-то степени значение «шатровые завершения» в эклектике Самары стало нарицательным. Отличительной особенностью шатровых завершений самарских жилых зданий является их небольшой размер, деревянная стропильная конструкция, декоративность в «русском духе». Такие завершения находятся в центре и по углам здания, часто над эркерами и даже балконами. Некоторые современные самарские здания в центре города, продолжая традицию, также имеют угловые шатры.
     Шатры или шатровые башенки на крышах жилых домов можно было увидеть по всему городу Самаре XIX в. С такими завершениями связывались представления собственников домов о красоте. Вероятно, на появление их влияла и архитектурная мода. Некоторые из жилых зданий были запроектированы известными самарскими архитекторами, но много среди них запоминающихся объектов, авторство которых не установлено. Известно лишь, что дома в русском стиле принадлежали купцам или мещанам, которые занимались торговлей. Да и здания в большинстве своем располагались на торговых улицах, были двухэтажными, где первый этаж (обычно каменный) часто имел торговое значение [3]. На территории Самары встречается множество домов с разнообразными шатровыми крышами. Эти здания в русском стиле представляют ценность для города, и некоторые имеют статус объектов культурного наследия. Несмотря на то что данные памятники находятся под охраной города и специально созданных для этого организаций, только часть зданий, имеющих шатровое завершение, прошли программу по восстановлению культурного наследия города Самары и были реставрированы или законсервированы. Некоторым из них присвоен статус аварийного здания.
    Шатровые завершения самарских зданий различаются по геометрической форме и частично по виду несущих конструкций. Несмотря на разнообразие, по геометрическим характеристикам и конструкциям они могут быть разделены на шесть основных типов:
    1. Пирамидальные (в виде тетраэдров, реже на многоугольном плане): ул. Вилоновская, 88; ул. Арцыбушевская, 78; ул. Галактионовская, 169 и др.
    2. Вальмовые («епанчи», «палатки», «скирды» на прямоугольном плане с горизонтальным коньком): ул. Вилоновская. 22; ул. Фрунзе, 116; ул. Куйбышева, 139.
    3. Фигурные (кубоватые, бочкообразные и луковичные с килевидным завершением): ул. Галактионовская, 82: пер. Белинского, 3; ул. Фрунзе, 43.
    4. Конусообразные: ул. Фрунзе, 75А; ул. Куйбышева, 139.
    5. Уступчатые: ул. Арцыбушевская, 73; ул. Садовая, 124.
    6. Комбинированные (пирамиды на основании и уступчатые пирамиды на башенках): ул. Молодогвардейская, 59, ул. Самарская, 151; (крестовая «епанча» с «палаткой»): дом Клодта на ул. Куйбышева, 139.
     Самые популярными шатрами на улицах города Самары и простыми по конструктивной схеме являются пирамидальные с деревянными угловыми накосными стропилами. Одним из примеров можно считать шатер на доме по ул. Арцыбушевской, 78. Пирамида могла быть усеченной, как на крыше дома на углу ул. Вилоновской и Арцыбушевской. Но в усечении пирамидальных шатров располагался малый тетраэдр – перевернутая египетская пирамида. В завершении всего объема размещалась деревянная или металлическая пика, часто с флюгером (Молодогвардейская, 119, 121). Иногда простые шатры дополнялись одним или несколькими слуховыми окнами (ул. Комсомольская, 151, Самарская, 40 и др.).
      Реже использовался другой элемент – вальмовая крыша на прямоугольном основании с преобладанием длины над другими габаритами, которая снизу, при взгляде с торца, воспринималась как шатер, это так называемая «епанча» [4]. Видим ее на ул. Вилоновской, 22, над зданием Епархиального Управления Русской Православной Церкви. В местах пересечения скатов здесь располагаются накосные балки (диагональные стропильные ноги), в них врублены нарожники. В пролете диагональные стропильные ноги поддерживаются промежуточной опорой в виде подкоса или поставленной в углу здания шпренгельной конструкцией. Иногда встречаются шатры на прямоугольном основании с преобладанием высоты («палатка») как в Челышевском доме по ул. Фрунзе, 56.
     Фигурный тип шатровых завершений достаточно разнообразен, в городе их осталось немного. К шатрам их можно отнести скорее по килевидному (остроконечному) завершению и отношению к русскому стилю крыш по «фигуре». Все эти формы когда-то использовались в перекрытии Царского дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Это «бочка» на крыше дома в пер. Белинского, 6; «кубоватые» шатры на ул. Галактионовской, 82 и Ульяновской, 51; луковичный тип шатрового завершения на ул. Фрунзе, 43. В роли стропил здесь использованы деревянные доски-журавницы (или журавцы).
     Конусообразные (конические) шатры сделаны над круглым основанием с угловыми накосными стропилами, связанными при помощи радиальных затяжек. В Самаре встречаются крайне редко, но сразу обращают на себя внимание. Можно увидеть в фахверковом доме по ул. Фрунзе, 75А и в знаменитом особняке Клодта на ул. Куйбышева, 139, конус которого украшен слуховыми окнами.
      Наиболее интересными и сложными можно считать шатры уступчатого типа, характерно выраженные в мачтовой конструкции на ул. Арцыбушевской, 73 в виде многоярусной вытянутой башни. Удивительно, как на самарской почве возникла форма, явно испытавшая влияние норвежской деревянной каркасной конструкции церкви-ставкирки, но самарский многоярусный шатер явно не повторение оригинала. Уникальный объект находится в полуразрушенном состоянии. Выполнен полностью из дерева, входит в Список объектов культурного наследия и нуждается в реставрации. Необычная конструкция требует консервации, архитектурных обмеров и обследования технического состояния со вскрытием обшивки для дальнейшего восстановления. Кроме него, еще одно шатровое завершение данного типа находится над центральным балконом дома по ул. Садовой, 124. Несмотря на одинаковый тип с предыдущим шатром, пропорции формы и конструкция последнего резко отличаются от него, напоминая пятиуступчатую пирамиду.
    Особой декоративностью обладают шатры на башенках. Обычно шатры здесь многоярусные, а башенка еще усиливает динамику вверх. Конструкция многоярусных шатров состоит из сложной многоярусной стропильной конструкции с диагональными накосами. Затяжки здесь являются несущей частью конструкции, работающей на изгиб. Башенки часто декорировались круглыми слуховыми окнами и накладными деталями – фахверком и кронштейнами, поддерживающими карниз шатровой крыши, например в бывшем Доме адвоката В. Прахова по ул. Самарской, 151 (рис. 2).

Рис.2

 

   Эти шатровые завершения относятся к комбинированному типу. В эту же категорию можно включить необычные сочетания декоративных шатровых форм, например крестовые вальмовые конструкции в виде «епанчи» и «палатки» на Доме Клодта, ул. Куйбышева, 139.
   В данный момент некоторые самарские здания с шатровым завершением утеряны, другие имеют полуразрушенный вид и статус аварийного объекта, только часть из них восстановлена. Обращаясь к состоянию шатровых исторических жилых зданий, необходимо отметить, что их возраст требует безотлагательной реставрации, восстановления и приспособления. Многие из них законсервированы на неопределенное время, облик некоторых после непрофессиональной реставрации резко отличается от первоначального, другие просто разрушаются. Необходимо вплотную заняться архитектурными обмерами, изучением первоначального облика, обследованием технического состояния конструкций и их повреждений, скорейшей разработкой проектов их реставрации.

 


Библиографический список


    1. Котенко И.А., Ковтун Е.П. Морфологические особенности шатров крыш жилых домов Самары XIX века // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре / Сам. гос. техн. ун-т. – Самара, 2018. – С. 315–319.
    2. Заграевский С.В. Первый каменный шатровый храм и происхождение древнерусского шатрового зодчества // Архитектор. Город. Время:  материалы ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. (Великий Новгород – Санкт-Петербург). Вып. XI. – СПб., 2009. – С. 18–35.
    3. Котенко И.А., Харитонова А.С., Сержантова А.В. Шатровая архитектура Самары // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сб. ст. – Самара: СГАСУ, 2016. – С. 281–285.
    4. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Ч.1. Деревянное зодчество. – Петроград, 1916. – 407 с.

 


ARCHITECTURAL AND DESIGN FEATURES OF THE HIP COMPLETION OF THE ROOFS OF BUILDINGS IN THE CITY OF SAMARA


Kotenko I.A., Candidate of Architecture, Docent
Kazymov I.A., MA Student
Samara State Technical University

 


Abstract. The subject of this research is the variety of forms and designs of hipped completion of historic buildings built in the XIX – XX centuries. in the Volga city of Samara. Most of them are residential buildings that are of historical, architectural and aesthetic value, many belong to architectural monuments. The authors systematize the types of tents of ancient buildings based on architectural and design features. The main goal of the research is to search for the unique features of urban architecture, systematize the formal and constructive characteristics, draw attention to the problem of restoring these buildings for the sake of preserving the architectural heritage and local uniqueness.
Keywords: tents, turrets, traditions of Russian architecture, classification of tent endings, design features of tents, restoration of hip endings.