Раздел
УДК 725.1:656.71

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОН НЕАВИАЦИОННЫХ УСЛУГ АЭРОВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Рыбалкина В.И., магистрант
Лихачев Е.Н., кафедры архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные состояния и перспективные направления развития зон неавиационных услуг в аэровокзалах. Сегодня основная задача аэровокзального комплекса заключается в обеспечении максимального комфорта и безопасности для пассажиров. Делается вывод о том, что российские аэровокзалы существенно уступают в степени развитости своей неавиационной деятельности зарубежным аэровокзалам. Аэровокзальный комплекс должен осуществлять не только авиационную деятельность, но и создавать комфорт, размещая различные объекты для привлечения на территорию аэропорта трансферных и транзитных пассажиров. Были определены основные зоны неавиационных услуг аэровокзальных комплексов с использованием примеров зарубежных международных аэропортов.

Ключевые слова: аэропорт, хаб, аэровокзальный комплекс, неавиационные услуги, терминал, пассажир.

 

     Согласно Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 г., предусмотрено создание восьми хабов и формирование 20 крупных узловых аэропортов. Хабами принято называть узловые аэропорты, которые используются авиакомпаниями для пересадок пассажиров и имеют высокий процент стыковочных рейсов [1].
    Аэропорт предназначен не только для обслуживания воздушных судов, также он одновременно служит отправной точкой и перевалочным пунктом. Для пассажиров аэропорт является пунктом вылета или прилета, частью национальной транспортной инфраструктуры, которая обслуживает тысячи людей и представляет собой крупную социально-экономическую структуру [2]. Он вынужден конкурировать за пассажира путем развития деятельности, связанной с предоставлением неавиационных услуг, с целью комфортного проведения времени во время пересадки с рейса на рейс. Неавиационная деятельность, формируемая зонами, позволяет улучшить качество обслуживания и получить дополнительные доходы. Человек при выборе аэропорта, отдаст предпочтение тому, в котором времяпровождение будет максимально комфортным. Именно за право обладания большим числом  транзитных пассажиров ведется конкурентная борьба среди крупных хабов мира. Сегодня становится актуальным использование международных аэровокзалов как многофункциональных деловых центров с развитой инфраструктурой, повышенной комфортностью и социальной эффективностью. Отсюда цель статьи: сформулировать  общие представления современных зон неавиационных услуг  аэровокзальных комплексов.
    В России большое количество аэропортов и аэродромов находятся в постоянном развитии. В отечественной практике большинство международных аэровокзалов были построены в 60–70 гг. XX в., а отдельные аспекты развития планировочной структуры не рассматривались. Во многих российских аэровокзалах можно увидеть, что зоны ожидания не предназначены для длительного пребывания людей. Проблема заключается в устаревшем состоянии существующих зон отдыха – не предусмотрен различный досуг и места отдыха для пассажиров, чей рейс был задержан. В связи с тем что некоторые узловые аэропорты формировались на основе существующих аэропортов, обслуживающих рейсы прямого сообщения, в них изначально не проектировались зоны неавиационных услуг. С появлением транзитных пассажиропотоков появилась необходимость в создании более комфортных условий для проведения времени во время стыковки рейсов.
    Большинство зарубежных аэровокзалов проектируют с учетом всевозможных развлечений для пассажиров с различной функциональной направленностью. Например, в терминале «Чанги», который является аэропортом Сингапура, построят огромную оранжерею с водопадом. На рис. 1 показан проект нового терминала, который  представляет собой комплекс с развлекательными активностями, общественными пространствами, садами, магазинами, различными сервисами и услугами. Аэровокзал ориентирован на то, чтобы пассажиры могли скрасить свое ожидание полета. В том числе к услугам для туристов предоставляют разнообразные культурно-развлекательные зоны: бани, СПА и музей. Тут также действует бесплатный 24-часовой кинотеатр, а в транзитной зоне можно воспользоваться бассейном или полюбоваться на зеленую стену из живых растений. Таким образом, от пребывания в аэропорту пассажир может получить опыт, схожий с посещением музея, развлекательного центра или туристической достопримечательности.
    На рис. 2 показано пространство с посадкой деревьев в интерьере и  экстерьере здания Сингапурского аэропорта. В связи с этим формируется рекреационная зона, которая оказывает антистрессовое воздействие на пассажиров, расслабляет и помогает человеку стать более спокойным перед полетом. Кроме того, деревья, посаженные вокруг и внутри здания, улучшают качество воздуха и снижают шумовое воздействие от авиатранспорта. Рассматривая неавиационную деятельность Сингапурского аэровокзала, можно определить и выявить зоны, которые в дальнейшем помогут определиться с функционально-планировочным решением для российских аэровокзалов.

Рис.1

     В амстердамском аэропорту «Схипхол» организованна выставочная зона, стены украшены картинами из Государственного музея Нидерландов. Также существует отдельный уровень, созданный специально для пассажиров, которые находятся в длительном ожидании рейса. Разделение на активную и пассивную части выражено с помощью напольной навигации в виде разноцветных кругов.  На рис. 3 видно, что эти круги не пересекаются, а находятся на необходимом расстоянии друг от друга, чтобы люди могли чувствовать себя комфортно, занимаясь при этом разными делами. Это помогает избегать конфликтов и создает эмоциональную гармонию [3]. Пол служит указателем для путешественников и позволяет легко и быстро сориентироваться в терминале. Пять больших цветных кругов различных оттенков зеленого цвета указывают на отдельные функциональные области. В зоне 1 расположены кафе, а зона 2 предназначена для сна и отдыха с лежаками, за которыми находится диван-остров, окруженный деревьями. Зона 3 предназначена для деловых людей, которым необходимо уединение для работы. Рабочее место также включает двенадцать отдельных микрозон, чтобы пассажиры не мешали друг другу заниматься делами. Зона 4 – детская площадка для игр со всем необходимым оборудованием. Зона 5 – это начало парка с прогулочной зоной, выходящей на крышу терминала [4]. Деление пространства аэропорта позволяет каждой группе пассажиров с комфортом проводить время.

Рис.2

    К культурно-развлекательной зоне в терминале Т 2 лондонского аэропорта Хитроу относится грандиозная металлическая скульптура известного британского художника Ричарда Уилсона, а в аэропорту Гонконга – кинотеатр IMAX с самым большим экраном в городе. Существуют аэропорты, в которых устроены помещения для вечеринок с бассейном, а зеленые зоны в залах вылета будут иметь ключевое значение для аэроградов будущего. Уже сегодня в аэропортах все чаще можно встретить открытые террасы.
    Необходимо учесть, что функционально-планировочная организация зон неавиационных услуг и модель развития аэровокзалов зависят от многих факторов: цели создания, географического положения и др. Руководство аэропортов в России понимает необходимость многофункционального развития, и многие проекты включают планы по строительству сопутствующей инфраструктуры.
    Международный аэропорт «Толмачево», расположенный в  Новосибирске, считается наиболее развивающимся аэропортом федерального значения. Он является крупным транзитным узлом за Уралом, соединяющим  Европу и Азию [5]. Пассажиропоток аэропорта «Толмачево» по итогам 2018 года увеличился более чем на 901 тыс. человек и составил 5 909 078 пассажиров (+18 %). Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях вырос до 4 281 799 человек (+20,6 %), на международных воздушных линиях – до 1 627 279 человек (+11,7 %). Об этом сообщает пресс-служба аэропорта.
    «Толмачево» обслуживает пассажиров со всего Сибирского федерального округа, в особенности Томской и Кемеровской областей, Алтайского края, республики Алтай. Однако неавиационные услуги аэропорта не соответствуют современным задачам. Аэровокзальный комплекс Новосибирского аэропорта включает зону ожидания, бизнес-зал и VIP-зал, многочисленные бутики и кафе. Расширение спектра предполагаемых для пассажиров зон неавиационных услуг и обеспечение комфортабельности в этих зонах будет являться для аэровокзала «Толмачево» необходимым для привлечения транзитных пассажиров и не только.
   Большинство российских аэропортов практически не имеют возможности зарабатывать деньги на дополнительных неавиационных услугах. Многие здания аэровокзалов не имеют достаточного места для размещения коммерческих объектов. Это значит, что нужно менять концепцию развития аэропортов, они должны быть больше, чем просто транспортные узлы. Проектируя среду обитания человека, в которой он находится, нельзя забывать о таких факторах, как эффективность, безопасность, удовлетворенность и комфорт. Современное архитектурно-дизайнерское проектирование, выполняемое для строительства общественного здания, должно учитывать так называемый человеческий фактор, под которым понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизических особенностей человека.
    Таким образом, рассмотренные примеры показывают большое разнообразие функциональной направленности и формирование зон неавиационных услуг в аэровокзальных комплексах аэропорта. К современным зонам можно отнести следующие: культурно-развлекательную, рекреационную, выставочную, торговую, деловую и зону общественного питания. Функциональная направленность зон неавиационных услуг зависит от потребностей пассажиров и посетителей. В постоянно меняющейся социокультурной среде человека появляются новые возможности в проведении досуга и новые потребности в комфорте.

 

Библиографический список

 

    1. Лобановский А. «Аэрофлот» рисует для Пулково «улётные» перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://78.ru/articles/2018-09-13/aeroflot_risuet_dlya_pulkovo_uletnie_perspektivi
    2. Безбородова С. Между небом и землей // Градостроительство. –  2005. – № 1. – С. 44–47.
    3. Куганова Ю., Шилкин Н. Современные тенденции развития общественных пространств аэропортов // Проектирование. – 2016. – № 3. – С. 38–44.
    4. Крылова М. Аэропорт как город будущего [Электронный ресурс]. – URL: https://tatlin.ru/articles/novyj_urbanizm_aeroport_kak_gorod_budushhego
    5. Аэропорт Толмачево [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/480/ (дата обращения: 16.11.2018).

 

FEATURES OF FORMATION OF ZONES OF NON-AVIATION SERVICES OF AIRCRAFT COMPLEX

 

Rybalkina V.I., MA Student
Likhachev E.N., Сandidate of Architecture, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article discusses the current state and future directions for the development of non-aviation service areas in air terminals. Today, the main task of the airport complex is to ensure maximum comfort and safety for passengers. It is concluded that the Russian air terminals are significantly inferior in the degree of development of their non-aviation activity compared to foreign air terminals. The airport terminal complex should develop not only aviation activities, but also create comfort, accommodating various facilities, including entertainment, to attract transfer and transit passengers to the airport.
Keywords: airport, hub, airport complex, non-aviation services, terminal, passenger.