Раздел
УДК 727:02+316.614

КОНЦЕПЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ – КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

Топорищева Д.А., магистрант
Правоторова А.А., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье выявляется необходимость применения метода перевода технологии социального процесса (детская социализация) в требования к функционально-планировочной структуре сельских детских библиотек при модернизации их пространственных условий. Рассматривается организация технологии детской социализации в сельской местности, состоящая из пяти основных этапов, на каждом из которых осуществляются те или иные технологические процедуры, служащие для достижения целей этапа. Обосновывается необходимость оборудования в пространстве сельской детской библиотеки четырех групп функциональных мест, предназначенных для выполнения этих процедур.

Ключевые слова: детская библиотека, детская социализация, сельская библиотека, технология социального процесса, библиотечная деятельность, функциональное место.

 

     В течение последних лет проводится большая кампания по модернизации пространственных условий и технической оснащенности сельских библиотек с целью превращения их в ресурс социально-экономического развития региона, в один из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры, которая должна становиться ключевым институтом в построении информационного общества и общества, основанного на знаниях.  В рамках подготовки концепции модернизации сельских библиотек Новосибирской области была разработана функционально-планировочная модель детской сельской библиотеки. В основу модели положена технология организации процесса социализации как базового с использованием ресурсов детской библиотеки. Цель статьи – описать представления о социализации как искусственно-техническом процессе, о технологических этапах его реализации и раскрыть состав функциональных мест, соответствующих технологии социализации.
      Люди – существа в высшей степени социальные и их общественное и личное благополучие, их судьба, место в обществе в значительной мере зависят от того, в какой степени они освоили специфические коды своей культуры, насколько умело их используют. Уже в античные времена стало понятно, что процесс этот идет долго и трудно (фактически всю жизнь), а для его оптимизации требуются специальные методы (педейя), специально уполномоченные и обученные люди – агенты (педагоги и др.) и особым образом организованные пространства (гимнасии). Острая дискуссия о сущности, разных формах и структуре взаимодействия человека и общества, возникшая в конце XIX в., спровоцированная книгой американского социолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887), продолжается и по сей день. И сущность названного процесса – социализации – определена была как «развитие социальной природы и характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Позднее социализация стала представляться как процесс становления «культуросообразного» человека-личности, ходом которого управляют и который обусловливают внешние, точнее – надындивидуальные социальные и культурные обстоятельства. Рассматривая социализацию в качестве процесса, его представляют как «подчинение человека обществу, адаптацию и полную интеграцию человека в социальную систему» [1], как средство поддержания социального равновесия, результат «интернализации культуры общества, в котором ребенок родился» [2],  как время «освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми» [3], как формирование у человека под влиянием требований общества и непосредственного окружения такого важного свойства, как самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности [4].
      Благодаря классическим трудам Яна Щепаньского под социализацией стали понимать «установление ценностей, образцов и моделей – наиважнейших (но не исчерпывающих и единственных) способов, благодаря которым культура влияет на ход общественной жизни» [5]. Культура для Я. Щепаньского – это «надстройка над природными силами и факторами, над экономическими основами, она дает людям и коллективам символы, ценности, определяет содержание мысли, управляет стремлениями, отвечает на потребности, появляющиеся после удовлетворения основных биологических потребностей и после достижения прожиточного минимума» [5]. Я. Щепаньский рассматривает социализацию как влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. Для нас принципиальным в данном определении является возможность понимания социализации как искусственно-технического процесса. То есть процесса технологически организованного в соответствии с традицией или по специально разработанному инновационному сценарию.
     Важно, что успешность социализации обеспечивают не только сами социальные взаимодействия, но и особые материальные объекты, т.е. специализированные пространства (здания, сооружения и учреждения, находящиеся в них), в которых осуществляются такие взаимодействия. В подобных пространствах – в жилище, соборе, школе, клубе, библиотеке –  процессы социализации многократно более эффективны в присутствии компетентных акторов, обеспечивающих специфические социально-культурные функции и выполняющие роль организаторов и интерпретаторов «социализирующих событий» (например, родители, священники, преподаватели, библиотекари и пр.). Влияние организации структуры архитектурных сооружений на качество социальных процессов было осознано людьми очень давно, о чем свидетельствует исключительное разнообразие видов общественных зданий с социализирующими функциями: культовых сооружений разных религий и конфессий, зданий школ и университетов, муниципальных, университетских или монастырских библиотек.
    Анализ многочисленных исследований социализации у детей [6-11] позволил составить рабочее представление о «социализации», согласно которому социализация – это введение ребенка в социальную среду и накопление социального опыта, который ребенок будет перерабатывать в собственные ценности, установки, ориентации в процессе социальной деятельности в данной среде. А это позволило определить миссию, средовую роль и назначение сельской детской библиотеки в рамках составления концепции модернизации библиотечного пространства.
    Знания о процессе социализации, положенного в основу концепции сельской детской библиотеки, позволили сделать следующие допущения:
   1. Зависимость протекания социализации от характера сложившейся вокруг ребенка социальной среды предполагает, что детская социализация, проходящая в крупных городах, будет отличаться от детской социализации в малых городах и сельской местности. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, неустойчивости внимания, меньшему общему уровню информированности у школьника [6]. Зависимость ритма труда и жизни от природных условий ведет к тому, что время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность [8]. Это затрудняет адаптацию сельских детей к динамике современного общества.
   2. Интенсификация детской социализации в сельской местности за счет подключения культурных образцов, действующих в городе, требует дополнительных усилий сложно устроенной и специально подготовленной команды, предполагает создание в сельской местности таких структур, которые оказывали бы стимулирующее влияние на процесс детской социализации, дополняя и расширяя деятельность таких агентов социализации, как семья, дошкольное учреждение, школа.
   3. Детская сельская библиотека должна быть устроена как площадка встречи двух культурных систем: сельской и городской, а процесс социализации будет иметь двухвекторный и интегративный характер. Школьные и дошкольные учреждения, реализуя свои основные образовательную и воспитательную функции, приводят к тому, что библиотека, как социальный и культурный институт, становится центром организации детского досуга и тесного взаимодействия ребенка с культурой и ее составляющими [14].
      Среди особенностей сельской местности, влияющих на содержание и организацию воспитательной работы, а следовательно и на социализацию подростков, ученые выделяют следующие:
    • менее развитая, чем в городе, сеть просветительных и культурных организаций;
    • устаревшая материально-техническая база;
    • недостаточный уровень развития современных информационно-коммуникативных технологий;
    • относительное однообразие жизни;
    • плохо развитая сеть досуговых и культурных учреждений;
    • значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность;
    • тотальный социальный контроль (ведет к сильно развитой внешней ориентации поведения, большей ригидности психики, меньшей готовности к изменениям, отступлениям от сложившихся норм и правил жизни) [14].
      В свою очередь, сельская местность обладает рядом преимуществ, которые компенсируют указанные недостатки:
    • включенность школы в традиции села;
    • крепкие социальные связи: возможность чаще встречаться из-за близости расстояний, иметь более доверительные и душевные отношения между людьми, чаще оказывать и получать помощь;
    • тесно переплетенные профессиональные и межличностные отношения [14].
      Технология организации детской социализации в сельских детских библиотеках Новосибирской области представляет собой пять отдельных этапов, на каждом из которых реализуются свои цели и решаются свои задачи. Например, на первом, «подготовительном этапе» происходит анонсирование программ деятельности библиотеки с использованием ее ресурсов и подготавливается вовлечение детей, их родителей в эти программы.
       Во время этого этапа родители, учителя, воспитатели дошкольных учреждений могут познакомиться с планами библиотеки на предстоящий сезон и   вспомнить о событиях прошлых сезонов, поинтересоваться ресурсами библиотеки, среди которых могут быть видеозаписи мероприятий (спектаклей, концертов, фестивалей, праздников, музыкально-игровых программ), фотоархив (встречи, выставки, ярмарки, кинопросмотры, работа кружков), перечень доступной литературы и новых поступлений.
    Параллельно с этим специально подготовленные сотрудники готовят широкий спектр мероприятий по вовлечению потенциальных участников в деятельность библиотеки. Это могут быть выездные музыкально-игровые программы и спектакли, передвижные выставки и ярмарки, раздача листовок перед зданием библиотеки, а также в школах, детских садах, домах культуры и детдомах, интерактивные экскурсии для детских групп и одиночных посетителей, а также практикумы по самостоятельному поиску книги в каталоге и на стеллажах открытого фонда.
      Новым, еще нигде в сельских библиотеках не опробованным  способом организации деятельности можно считать привлечение жителей села, в том числе детей, к формированию программы по сценированию библиотечной жизни. Здесь очень важно помочь определить возможные цели детей и взрослых, которые вместе будут готовить разные акции. Для запуска сложного процесса социализации, в котором необходимо будет построить сельский и городской векторы, нужна специальная процедура – диагностика и организация самоопределения ребенка. Как правило, для этого проводится индивидуальная беседа с ребенком. Однако предполагается также возможность диагностики детской группы в виде игрового занятия, групповой беседы или тестирования –  в этом случае итогом будет постановка задач в работе с детскими группами.
      Это очень важная часть формирования программы деятельности библиотеки, поскольку именно в это время закладывается конкретная, учитывающая социальные, демографические, культурно-традиционные особенности села основа программы деятельности.
      Реализация программы происходит в форме игровых занятий, обсуждений, бесед, встреч или круглых столов с участием эксперта или гостя библиотеки. Все вышеперечисленные формы работы с детьми имеют цель познакомить их с нормами поведения и ценностями культурно-социальной среды родного населенного пункта, областного центра, страны.
      Таким образом, технология организации детской социализации в сельских детских библиотеках Новосибирской области на каждом этапе включает в себя ряд мероприятий. А эти мероприятия, имея свой сценарий, формируют свои требования к организации пространства библиотеки. Как уже было замечено,  видов мероприятий и форм их проведения достаточно, чтобы задаться вопросом: как условиях относительно небольшой площади библиотеки (иногда это 80–100 кв. м) можно организовать мероприятие в соответствии с технологическими требованиями? Если подходить к пространству библиотеки традиционно, выделяя на плане зоны, необходимые для каждого мероприятия, конечно, требуются большие по площади помещения (так это предусмотрено СНИПами). Сегодня ни одна сельская детская библиотека не соответствует строительным нормам. Мало того, они все находятся в приспособленных помещениях.
       Для того чтобы уместить весь необходимый набор приспособлений и оборудования при разработке планировочной структуры условной библиотеки,  был использован модульный принцип, где модулем является «функциональное место». Под функциональным местом понимается зона, предназначенная для выполнения определенной технологической процедуры. Каждое функциональное место имеет условную границу, отделяющую его от другого функционального места, а также ряд особенных пространственно-предметных характеристик: габариты (площадь), вместимость, техническая оснащенность (оборудованность), функциональная и пространственная связь с другими функциональными местами.
        При этом на одном и том же участке физического пространства (помещение или его часть) в разные временные промежутки могут находиться различные функциональные места, в зависимости от типа мероприятия (по количеству и составу участников, по степени двигательной активности участников и т.д.) – это достигается путем использования в пространстве библиотеки трансформируемой и мобильной мебели и оборудования.
       В то же время для целей разных по форме мероприятий могут потребоваться одинаковые по своим характеристикам и наполнению функциональные места. Таким образом, в библиотеке с относительно небольшой общей площадью и вместимостью каждый из пяти этапов технологии организации детской социализации может быть воспроизведен в одном и том же физическом пространстве путем его последовательной архитектурной трансформации.
        В связи с этим для технологии детской социализации предлагаются 28 функциональных мест, которые поделены на четыре группы.
      В первую входят функциональные места для индивидуальной работы –  знакомства читателя с электронным каталогом библиотеки, заполнения данных или тестирования, подключения собственной компьютерной техники, работы за компьютером.
      Вторую группу составляют функциональные места, предназначенные для групповой работы – проведения игрового или учебного занятия; групповой беседы, тестирования или анкетирования; групповой встречи – круглого стола, обсуждения; сценического действия с оборудованием для воспроизведения аудиовизуальных материалов, световым оборудованием, с возможностью установки ширмы или занавеса; просмотра кинофильма, проведения музыкально-игровой программы, викторин, дебатов, дискуссий.
      Третья группа состоит из функциональных мест, предполагающих камерное общение, такое как консультирование, беседа сотрудника библиотеки, психолога или эксперта с ребенком или семьей.
     Четвертая группа функциональных мест связана с информационно-представительскими акциями – для информирования (информационные стенды, электронный терминал для регистрации и информирования пользователей);  демонстрации ресурсов (выставочные стенды, интерактивные стенды, оборудование для воспроизведения аудиовизуальных материалов); размещения выставки или ярмарки (рабочие или выставочные поверхности, стеллажи).
     Помимо технологических процедур, привязанных к технологии детской социализации, существуют также независимые процедуры, необходимые в функциональной структуре библиотеки и предъявляющие свои особые требования к характеристикам функциональных мест: место для отдыха или релаксации (должно быть доступно для посещения всеми группами пользователей вне зависимости от текущих проводимых в библиотеке мероприятий, может менять свое местоположение для каждого вида мероприятия); место для уединения посетителя с книгой (тихого чтения);  место для организации кофе-брейка в ходе проведения мероприятия (не имеет постоянной основы, его организация целесообразна только в определенных случаях); место для хранения верхней одежды и личных вещей пользователей библиотеки (должно располагаться в непосредственной близости от входной зоны или зоны ожидания); место для свободного общения посетителей друг с другом (может быть определено как в виде небольшого участка пространства для общения групп из двух или трех человек, так и для общения большого количества пользователей, в зависимости от размера и назначения может находиться как в тесном соседстве с прочими функциональными местами, так и обособленно).
     Таким образом, концепция формирования на базе сельской детской библиотеки культурного центра устанавливает необходимость реорганизации существующей функционально-планировочной структуры: согласно требованиям технологии детской социализации, состоящей из 5 этапов и 11 подэтапов (шагов), функционально-планировочная структура должна включать в себя необходимый набор функциональных мест, состоящий из 28 типов.
      Пространственная связь между различными типами функциональных мест определяется посредством логико-функционального анализа последовательности «шагов», совершаемых различными группами пользователей библиотеки (дети разных возрастных групп, родители и опекуны, сотрудники и персонал библиотеки, гости, экскурсионные группы, эксперты и представители средств массовой информации) для достижения целей посещения библиотеки.

 


Библиографический список

 

    1. Дюркгейм Э. Метод социологии. – Киев; Харьков, 1899. – С. 12.
    2. Parsons T. The Social System. – Glencoe, 1952.
    3. Pade G.T., Thomas J.В., Marshall A.R. International Dictionary of Education. – L., 1977. – P. 314.
    4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.
    5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Изд-во «Прогресс», 1969. – 142 с.
    6. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии. – 1971. – № 1. – С. 36–45.
    7. Колядина Ю.М., Белецкая Е.А. Сельская среда как фактор формирования нравственно-эстетической культуры подростков в современных условиях  // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага, НИЦ Социосфера, 2013. – № 25. – С. 70–72.
    8.  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 97 с.
    9. Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Der s. Kultur und Kritik. – Frankfurt/M., 1973.
    10.  Смелзер Н. Социология / пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
    11.  Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1996.
    12.  Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / пер. с англ. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1997.
    13.  Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 362 с.
    14. Фадеева Д.А. Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере отдела по работе с детьми зырянской централизованной библиотечной системы) //  Культурология    и искусствоведение. – 2012. – №2. – С. 135–138.

 

 

CONCEPTION OF RURAL CHILDREN'S LIBRARY – CULTURAL CENTER

 

Toporishcheva D.A., MA Student
Pravotorova A.A., Candidate of Architecture, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article reveals the necessity of applying the method of translating the social process technology (child socialization) into the requirements for the functional-planning structure of rural children's libraries when modernizing their spatial conditions. The organization of technology of child socialization in rural areas, consisting of five main stages, each of which carries out certain technological procedures that serve to achieve the goals of the stage is considered. The necessity of equipment in the space of a rural children's library of four groups of functional places intended for performing these procedures is substantiated.
Keywords: children's library, children's socialization, rural library, social process technology, library activities, functional space.