Номер
Раздел
УДК 72.03

АРХИТЕКТУРА НИКОЛАЕВСКОГО ПРОСПЕКТА (СОВР. КРАСНОГО В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ) НАЧАЛА XX ВЕКА

Журин Н.П., кандидат архитектуры, профессор
Антилова Е.Ю., магистрант
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье с архитектурно-градостроительной точки зрения рассматривается своеобразие истории формирования застройки центрального участка Николаевского проспекта (современного Красного в Новосибирске), ограниченного двумя крупными торговыми площадями, в Новониколаевске начала ХХ в. – Новобазарной и Старобазарной. Подчеркивается и выявляется особенность архитектуры этого ведущего элемента городского центра, отмечается композиционная и стилистическая уникальность его застройки, элементы обустройства городской среды главной улицы молодого сибирского города.

Ключевые слова: Николаевский проспект, Новониколаевск, архитектура, застройка, главная улица.

 

   В конце XIX – начале XX в. отмечается стремительный рост сибирских городов, оказавшихся в зоне влияния Великого Сибирского железнодорожного пути: Челябинска, Тюмени, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска. Все перечисленные города к данному времени уже имели богатую историю развития, начавшуюся еще в XVII в. Особняком в этом ряду стоял Новониколаевский поселок, быстро превратившийся в город и составивший конкуренцию своим развитием многим традиционным центрам.
    Исследование начальных и основополагающих градостроительных принципов формирования застройки современного Красного проспекта Новосибирска (б. Николаевский, город Новониколаевск) в его начальный период формирования становится как никогда актуальным в настоящее время – время предполагаемой активной реконструкции современного городского центра, которую невозможно осуществить без всесторонних научных исследований. Большое количество научных трудов, посвященных Новониколаевску, напрямую либо косвенно описывали главную улицу города –   Николаевский проспект. Однако специальное историко-градостроительное исследование именно этой части городского центра, ставшей общественной и архитектурной составляющей общегородского центра, которая сложилась в начале ХХ в. между двумя городскими площадями – Новобазарной (совр. площадь Ленина) и Старобазарной (совр. площадь Свердлова),  представляется весьма актуальным.
    Несмотря на короткий период развития, охвативший годы строительства Сибирской железной дороги и начальные годы ее эксплуатации, в Новониколаевске были проявлены все типичные черты градостроительного развития молодых городов Сибири и Дальнего Востока. Одна из них нашла отражение в особенностях планировки – жесткой регулярной «шахматной», «американской» схеме прямоугольных кварталов [1]. В соответствии с данной геометрической схемой, нехарактерной для исторических сибирских городов, было определено положение главной городской магистрали – будущий Николаевский проспект.
   Необходимость появления Николаевского проспекта была обусловлена интенсивным развитием нового поселения, общественная и экономическая жизнь которого к концу XIX в. была больше не способна оставаться в пределах зоны отчуждения транзитной железной дороги вследствие специфики ее эксплуатации. Небезосновательно будет полагать, что Новобазарная площадь  функционально могла быть задумана как дубликат Старобазарной, которая располагалась у храма Александра Невского и имела гораздо меньшие размеры. На этих двух площадях с момента их оформления на генеральном плане и даже раньше сосредоточилась интенсивно развивающаяся торговля – от торгов прямо с возов и саней прибывающих в город крестьян до первых современных для своей эпохи коммерческих заведений (рис. 1). Обширная Новобазарная площадь (Ярмарочная) была заложена как бы «на вырост», с целью сместить очаг общественно-деловой активности (Старобазарная площадь) на некоторое расстояние в глубину городских кварталов, давая тем самым потенциал для роста и развития городского центра. Отрезок Николаевского проспекта, соединяющий две выше упомянутые крупные прямоугольные торговые площади, приобрел общегородское значение и стал значимой частью успешно развивающегося городского центра.

Рис.1

     Исторически Новониколаевск был образован в качестве поселка строителей железнодорожного моста Великого Сибирского пути через Обь в 1893 г. и железнодорожной станции Обь. Благодаря созданному годом позднее проекту генерального плана межевщика Алтайского округа Кузнецова были соединены Новониколаевский поселок (до декабря 1895 г. назывался Кривощековским) с поселком у станции Обь. «На площади в 1600 десятин (1 748,8 га) в кварталах застройки было отмежевано 2862 участка под усадебную застройку. Размеры усадебных участков имели протяженность по улицам в 15 сажен (32 м) и в глубину квартала 17 сажен (36 м). Первыми улицами поселка, которые стали быстро застраиваться по красным линиям плана Кузнецова, были в Центральной части Кривощековская, Колыванская, Александровская, Мостовая и Николаевский проспект» [2]. Будущий Николаевский проспект был сразу заложен с шириной, превышающей все остальные улицы поселка (25 саженей или 54 м), и включал в себя общегородскую Базарную площадь, размещенную в его начале, практически от устья реки Каменки.
    Данные градостроительные мероприятия первых лет, призванные упорядочить стихийную застройку прижелезнодорожного поселка, сразу же заложили его специфичное градостроительное решение, нетипичное для главных улиц исторических городов Сибири. Особенность рельефа местности предполагала постепенное повышение трассы Николаевского проспекта, что разительно отличало его от главных улиц общественных центров исторических сибирских городов – Большой улицы в Иркутске, Чернявского проспекта в Омске, Почтамтской в Томске, где характер рельефа, их геометрическое начертание было более живописным.
    Другой особенностью застройки являлась стилистическая пестрота застройки Николаевского проспекта, долго сохранявшая сочетание деревянных построек, тяготевших к народному зодчеству, с примерами из области так называемого кирпичного стиля второй половины XIX – начала XX в.,   оказавшимися в сочетании с образцами профессиональной архитектуры эпохи модерна и неоклассики начала ХХ в. (рис. 2). Авторами массовой каменной застройки Николаевского проспекта выступали, как правило, местные строительные техники, многие из которых получили свой проектный и строительный опыт на строительстве железнодорожной магистрали [1].
    Следует заметить, что все постройки, возводимые после грандиозного пожара 1909 г., выполнялись только по проектам и утверждались в местном городском самоуправлении городским архитектором инженером-технологом Ф. Рамманом. При этом городской архитектор, как правило, не вмешивался в художественную сторону предложенного для утверждения проекта, а следил за исполнением обязательного постановления городской думы о зонах исключительно каменного строительства, куда, естественно, были включены все кварталы, образующие Николаевский проспект. Пожар 1909 г., в результате которого сгорели 794 дома в 22 кварталах, проявил еще одну важную особенность застройки Николаевского проспекта тех лет – отсутствие противопожарных разрывов, обязательных для деревянной застройки. При этом каменные постройки могли размещаться без них, образуя непрерывный фронт застройки Николаевского проспекта, поэтому, во избежание изменений образа центральной улицы Новониколаевска и повторения трагических событий 1909 г.,  был окончательно сделан выбор будущего материала для строительства в пользу кирпича. Таким образом, участь деревянной застройки была предрешена. В результате ее вытеснения, как правило двух-трехэтажными каменными строениями, сложился особенный облик центральной части главной улицы города, представляющей собой достаточно однородную по стилистике сплошную каменную застройку, но и весьма живописную в результате композиционного разнообразия составляющих ее элементов эпохи эклектики. Эта застройка включала небольшие высотные элементы, увенчанные своеобразными купольными навершиями, которые отмечали точки пересечения проспекта и пересекающих под прямым углом его улиц (рис. 2). Богатая пластика кирпичных фасадов находилась в стилевом единстве с появившейся многочисленной торговой рекламой (рис. 3).

Рис.2

Рис.3

     Благодаря градостроительному плану землемера Кузнецова, не предполагающего функционального зонирования возникшего городского поселения, Николаевский проспект быстро стал основной частью общественно-делового центра Новониколаевска. Его застройка была насыщена организациями различной функциональной направленности: аптеки и лечебные кабинеты (зубной Г.И. Жернаковой и помощницы М.А. Дудихиной, врача Д.С. Соколова, аптека Кованского, аптека Н.М. Головина), магазины готового платья (московский магазин Фоменко, депо готового платья бр. М. и Ш. Мировичей, дом Ф.Д. Машгакова, магазин готового белья «Модный Свет», «Парижский Шик»), обувные (В.И. Жернакова, бр. Поляковых, Шамовского, Желябо), продовольственные магазины (О.Г. Гладковой и Маторнова, вино –бакалейная М.В. Можарова, гастрономическая Н.М. Кетова, колбасная А.А. Ицкович), непродовольственные магазины (книжный и канцелярский магазин Н.П. Литвинова, магазин С.К. Ляликова), мастерские, скобяные, кондитерские, ружейные, чайные и мн. др. [3] Предприниматели настолько успешно вели торговлю, что практически вытеснили здания жилого назначения с Николаевского проспекта, а те, что были в состоянии оплачивать возросшую арендную плату, перепрофилировались в гостиницы или, как их принято было называть, мебельные комнаты («Николаевское подворье», «Киев», Мезенцевой, Мирович), либо сдавали свои помещения внаем.
   Важной составляющей застройки проспекта явились относительно немногочисленные произведения профессиональной архитектуры конца XIX – начала XX в. Их масштаб, высокий уровень качества и исполнения наделили главную улицу города новыми визуальными стандартами, которые наметили дальнейший вектор развития и характер для будущих зданий и сооружений. Первым таким архитектурным произведением был, безусловно, Александровский храм, заложенный в самом начале будущей центральной улицы Новониколаевска. Этот проект был выполнен в византийском стиле  архитектором-художником К. Лыгиным и Н. Соловьевым – зодчими Средне-Сибирского участка Транссибирской магистрали. Отметим, что высокое качество его неоштукатуренной кирпичной кладки, осуществленной согласно высоким кондициям железнодорожного строительства, явилось своеобразным эталоном для массовой каменной застройки Николаевского проспекта. Профессиональную модернизированную неоклассику продемонстрировала учебная постройка гражданского инженера А.Д. Крячкова – реальное училище им. Дома Романовых. Также этому автору принадлежат проекты других построек городского центра – часовня Св. Николая, возведенная в честь 300-летия дома Романовых и Городской торговый корпус, решенный в стилистике модерна. Зрительно в застройке Николаевского проспекта в начале XX в.  выделялись такие профессиональные строения, как здание Добровольного пожарного о-ва Новониколаевска (инж. Ф. Рамман), Русский банк для внешней торговли на Гудимовской улице (совр. Коммунистическая), здание Богородско-Глуховской мануфактуры на ул. Кабинетской (сов. Советской), ограничивающей с запада Новобазарную площадь.
   Следует заметить, что Николаевский проспект начала ХХ в. стал для горожан своеобразной рекламой современного благоустройства городского пространства. Именно на этом участке городского центра было осуществлено керосиновое освещение, а позже, в 1912 г., были установлены столбы для прокладки электросети [4, с. 994]. Благоустройство Николаевского проспекта, являвшегося насыщенным и посещаемым, наглядно продемонстрировало необходимость устройства широких тротуаров для пешеходов, роль которых в начале выполняли деревянные подмостки, а к 1917 г., благодаря налогу с приходящих на станцию и пристань грузов, пешеходные пути на 8 метров в ширину были надежно замощены. Весьма современным для сибирского города являлся фрагмент пешеходного пространства вдоль Городского торгового корпуса, включавший в себя чугунное обрамление для многочисленных стеклоблоков, которые освещали обширные подвалы этого здания. Также в рамках программы по озеленению постановлениями городской думы домовладельцев обязали засадить деревьями прилегающие к дому части улиц, а вдоль центрального участка Николаевского проспекта был проложен прогулочный бульвар шириной в 19 метров, состоящий первоначально только из сибирских тополей [4, с. 98].  
    В начале XX в. застройка Николаевского проспекта сложилась в своеобразный архитектурный организм, который объединял композиционное и стилевое разнообразие в сочетании с определенным единством, достигнутым в рамках конкретных стилистических эпох: историзма, эклектики и модерна. Заданная в самом начале века значительная, как бы спланированная на вырост, ширина Николаевского проспекта явилась еще одной неповторимой чертой композиционного строя, оказавшей влияние на масштаб застройки всего центра Новониколаевска и посодействовавшей формированию его запоминающегося облика. Отсутствие ярко выраженного рельефа, зеленые насаждения бульвара начала XX в., элементы благоустройства, характер застройки – все это еще сильнее подчеркнуло своеобразие и уникальность Николаевского проспекта. Сформированный образ динамично развивающегося сибирского центра  перманентно занимал и продолжает занимать ведущее положение в большинстве фотографических и иллюстративных материалов на протяжении всего времени своего существования, начальный толчок в развитии которого был осуществлен в конце XIX – начале XX в.  

 


Библиографический список

    1. Архитектура сибирского города конца XIX – начала XX века: учеб.  пособие. – Новосибирск: НГАХА, 2014. – С. 13.
    2. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893–1945 гг. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. – С. 19.
    3. Справочник по городу Ново-Николаевску. – 3-е изд. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. – С. 115–132.
    4. Новосибирск: энциклопедия / гл. ред. В.А. Ламин. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. – 1071 с.

 

 


ARCHITECTURE OF NIKOLAYEVSKY PROSPECT ( PRESENT-DAY KRASNY, IN NOVOSIBIRSK ) AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

 

Zhurin N.P., Candidate of Architecture, Professor
Antilova E.Y., master student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article from the architectural and town planning point of view examines the originality of the history of the development of the central part of Nikolayevsky Prospect (present-day Krasny in Novosibirsk), bounded by two large shopping areas, in Novonikolaevsk at the beginning of the 20th century – Novobazarnaya and Starobazarnaya. The feature of the architecture of this leading element of the town center is emphasized and revealed, the compositional and stylistic uniqueness of its development, elements of the urban environment arrangement of the Main Street of a young Siberian town are noted.
Keywords: Nikolayevsky Prospect, Novonikolaevsk, architecture, town planning, the Main Street.