Номер
Раздел
УДК 741

ГУАШЬ, ЕЕ СВОЙСТВА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЯТНА ПРОСТРАНСТВА ВАЖНЕЕ ПЯТЕН ПРЕДМЕТОВ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ», НАПРАВЛЕНИЕ «ДИЗАЙН»

Гришина И.И., доцент
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Аннотация. Раскрывая многообразие возможностей гуашевых красок, можно творчески писать учебные постановки в двух направлениях – академическом и декоративном. Гуашевые краски – это подвижный и «живой» материал, дающий возможность передавать увиденное разнообразие световых и цветовых впечатлений, с которыми сталкиваются обучающиеся по дисциплине «Живопись». В выполняемых заданиях изображаемые предметы не должны копироваться или точечно переноситься на поверхность листа. При выполнении живописного задания студенты работают с цветными пятнами предметов и пространства, выстраивают общую цветовую композицию, выявляют объем предметов и глубину пространства. Студентам 4-го курса предложено экспериментальное задание. Суть задания состоит в том, что надо изобразить пространство и предметы, но так, чтобы пространство было важнее, чем предметы, т. е. пятна пространства должны быть объемнее и активнее пятен предметов и выйти на передний план. Ввести такое задание подсказала практика. Студенты компонуют, рисуют и пишут предметы натюрморта, а пространство игнорируют. Оно существует в учебных заданиях само по себе. Пятна пространства между предметами не отслеживаются, с углами формата не работают, края листа композиционно не продумываются. Задание «Пятна пространства важнее пятен предметов» заставляет идти от обратного в построении пространства и изображении предметов, и, как выяснилось, это задание укрепляет академические знания по живописи.
    Целью статьи является раскрытие возможностей гуашевых красок для выполнения учебных постановок, предусмотренных программой, не только в двух направлениях, академическом и декоративном, но и в экспериментальном.

Ключевые слова: гуашь, учебный процесс, кроющие краски, тональность, насыщенность.

 

   Подготовить дизайнеров, достойных мастеров-профессионалов, конкурентоспособных и востребованных в современных условиях, – главная задача государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Данная задача реализуется с передачей необходимых знаний для реальной практической и творческой деятельности во время учебных занятий в университете.
   Базовой основой процесса обучения дизайнерским профессиям для студентов является академическая школа изобразительного искусства, ее традиции, а именно, как графическими и живописными средствами изображать предметы быта и человека в световоздушной среде. В процесс обучения входит и декоративная живопись. И именно гуашь помогает более ярко выразить в живописи ее декоративность со своим плоскостным пространством.
   На первых занятиях по дисциплине «Живопись» и перед каждым выдаваемым заданием студентам рассказывается или напоминается о материалах, инструментах и техниках.
   К необходимым материалам для выполнения живописных заданий   относятся акварельные и гуашевые краски. Они водорастворимые, состоят из пигмента и наполнителя. В тех и других красках связующим элементом является клей.
Гуаши не свойственна акварельная прозрачность. Но если сравнивать  гуашь (художественную) и акварель (медовую), то выяснится, что их состав (пигменты и связующие вещества) почти одинаковый.
   Для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат каолин, т. е. белую глину, которая делает высохшую краску белесоватой и придает ей бархатистость и матовость.
   Хорошая кроющая способность – одно из самых ценных и отличительных свойств гуаши. Это качество гуашевых красок позволяет сверху переписывать темные участки живописи светлыми тонами и наоборот – т. е. можно свободно работать с тоном.
Поверхность гуашевых красок в законченном варианте имеет матовую фактуру, и она может быть повреждена при исправлении неточностей или ошибок, нельзя применять ластик, так как это приведет к образованию блестящих полос. Для гуашевой живописи не свойственно выражение «чтобы бумага дышала».
Приемы работы гуашью
   Гуашь позволяет легко вносить необходимые изменения, как незначительные, так и глобальные, т. е. кардинальные передвижения больших пятен и уточнения.
    Гуашевые краски пригодны для письма широким мазком и тонкими штрихами.
   Не приветствуется писать гуашью очень пастозно, так как при высыхании  толстый слой гуаши потрескается, а может и совсем отвалиться от поверхности. Во избежание таких ситуаций советуют писать тонкими слоями или добавлять в гуашь клей ПВА.
   Как и в акварели, в гуаши темные тона накладываются на светлые. А вот в отличие от акварели, гуашью можно записывать темные тона светлыми: в одном случае – за счет увеличения толщины красочного слоя, в другом –  предварительно вымыв водой участок темного тона, можно легко нанести нужный светлый тон красочного замеса.
    Рисунок под гуашь можно выполнять контрастно очень мягкими карандашами, изображая не только линии абриса предметов и драпировок, но и тоновые пятна падающих и собственных теней.
    Начинают писать работу гуашевыми красками с темных тонов.
    Прежде чем вносить поправки, работе дают просохнуть.
   Первое время при работе с кистью нужно обращать внимание, во-первых, на то, как глубоко вы опускаете кисть в краску (желательно на две трети от длины); во-вторых, при смене цвета хорошенько промывать кисть в емкости с водой. По окончании работы кисти желательно промывать с мылом.
   Гуашь выпускается двух видов: плакатная и художественная. Последняя гуашь лучшего качества и ей отдается предпочтение. Приобретать советуют  гуашь отечественных производителей: завода художественных красок (Санкт-Петербург) и компании «Гамма» (Москва). Фасовка гуаши разнообразная: пластмассовые, стеклянные и металлические банки, металлические тубы. Продаются гуашевые краски наборами в коробках и россыпью, по отдельности.
   Отечественные гуашевые краски в основном светостойкие и подразделяются на три группы: вполне светостойкие (обозначаются тремя черными звездочками), умеренно светостойкие (обозначаются двумя черными звездочками); слабо светостойкие (обозначаются одной черной звездочкой);
    Если в акварельных красках белила (белая краска) отсутствуют, то в гуашевых красках их несколько: свинцовые, цинковые, титановые и баритовые. Предпочтительно использовать титановые белила. Они обладают хорошей укрывистостью и насыщенным тоном. Цинковые белила – прозрачные, и цветные смеси с такими белилами тоже приобретают свойства прозрачности.
    Последнее время в продаже появились гуашевые краски на акриловой основе и флуоресцентные.
    Отличие гуашевых красок на акриловой основе от традиционной гуаши состоит в том, что при высыхании гуашь на акриловой основе более водостойкая, сильно не высветляется и живописная поверхность приобретает глянец.
     Традиционная гуашь хорошо смывается с палитры, что не свойственно акриловой гуаши.
    Флуоресцентные гуашевые краски состоят из суспензии флуоресцирующих пигментов (растворов красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах) со связующим веществом с добавкой пластификаторов и антисептика. Такие краски обладают свойством свечения и выглядят очень ярко.
    Белая бумага служит основой для живописи гуашью. Предпочтительно применять бумагу с водяным знаком «Госзнак». Он хорошо прочитывается, если посмотреть на лист бумаги, на просвет. Такая бумага хорошо отбелена и проклеена еще на производстве и дополнительной обработки не требует. Акварельную бумагу для живописи гуашью лучше не применять, она сильно впитывает влагу, цветные мазки красок быстро теряют насыщенность. Живопись гуашевыми красками на акварельной бумаге будет иметь жухловатый вид. Такой ситуации можно избежать, если предварительно проклеить бумагу.
    Карандаши, кисти, палитра и емкости (банки) под воду – вот инструменты, используемые в живописи гуашью на бумажной основе.
   Для того чтобы выполнить подготовительный рисунок под живопись, подойдут карандаши любой мягкости или средней твердости.
    Кисти для живописи гуашью советуют применять с искусственной и натуральной щетиной, круглой и плоской формы.
    Палитрой может служить белый лист плотной бумаги или среднего размера фаянсовая тарелка также белого цвета.
   У гуашевых красок есть некая технологическая особенность. При высыхании гуашевые краски изменяют цвет и светлоту. Кадмии, кобальты, окись хрома, изумрудная зеленая и охры светлая и золотистая высветляются. Темнеют с последующим высветлением краплаки, ультрамарин, сиены жженая и натуральная. Темнеет оранжевая краска.
    Живописный процесс гуашью начинают от самых темных тонов к светлым, а не наоборот, и с выстраиванием цветовых отношений.
     В заключение можно отметить: то разнообразие светотеневых и цветовых впечатлений, с которыми сталкиваются учащиеся на дисциплине «Живопись», можно показать с помощью гуашевых красок на плоской поверхности листа с сохранением яркости «новых» красок и в одном случае аккуратно закрасить, а в другом – мазистно и «вкусно» написать учебную работу. Гуашевые краски дают возможность писать в двух направлениях: академическом (с иллюзорным решением пространства) и декоративном (с плоскостным решением пространства).
     Студентам старшего курса направления «Графический дизайн»  (бакалавриат) по дисциплине «Живопись» было предложено составленное  мною экспериментальное задание под названием «Пятна пространства важнее пятен предметов». Суть задания заключалась в следующем: обучающимся предлагалось изобразить  цветом натюрморт из четырех предметов несложной формы, стоящих в одну линию в условно-декоративной манере, где предметы и пространство решены цветными пятнами.
      Но главная особенность данного задания заключалась в том, пятна пространства при изображении должны быть важнее пятен предметов, т. е. пятна пространства должны быть объемнее и активнее пятен предметов и стремиться выйти на передний план.
Обращаясь к работам великих мастеров изобразительного искусства,  можно сделать вывод, что художники  не одинаково относились  к предметам и пространству. В одном случае предметы занимали главенствующую позицию по отношению к пространству и изображались укрупнено и даже под обрез, на вылет. Примером могут служить картины Гелия Коржева. В другом случае  пространство верховодит по отношению к предметам. Например, картины Питера Брейгеля Старшего, пейзажи Григория Васильевича Сороки. В обоих случаях рассматривается размер, величина, т. е. много – мало.
     В учебном задании же предлагается пространство сделать объемом, а предметы – пространством.
     Прежде чем приступить к эскизированию, преподаватель проговаривает со студентами различные возможные варианты.
     Выполнение задания строится на работе с цветными пятнами.
    Цвет воздействует сильнее, нежели ахроматика. И как следствие, предметы могут стать ахроматичными, а фон цветным.
   Техника письма в живописи построена так, что предметы переднего плана пишутся корпусно, а пространство – жидко, мягко, лессировочно. Если же есть предметы на дальнем плане, то они списываются с пространством. В предлагаемом задании предметы заднего плана отсутствуют, так как в натюрморте они выстроены в линию, в этом случае фон может писаться мазисто, предметы – жиденько или лессировочно.
    Размер пятен предметов и пространства студенты выбирают сами, в соответствии с замыслом, а именно: пятна предметов крупнее пятен пространства или же наоборот.
    Светотень на предметах может быть, но она не должна лепить объем. Предлагается использовать свойства цвета – пятна холодных цветов зрительно будут удаляться, а теплые приближаться. Обращается внимание студентов на касания пятен и их конфигурацию, абрис. Пятна пространства также могут иметь выпуклую форму, а пятна предметов – держать поверхность или утопать в ней. Еще рассматривается такой вариант, где пятна пространства между предметами образуют по рисунку предмет.
      Для выразительности и достижения цели может применяться разная по толщине и контрасту по тону и цвету обводка.
Ввести такое задание подсказала жизненная ситуация и учебный процесс, отображающий отношение студентов к композиции, рисунку и живописи предметов и пространства натюрморта, где пространство в большинстве случаев игнорируется. Оно существует в учебных заданиях само по себе. Пятна пространства между предметами не отслеживаются, с углами формата не работают, края листа композиционно не продумываются.
     Задание «Пятна пространства важнее пятен предметов» основано на выполнении живописного задания от обратного. Студенты должны выстроить стройную систему поэтапного выполнения живописной работы.
    Как выяснилось, такое задание помогает обучающимся укрепить академическую базу, расширить знания в декоративной живописи, развить фантазию, проявить творчество и индивидуальность. Главное, что во всех приведенных случаях будут красивые творческие работы.

 


Библиографический список

    1. Изаксон А. Как работать гуашью // Художник. – 1961. – № 3. – С. 54–55.
    2. Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

GOUACHE, ITS PROPERTIES AND THE EXPERIMENTAL JOB «SPOTS SPACE SPOTS IMPORTANT ITEMS» ON THE DISCIPLINE «PAINTING» THE DIRECTION OF THE «DESIGN»

 

Grishina I.I., Docent
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering


Abstract. Revealing the variety of possibilities of gouache paints, you can creatively write educational productions in two directions, academic and decorative. Gouache paint is fluid and “living” material, which gives the opportunity to describe what I saw variety of light and color experiences faced by students on the discipline of painting. In the tasks, depicted objects should not be copied or transferred to the surface of the sheet. When performing a painting task, students work with colored spots of objects and space, build a common color composition, and identify the volume of objects and the depth of space. Fourth-year students are offered an experimental task. The essence of the job is that it is necessary to portray the space and objects, but so that the space was more important than objects. That is, the spots of space should be larger and more active than the spots of objects and should come to the foreground. To introduce this assignment suggested practice. Students assemble, paint and I write the objects of still, and space are ignored. It exists in the training tasks in itself. Spots of space between objects are not tracked, do not work with the corners of the format/ the edges of the sheet are not thought out compositionally. The task ‘Spots of space are more important than spots of objects’’ makes you go from the opposite in the construction of space and the image of objects, and as it turned out that this task strengthens academic knowledge of painting.
Keywords: gouache, uchebnyy protsess, kroyshchiye kraski, tonalnost, nasyshchennost.