УДК 711.4, 712.25, 711.61

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Ерохин Г.П., кандидат архитектуры, доцент
Тимофеенко К.О., преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье приводятся результаты научно-исследовательской работы по экспериментальной разработке методики оценки состояния благоустройства и востребованности у горожан общественных территорий  Новосибирска.
     В работе использована комбинация методов оценки количественных и качественных характеристик территории, таких как благоустроенность, насыщенность функциями, доступность, привлекательность и рекреационный потенциал. Практическая апробация результатов исследования проведена в процессе инвентаризации и оценки общественных территорий Новосибирска, которая выполнялась в ходе разработки муниципальной программы «Формирование современной городской среды»  и в рамках  реализации приоритетного проекта РФ  «Формирования комфортной городской среды».
   Предлагаемая методика оценки, разработанная информационно-аналитическая система и созданная база данных общественных территорий позволяют накапливать и обновлять информацию о состоянии общественных территорий, осуществлять покритериальную оценку и выстраивать ранжированный список территорий, требующих первоочередных мероприятий по благоустройству.

Ключевые слова: общественные территории, комфортная городская среда, комплексное благоустройство, методика комплексной оценки территорий.

 

     Введение. В 2017 г. в Российской Федерации начинается реализация масштабного приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Декларируемая цель проекта – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории России. Проект предусматривает в короткие сроки реализацию нескольких сотен комплексных проектов благоустройства, задающих высокий стандарт качества и комфортности городской среды. То есть, по сути, основной целью проекта является распространение нового стандарта качества городской среды. Сначала планируется концентрация внимания на благоустройстве территорий, наиболее востребованных у населения в настоящее время, и последующее распространение опыта на остальные территории. Начальный этап создания лучших образцов и практик, который и должен, как катализатор, запустить процесс качественного преобразования среды, предполагается осуществлять за счет консолидации средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, что, собственно, и позволяет говорить о реальности достижения амбициозных целей и задач приоритетного проекта, рассчитанного на 6 лет.
     С началом реализации приоритетного проекта в 2017 г. во всех субъектах РФ разрабатываются комплексные региональные и муниципальные программы, затрагивающие вопросы преобразования и благоустройства как дворовых, так и общественных территорий населенных мест с численностью населения более 1000 чел. В целях методического обеспечения регионов и муниципалитетов на федеральном уровне составляются методические рекомендации по разработке муниципальных программ. В них в том числе рекомендуется провести инвентаризацию дворовых и общественных территорий, установить их современное состояние и уровень благоустройства, востребованность у населения, социально-экономический эффект от благоустройства и др. А далее на основе проведенных исследований и комплексной оценки формировать перечень территорий для участия в приоритетном проекте.
     В связи с этим возникла острая необходимость в проведении комплексного исследования территорий, потенциально пригодных для рассмотрения в качестве приоритетных и первоочередных. Причем фиксации их современного состояния, характера использования, уровней благоустройства, имеющихся проблем и потенциала развития явно недостаточно для принятия обоснованного решения о выборе той или иной территории в качестве приоритетной. Необходимо провести сравнительную оценку территорий по целому комплексу объективных критериев, на основе которой выполнить  ранжирование  по степени приоритетности для целей включения в программу на ближайшие и последующие годы. Таким образом, возникает практическая потребность в разработке методики комплексной оценки общественных территорий города и объективного отбора территорий для включения в муниципальную программу, т.е. впервые за последние годы возникает потребность в проведении прикладной научно-исследовательской работы (далее НИР).
     В Новосибирске в 2017 г. заказчиком подобной НИР выступила мэрия Новосибирска в лице МКУ «Агентство методического обеспечения учреждений культуры, спорта и молодежной политики» департамента культуры, спорта и молодежной политики [1]. В результате проведения конкурсных процедур муниципальный заказ получил Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. К выполнению работ университет приступил в августе 2017 г., а завершена НИР в феврале 2018 г.
     В статье впервые описываются результаты НИР «Экспериментальная разработка и апробация методики оценки состояния благоустройства наиболее востребованных общественных территорий в целях их включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 годы», а именно: методика покритериальной оценки общественных территорий, алгоритмы обработки данных, обобщенные результаты оценки.
Объектом исследования в настоящей НИР выступают общественные территории города Новосибирска. Объект НИР согласуется с документами приоритетного проекта, с методическими рекомендациями Министерства строительства и ЖКХ, а также с техническим заданием заказчика [1, 2, 3, 4]. В качестве предмета исследования выступает методика оценки состояния благоустройства наиболее востребованных общественных территорий в целях их включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 годы. Основная цель НИР – разработка и апробация методики оценки состояния благоустройства наиболее востребованных общественных территорий Новосибирска. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
   – уточнение перечня и границ общественных территорий Новосибирска;
   – сбор и обработка данных об общественных территориях;
  –  разработка методики оценки состояния благоустройства и уровня приоритетности территорий для целей их включения в муниципальную программу;
  –  создание информационной системы хранения и обработки данных;
  – формирование массива данных о состоянии благоустройства общественных территорий;
 –  апробация методики оценки и выработка предложений по перечню общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве в первую очередь (ранжированный перечень).
     При решении поставленных задач применялся комплекс методов: натурные обследования, геоинформационный анализ, графический анализ, структурно-функциональный анализ, методы data mining (сбор данных по VK API методом search.photo), кластерный анализ методом DBSCAN распределения данных по геотегу, контент-анализ, квалиметрические методы, методы сравнения и ранжирования. При планировании и организации работ, в том числе по натурному обследованию общественных территорий, использовались методы маршрутизации и последовательных приближений. Для сбора открытых данных в социальных сетях было разработано специальное программное обеспечение на языке программирования Python. Для построения тепловых карт использовался язык R.
     Основная часть. Предлагаемая методика сравнительной оценки общественных территорий основана на комбинации методов оценки количественных и качественных характеристик состояния и уровня благоустройства, а также востребованности мероприятий по благоустройству у жителей города. Еще в 2015 г. в Новосибирске было проведено комплексное исследование состояния озелененных общественных пространств города, всего – 32 парков и скверов. В ходе исследования  была также разработана концепция развития озелененных общественных пространств общегородского значения города Новосибирска «Зеленый Новосибирск». [5]. В том числе и в результате данного исследования первой общественной  территорией Новосибирска, подлежащей благоустройству в рамках приоритетного проекта в 2017 г., была выбрана Михайловская набережная как имеющая наибольший рекреационный потенциал и ожидаемый социальный эффект [6].
    Однако помимо территорий общегородского значения в крупных городах значительное влияние на удовлетворенность населения качеством и комфортностью городской среды оказывают общественные территории районного значения, т.е. максимально приближенные к местам проживания основной массы их потенциальных посетителей. Именно в связи со стремлением добиться наибольшего социального эффекта, т.е. повышения доступности качественной городской среды для наибольшего количества жителей, возникла необходимость проведения инвентаризации и оценки уровня благоустроенности и востребованности у населения максимально полного перечня территорий, использующихся и воспринимающихся горожанами в качестве общественных.
     Ответственность за проведение данной работы была возложена на департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска. Специалистами администрации города и районных администраций была осуществлена работа с населением и выявлению территорий, которые используются жителями в качестве мест отдыха и коммуникации и, следовательно, могут потенциально претендовать на включение в муниципальную программу. Перечень общественных территорий, сформированный по результатам работы департамента с горожанами, стал приложением к техническому заданию на выполнение НИР.
     На начальной стадии выполнения НИР в НГУАДИ был сформирован коллектив исполнителей, который приступил к параллельной работе по трем направлениям: уточнение и согласование перечня общественных территорий и их границ, натурное обследование общественных территорий и разработка методики оценки.
     Одной из первоочередных и важнейших задач становится экспериментальная разработка и согласование с заказчиком методики оценки состояния благоустройства и уровня приоритетности территорий для целей их включения в муниципальную программу.
      Подготовка к апробации методики происходила параллельно ее разработке и заключалась в организации сбора, анализа и хранения данных. Для сбора данных, необходимых и достаточных для проведения оценки по всему комплексу критериев, были организованы отдельные группы исполнителей, решающие следующие задачи: натурные обследования, камеральная обработка полученных данных, статистические и графоаналитические изыскания, разработка информационно-аналитической системы (далее – ИАС), верификация и загрузка данных в информационную систему.
      В ходе выполнения работ  возникла необходимость уточнения границ общественных территорий Новосибирска, что было продиктовано рядом причин, основной из которых являлось отсутствие сформированных земельных участков для значительной части общественных территорий из перечня сформированного жителями.
При уточнении (назначении) границ учитывалось:
   – фактическая локализация общественных функций и городских активностей на территории [7];
   – кадастровые границы смежных земельных участков;
   – красные линии и границы территориальных зон;
   – естественные и искусственные рубежи и преграды (перепады рельефа, берега водоемов, ограждения).
     Таким образом, в конечном итоге объектом для апробации методики выступили 237 общественных территорий Новосибирска (рис. 1). Общественные территории по районам города распределились следующим образом: наибольшее количество – в Дзержинском районе, наименьшее – в Железнодорожном, при этом наибольшее количество жителей (12550 чел. на одну общественную территорию района) в Октябрьском районе наименьшее (3380 чел.) – в Первомайском (табл. 1).

Рис.1Рис.2

     Разработанная методика представляет собой двухуровневый алгоритм оценки общественных территорий по целому комплексу критериев. Всего выделено 12 укрупненных  критериев (1-й уровень), объединяющих 45 подкритериев (2-й уровень). Критерии можно условно объединить в три группы:
     1-я группа – учитывающие характер функционирования, современное состояние и общий уровень благоустройства территории (табл. 2);
     2-я группа – учитывающие привлекательность территории и потенциал развития общественных функций (табл. 3);
     3-я группа – учитывающие значимость территории для города и степень ее востребованности у населения (табл. 4).

Рис.3

     Наиболее обширным по количеству подкритериев в первой группе является критерий «Уровень благоустроенности территории», все оценочные значения по которому были получены на основе обработки результатов натурного обследования, в том числе с применением квалиметрических методов.
     Для получения оценочных значений по второму критерию, учитывающему особенности функционального насыщения общественных территорий в границах и по периметру, было разработано два классификатора видов функций соответственно. В пределах территории учитывались функции, связанные с рекреацией и обслуживанием населения, а по периметру – повышающие общую привлекательность места и являющиеся самостоятельными центрами притяжения посетителей. Для подсчета выделенных групп функций по периметру предварительно с помощью средств ГИС-систем для каждой из исследуемых территорий была установлена ее зона влияния на основе принципов визуальной и пешеходной связности с прилегающими общественными территориями. При подсчете функций отдельно фиксировалось количество уникальных функций, выделяемых в соответствующей группе, к которой относится уникальный объект. В этой роли могли выступать единичные архитектурные или ландшафтные объекты, объекты со статусом культурного наследия, имеющие широко известный узнаваемый образ, достопримечательные места, ансамбли, памятники и т.п.
     Третий критерий первой группы, выявляющий степень современной посещаемости общественных территорий, был наиболее трудоемок с точки зрения сбора объективных исходных данных, методов их обработки и трактовки полученных результатов.
    Для определения посещаемости территорий горожанами был использован ранее апробированный и достаточно широко применяемый метод сетевого анализа [9]. Одним из основных источников данных о посещаемости стала социальная сеть «ВКонтакте», где пользователи регулярно публикуют фотографии, имеющие геопривязку к местности или описание. Для получения табличных данных массива точек привязки фото из этой сети во временном интервале с июня 2007 г. по август 2017 г. использовался API «ВКонтакте» и, в частности, его метод photos.search [9]. Затем для полученных данных был осуществлен перевод из координат вида СШ.ВД (северная широта, восточная долгота) в систему МСК-54 для последующей регистрации векторных данных на карте города Новосибирска средствами ГИС. Далее после визуальной проверки на соответствие положения точек географическим данным в среде ГИС из полученного массива были удалены точки, находящиеся за пределами исследуемых территорий и их зон влияния (рис. 2). Завершающим этапом обработки исходных данных для получения значений критерия был собственно автоматизированный отбор и подсчет точек, попадающих в границы всех исследуемых территорий и зоны их влияния, с занесением данных в результирующую таблицу.

Рис.4

     Для вычисления отношения количества потенциальных и фактических посетителей первоначально было определено количество потенциальных посетителей путем подсчета населения в пятиминутной пешеходной доступности от границ общественной территории. Для этого для каждой исследуемой территории были отрисованы средствами ГИС зоны пешеходной доступности с учетом расположения пешеходных переходов и закрытых непроницаемых для пешехода пространств (рис. 3). Далее был осуществлен расчет населения в домах, которые попали целиком или частично в границы пешеходной доступности.

Рис.5

     Число же фактических посетителей было установлено в процессе полевых исследований с фиксацией количества человек, входящих, проходящих мимо или пребывающих единовременно на общественной территории в течение 10 минут (среднее из 2 значений до и после полудня), с помощью механического ручного счетчика-кликера. Это позволило получить процентное отношение количества потенциальных к фактическим посетителям, что дает представление о степени востребованности каждой конкретной общественной территории у горожан.
     Источником исходных данных для получения значения по подкритерию «Количество велотрафика в границах общественной территории» послужила открытая тепловая карта интенсивности маршрутных треков велосипедистов и бегунов Strava [10]. Самыми последними доступными на момент проведения исследования были данные, зафиксированные за 2015 г. Предварительно проводилась сшивка, объединение, растрирование и векторизация исходных данных тепловой карты с помощью инструментов веб-разработчика браузера Firefox и растрового редактора Vextractor. Результаты данных операций были импортированы в ГИС-систему и привязаны к карте города Новосибирска, что позволило получить площадные характеристики полигонов, занятых различными по интенсивности маршрутами в пределах каждой общественной территории и зон их влияния (рис. 4).

Рис.6

     Далее на основе полученных числовых данных были произведены вычисления отношения площади, занятой маршрутами велосипедистов или бегунов, к площади общественных территорий, к которым они относятся. Наибольшее количество велотрафика зафиксировано в ПКиО «Заельцовский», который имеет специальные оборудованные велодорожки. Остальные общественные территории используются преимущественно как транзитные.
     Вторая группа критериев, объединяет три укрупненных критерия, учитывающих значимость территории для города и степень ее востребованности у населения (табл. 3).
    Поскольку мнение населения относительно приоритетности общественных территорий является одним из наиболее значимых показателей, в работе суммируются приведенные к единым подлежащие сравнению результаты двух опросов. Одни из них зафиксированы в протоколах открытого обсуждения перечня общественных территорий г. Новосибирска по районам, а другие – на портале по развитию зеленых зон города Новосибирска [5], где проводилось общегородское интернет-голосование.

Рис.7

     В целом по городу из-за участия в голосовании объединенных территорий («дисперсных парков») сложилась крайне неравномерная картина с сильным перевесом рейтинга общественных территорий по итогам голосования в Центральном и Кировском районах (рис. 5).
    Критерий «Степень идентичности территории» учитывает уникальные свойства общественной территории, которые способствуют притоку на нее туристов и рекреантов. В связи с этим были выявлены общественные территории, которые были запечатлены на открытках города Новосибирска с 1893 г. по настоящее время. Источником данных выступали открытые данные сети Интернет и частные коллекции фотоальбомов и открыток. Вполне ожидаемо перевес по количеству открыточных видов имели общественные территории Центрального района города Новосибирска.
      Немаловажным также в аспекте уникальности общественной территории является учет экскурсионных маршрутов, проходящих по этой территории. Графоаналитическим методом были построены автобусные и пешеходные маршруты официальных экскурсий и посчитано их количество в границах и зонах влияния каждой общественной территории.

Рис.8

     Критерий «Значимость территории» включает три подкритерия. Наиболее трудоемким и сложным стало изучение медиасферы Новосибирска на предмет подсчета количества упоминаний общественных территорий города. В качестве исследуемых СМИ выступили новостные сайты Академ.инфо; НГС.Новости; НДН; СИБ-фм; Тайга.инфо и VN, имеющие отдельные сайты, которые отвечали требованиям компьютерной аналитики методом парсинга. Анализируемый период был ограничен – с 01.01.2016 по 1.30.2017. Предварительно были составлены словари с указанием ключевых слов и наименований общественных территорий, на основе совпадения с которыми производилась выборка целого предложения из статьи с занесением в табличный отчет. Далее на основе сформированного отчета, имеющего также столбец со ссылкой на статью, производился следующий этап отбора, исключающий повторное упоминание одних и тех же статей на основе разных ключевых слов в отношении одной и той же территории.
    Наиболее частое упоминание в СМИ имеют общественные территории правобережной части Новосибирска, наиболее популярными из которых выступают территории в центре города в районе площади им. Ленина и сквера «Первомайский».
    Чем более значимой является территория для населения города, тем больше предпринимается конкретных действий и предложений по ее развитию и благоустройству. Поэтому в работе был введен критерий, устанавливающий наличие или отсутствие проектных предложений, предпроектных проработок для каждой общественной территории. Из 237 исследуемых территорий на момент исследования только 12 имели проектные предложения.
     Помимо вышеупомянутого существует еще один тип  проявления формализованного внимания горожан к территории. Это наказы избирателей депутатам выборных представительных органов, которые также были проанализированы и учтены. Установлено, что 7,6 % от общего числа исследуемых общественных территорий упоминаются в наказах избирателей.
Третья группа критериев учитывает общую привлекательность территории и потенциал развития на них общественных функций (табл. 4).

Рис.9

     Для вычисления критерия «Ландшафтное разнообразие» использовались данные натурных исследований, методы бальной оценки качественных характеристик зеленых насаждений  и квалиметрические методы.
    Критерий «Факторы, способствующие притоку посетителей на территорию» в числе прочих подкритериев учитывает доступность среды для пешеходов, велосипедистов и маломобильных групп населения (МГН). Для их вычисления в работе используются данные натурных обследований в части обеспеченности общественной территории пешеходными и велодорожками, пандусами для МГН.
     Притоку посетителей на территорию также способствует наличие вместительных парковок и концентрация остановок различных видов общественного транспорта. Учет транспортной доступности производился с учетом наличия остановок в зоне влияния общественной территории и количества проходящих через них маршрутов.
     Для вычисления значения критерия «Возможность использования территории в качестве общественного центра района (города)» использовались данные единого календарного плана городских и спортивных мероприятий в Новосибирске на 2017 г., план городских мероприятий подразделений мэрии Новосибирска, а также перечни мероприятий по районам. После подсчета общегородских и районных мероприятий, проводимых в границах или зоне влияния каждой общественной территории, эти данные приводились к единой 100-балльной системе и суммировались. Подсчеты показали, что наибольшее количество городских мероприятий проводится в центре города  (на площади им. Ленина, в Первомайском сквере и на улице Ленина), а районных мероприятий –  в парках культуры и отдыха.
      «Связность общественных территорий» вычислялась с помощью графоаналитического метода. Время передвижения пешехода определялось исходя из длины наикратчайшей возможной траектории движения человека между двумя любыми ближайшими общественными территориями с учетом средней скорости движения в 5км/час. Результаты анализа показали наличие нулевых или минимальных временных отрезков между смежными общественными территориями, которые можно рассматривать как уже существующие локальные фрагменты перспективной единой и непрерывной системы озелененных общественных пространств города. Причем данная ситуация характерна не только для центральной части города, но и для Кировского, Ленинского, Калининского районов и верхней зоны Академгородка.
     Значения следующего подкритерия, учитывающего количество вариантов связей с другими общественными территориями в пределах 10–15 минут, получены на основе графического метода построения радиуса пешеходной доступности и подсчета количества общественных территорий, попавших в границы этого радиуса.
     Степень благоустроенности и ухоженности территории, а соответственно и привлекательности, напрямую зависит от наличия или отсутствия лиц и организаций, несущих за это ответственность. Поэтому максимальный балл по соответствующему критерию был присвоен общественным территориям, которые обслуживаются МКУ «Горзеленхоз», МКУ ДЭУ и администрациями районов или закреплены за муниципальными учреждениями и предприятиями культуры. А территории, не имеющие на момент проведения обследования балансодержателя, получили наименьший балл. Учет внебюджетных источников финансирования содержания и благоустройства увеличил значение только для 5 % территорий.
    Последний, шестой критерий третьей группы учитывает возможный финансовый эффект от развития общественных территорий на перспективу за счет размещения новых функций, в том числе коммерческих. «Количество функций, возможных к реализации на территории» оценивалось на основе анализа функционально-градостроительного контекста и уже реализуемых на территории функций. Экспертным путем были сформулированы предложения о целесообразности включения новых функций и исключения избыточных существующих. Таким образом, был осуществлен не только механический подсчет возможных к реализации на территории функций и процессов, но и предложен сценарий более сбалансированного функционального развития для каждой из исследуемых территорий, в том числе способствующий притоку на них посетителей и, как следствие, повышению их рентабельности. Прежде всего были учтены в качестве резервных территории, на которых возможно размещение новых видов активности без дополнительных капиталовложений, без ущерба для уже реализуемых функций и процессов, без размещения капитальных объектов.
     В ходе работ были выполнены паспорта общественных территорий, собраны и сгенерированы данные для проведения комплексной оценки по всем 237 исследуемым территориям по 45 подкритериям. Консолидация полученных данных и конечная их обработка производилась в созданной специально для данных целей информационно-аналитической системе (ИАС).
     Систематизированные данные занесены в ИАС, которая автоматически генерирует их в итоговую таблицу ранжирования.
    Значения показателей по критериям по каждой из общественных территорий в ИАС переведены в стобалльную систему по формуле (1):

Рис.10

где:
Хприв. – приведенное к стобалльной системе значение по рассчитываемому критерию для общественной территории – n;
Х – натуральное значение по рассчитываемому критерию для общественной территории – n;
Хмин. – минимальное значение по рассчитываемому критерию из 237 общественных территорий;
Хмакс. – максимальное значение по рассчитываемому критерию из 237 общественных территорий.
Таким образом, каждая общественная территория по каждому из критериев получает оценку в пределах 100 баллов, минимальное значение = 0, максимальное = 100.
     Критерии оценки не равнозначны, один критерий может быть важнее другого. Для того чтобы учесть значимость критериев и обеспечить их адекватное влияние на итоговую (интегральную) оценку, вводится коэффициент весомости для каждого из критериев – это коэффициент, который отражает значимость и важность каждого критерия в общей системе оценок. Пересчет значения с учетом коэффициента весомости позволяет получить сопоставимые оценки по каждому из критериев. Оценка происходит в 2 этапа: сначала формируется массив значений «подкритериев», далее с учетом коэффициентов весомости вычисляются значения укрупненных критериев. Второй этап – вычисление итогового рейтингового балла с учетом коэффициентов весомости укрупненных критериев (табл. 5).

Рис.11

     С помощью автоматизированных алгоритмов подсчета конечного результата был сформирован общегородской ранжированный перечень общественных территорий, а также ранжированные перечни по каждому из административных районов (табл. 6). Результаты НИР учтены при формировании муниципальной программы «Формирование современной городской среды» [6].

Рис.12

     Заключение. В ходе проведения настоящей НИР впервые:
   – установлены (уточнены) границы общественных территорий города Новосибирска с учетом сложившегося землепользования, кадастрового деления, градостроительного зонирования, локализации общественных функций в пространстве и фактического использования;
   – проведена инвентаризация общественных территорий Новосибирска,  результаты которой переведены в цифровой формат, совместимый с ГИС сервисами;
   – разработана методика оценки состояния благоустройства и уровня приоритетности территорий для целей их включения в программу «Формирование современной городской среды»;
   - разработана открытая информационно-аналитическая система и создана база данных общественных территорий, позволяющие генерировать паспорт благоустройства, накапливать и обновлять информацию о состоянии общественных территорий, осуществлять покритериальную оценку и выстраивать ранжированный список территорий, требующих первоочередных мероприятий по благоустройству;
   – проведена апробация разработанной методики и сформирован ранжированный список общественных территорий города.
     Также в результате выполнения настоящей НИР выявлены основные проблемы и перспективы развития общественных территорий Новосибирска, сформулирован ряд предложений и рекомендаций [11].
     Систематизированные в ходе исследования данные могут служить информационной основой для работ, связанных с уточнением и корректировкой кадастровых границ земельных участков, границ территориальных зон, границ общественных территорий. Результаты исследования могут быть использованы для создания и дальнейшего наполнения и развития информационной базы городских исследований и мониторинга изменений в системе общественных пространств города Новосибирска, а также при составлении технического задания на проекты благоустройства, формирования локальных планов и программ благоустройства и озеленения города.
     С помощью внедрения автоматизированной системы оценки уровня благоустройства общественных территорий можно повысить открытость и прозрачность принимаемых управленческих решений и добиться максимального социально-экономического эффекта в ходе проведения работ по благоустройству общественных территорий, в том числе в процессе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

 


Библиографический список

 

    1. Конкурсная документация на право  заключения муниципального контракта на выполнение научно-исследовательской работы на тему «Экспериментальная разработка и апробация методики оценки состояния благоустройства наиболее востребованных общественных территорий в целях их включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://zakupki.gov.ru.
    2. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». – 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/14194.
    3. Рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018–2022 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/14702.
    4. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/13335.
    5. Зеленый Новосибирск [Электронный ресурс]. – URL: http://green.novo-sibirsk.ru/default.aspx.
    6. Муниципальная программа «Формирование современной городской среды» на 2017 год [Электронный ресурс]. – URL:  http://novo-sibirsk.ru/to-citizens/comfortable-city/municipal-program/(С.3).
    7. Гашенко А.Е. Архитектурно-градостроительная морфология Новосибирска: монография. – Новосибирск: НГУАДИ, 2016. – 192 с.
    8. Суслов С.И., Гаврикова К. В. Места притяжения граждан в городском пространстве на примере красногвардейского района Санкт-Петербурга // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – №5. – С. 17–19.
    9. Метод поиска изображений по местоположению или описанию [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/dev/photos.search.
    10. Strava — социальная сеть для спортсменов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.strava.com.
   11. Методика оценки состояния благоустройства и уровня приоритетности общественных территорий города Новосибирска [Электронный ресурс]. – URL: http://green.novo-sibirsk.ru/DocLib1.

 


INTEGRATED ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE IMPROVEMENT OF PUBLIC SPACES IN NOVOSIBIRSK

 

Erohin Gr.P., Candidate of Architecture, Docent
Timofeenko K.O., Lecturer
Novosibibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article provides the results of research work on the experimental development of a methodology for assessing the state of improvement and demand among the citizens of public territories in Novosibirsk.
The assessment methodology is based on a combination of methods for assessing the quantitative and qualitative characteristics of a territory: livability, richness of functions, accessibility, attractiveness and recreational potential. Practical testing of the methodology was carried out in the process of inventory and assessment of public areas of Novosibirsk, which was carried out during the development of the municipal program «Formation of a modern urban environment» and in the framework of the priority project of the Russian Federation «Formation of a comfortable urban environment».
The proposed assessment methodology, the developed information and analytical system and the created database of public territories, allow to accumulate and update information on the state of public territories, to carry out a assessment and to build a ranked list of territories requiring priority improvement activities.
Keywords: public spaces, comfortable urban environment, comprehensive improvement, methods for the integrated assessment urban areas.