Раздел
УДК 725.1:62
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА

Костиков А.К., магистрант
Лихачёв Е.Н., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

 

Аннотация. Представлен анализ статей Дианова-Клоковой И.В., Метаньева Д.А. и Черкасова Г.Н., в которых затрагивается вопрос об инновационных формах организации промышленных предприятий в условиях повышения роли сферы услуг в современной экономике. На основании проведённого исследования выполнены функциональные модели промышленных предприятий, отражающие инновационный путь развития фабрики через эффективное взаимодействие производственной функции с научно-исследовательской и общественной функциями. Промышленный туризм исполняет роль связующего элемента в этой интеграции. Предложена комплексная модель объекта промышленного туризма, объединяющая промышленные, научно-исследовательские и общественные функции в рамках предприятия.

Ключевые слова: экономика впечатлений, промышленный туризм, объекты промышленного туризма.

В условиях постиндустриального общества промышленные предприятия нередко выносятся за пределы жилых районов. Хотя заводы входят в общую систему градообразующих предприятий города [1], их промышленные площадки с устаревшим производственным оборудованием и частично опустевшими цехами не используются с прежней экономической эффективностью. В городе появляются резервные территории, которые ухудшают архитектурно-художественный облик городской среды. Чтобы промышленные предприятия не становились объектами урбанистического упадка, их необходимо адаптировать к изменяющимся требованиям городского пространства. Одним из направлений такой адаптации является формирование на предприятии новой функции – промышленного туризма, основанной на заинтересованности общества в популяризации современного научно-технического прогресса. В этой связи Пейн Джозеф и Гилмор Джеймс ввели понятие «экономика впечатлений» [2, 3], под этим термином понимается новая веха в глобальной экономике, учитывающая чувства потребителей. Подходящим инструментом реализации «экономики впечатлений» на промышленном предприятии может послужить промышленный туризм. Он позволит посетителям познакомиться со современными технологиями, получить образование по тематике предприятия, а также увидеть на месте работу завода, почувствовать, воспользоваться и приобрести готовый продукт.

В статьях Диановой-Клоковой И.В. с Метаньевым Д.А. «Пространство инноваций – между наукой и производством. Взгляд архитектора» [4] и Черкасова Г.Н. «Некоторые особенности современной архитектуры» [5] затрагивается вопрос, каким образом предприятия могут интегрироваться с городом. В первой статье авторы раскрывают особенности организации промышленного предприятия, где наука и промышленность работают вместе благодаря новому инфраструктурному построению пространства. Научно-промышленные объекты представляют собой площадку, где ведутся исследования, разработки и опытное производство. На таких предприятиях для эффективного взаимодействия рабочих и инженерно-технического персонала складывается соответствующая технология коммуникаций [6].

Если завод хочет оставаться конкурентоспособным, то ему необходимо преобразовывать стандартную форму промышленного предприятия с чётким зонированием пространства в инновационную форму, учитывающую сокращение времени на внедрение инноваций. Взаимодействие прикладных научных исследований и промышленного производства осуществляется в три этапа: концепция, разработка прототипа и производство. Такая технология на промышленном предприятии достигается через создание линий перемещения, облегчающих коммуникацию и общение людей в рамках научно-промышленного объекта. Создание условий коллективного творчества позволит предприятию интегрироваться в динамично изменяющееся общество [7].

Демонстрация научных и технологических достижений, реклама новых технологий, товаров и услуг становятся инструментами популяризации научно-производственных объектов как общественно привлекательного пространства. В рыночных условиях проводимая инновационная деятельность предприятием предоставит ему преимущество перед стандартными промышленными объектами. Способ достижения такого преимущества осуществляется в переходе от промышленного завода к научно-производственному предприятию, где создаются репрезентативные объекты с целью информирования своей деятельности обществу.

В качестве примера научно-промышленного комплекса служат Научно-технический отель «Дайхтор» в Гамбурге, Германия (рис. 1, А); Инновационный научно-технологический комплекс «Металса» в Монтеррей, Мексика (рис. 1, Б). В этих зданиях решаются конструктивные, пространственные задачи организации взаимосвязи науки, промышленности и бизнеса.

Рис. 1. Научно-промышленные комплексы

 

Архитектурные решения по преобразованию промышленного предприятия непосредственно влияют на успешность и устойчивость новой формы промышленной застройки, внося в объект дополнительную архитектурную, культурную, социальную и экономическую ценности. Они создают представительный облик промышленного объекта, который отражает успешность предприятия для исследователей и инвесторов и неразрывно связан с эстетическими архитектурными чертами объекта.

С учётом вышесказанного можно составить схему формирования научно-промышленного комплекса (см. схему 1) на пересечении сфер – Архитектуры и Науки. Комплекс содержит в себе промышленную, исследовательскую зоны и репрезентативные объекты. Взаимодействие частей осуществляется через линии перемещения, облегчающие коммуникацию и общение людей в рамках инновационно-промышленного объекта.

Схема 1. Формирование научно-промышленного комплекса

Модель научно-промышленного комплекса учитывает условия быстрого совершенствования технологий. Репрезентативные объекты играют роль в демонстрации передовых научных и технологических достижений, рекламы новых технологий, товаров и услуг. Эти объекты не смогут удовлетворить спрос туризма в силу отсутствия обширной инфраструктуры для широкого потока туристов на территории комплекса.

Черкасов в статье «Некоторые особенности современной архитектуры» обращает внимание на необходимость превращения промышленного предприятия в общественно-промышленный комплекс как объекта, участвующего в социальной жизни города и притягивающего широкий круг населения.

Общественно-промышленный комплекс является промышленным объектом, в границах которого производственные и общественные объекты функционально, территориально, визуально и психологически объединены с целью привлечь потенциальных клиентов. Такая форма организации промышленной застройки позволяет выйти из изолированного утилитарного пространства в площадку, где возможна социальная, производственная и культурная жизнь для города. Полученные условия создают инфраструктуру для включения предприятия в национальную или даже международную туристическую индустрию.

В качестве примера общественно-промышленного комплекса служит комплекс БМВ в Мюнхене (рис. 2, А), состоящий из автомобильных цехов и общественной зоны: штаб-квартиры, музея, многофункционального выставочного центра «БМВ-вельт». В Ингольдштдте «АУДИ-Форум» (рис. 2, Б) вобрал в себя из промышленных объектов – цеха, а из общественных – музей Audi Mobile, рестораны и кафе, сервисный и информационный центры. В Вольфсбурге Автоштадт «Volkswagen» (рис. 2, В) объединяет промышленный цех с общественными объектами: штаб-квартирой Volkswagen Group, отелем Ritz-Carlton, музеем автомобилестроения Zeithaus, кинотеатрами, ресторанами для посетителей комплекса, треками для испытания автомобилей, школой вождения, аттракционами и павильонами автомобильной марки «Volkswagen» и центром продаж автомобилей.

Рис. 2.  Общественно-промышленные комплексы

Их взаимодействие с городом в качестве привлекательного рекреационного объекта стало настолько крепким, что нельзя вынести завод за пределы города без причинения непоправимого вреда как общественно-промышленному комплексу, так и городу в целом.

Архитектура в такой форме промышленного предприятия решает вопросы престижа, продвижения продукции завода и создаёт инфраструктуру общественной жизни города и туризма.

Исходя из вышеизложенного, можно составить схему формирования общественно-промышленного комплекса (см. схему 2) на пересечении сфер – Архитектуры и Туризма. Объекты промышленного туризма реализуется преимущественно в общественной зоне, а взаимодействие посетителей с промышленной зоной организуется благодаря экскурсиям по цехам по утверждённому маршруту.

Модель общественно-промышленного комплекса предлагает обширную общественную инфраструктуру (музеи, павильоны, кинотеатры, кафе, рестораны и т. д.), способную удовлетворить туристическую индустрию. Общественная зона вмещает не просто репрезентативные объекты, а объекты промышленного туризма. Схема не учитывает условия быстрого совершенствования технологий.

Схема 2. Формирование общественно-промышленного комплекса

В результате анализа промышленных комплексов предложена модель формирования промышленного кластера (см. схему 3) на пересечении сфер – Архитектура, Науки и Туризма. В такой форме организации промышленного предприятия учитываются условия быстрого совершенствования технологий, а также реализуется инфраструктура, объединяющая и учитывающая требования производственных технологий, исследовательской работы и организации туристического потока на производственном предприятии. При таком взаимодействии появляется комплексная модель объекта промышленного туризма. Объект демонстрирует достижения производства и науки, даёт тематические развлечения и образование, организует экскурсии по производству.

Схема 3. Формирование промышленного кластера

Наиболее эффективной формой интеграции промышленного предприятия с городом является промышленный кластер. Под промышленным кластером понимается группа объектов, в рамках которых производственные, научно-исследовательские, учебно-образовательные объекты и инфраструктура технологически объединены одной тематикой инновационного развития отрасли [8]. Объектами промышленного туризма является пространства в рамках промышленного кластера, которое включает производственные, общественные и инновационные зоны, предназначенные для привлечения широкого круга посетителей и клиентов.

В качестве примера промышленных кластеров могут служить Технологический центр McLaren в Уокинге, Великобритания (рис. 3, А); комплекс мануфактуры «Glaserne» в Дрездене, Германия (рис. 3, Б).

На территории пятиста тысяч квадратных метров центра McLaren работают вместе пять объектов с развитой сетью промышленного туризма, а именно: технологический центр (штаб-квартира McLaren), аэродинамический комплекс, производственный центр, центр прикладных разработок и IT-центр.

Рис. 3. Промышленные кластеры

Промышленный туризм является важным фактором взаимодействия промышленного кластера с городом. Модель промышленного кластера вобрала в себя наилучшие стороны модели научно-промышленного и общественно-промышленного комплексов, а именно: ядро инноваций (наука и промышленность) для конкурентной стабильности в динамически изменяемом мире и инновационная инфраструктура предприятия для демонстрации передовых научных и технологических достижений, подготовки новых кадров, тематического образования, рекламы новых технологий, товаров и услуг.

 

 

Библиографический список

1. Киреев А. А. Города с градообразующими предприятиями в системе управления региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/goroda-s-gradoobrazuyuschimi-predpriyatiyami-v-sisteme-upravleniya-regiona

2. Пейн Джозеф, Гилмор Джеймс. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М.: Изд-во «Вильямс», 2005

3. Pine B. J., Gilmore J. H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Harvard Business Press, 1999

4. Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А. Пространство инноваций - между наукой и производством. Взгляд архитектора // Academia. Архитектура и строительство. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-innovatsiy-mezhdu-naukoy-i-proizvodstvom-vzglyad-arhitektora

5. Черкасов Г. Н. Некоторые особенности современной архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-sovremennoy-arhitektury

6. Дианова-Клокова И. В., Метаньев Д.А. Эффективность инновационной деятельности и человеческий фактор. Взгляд архитектора // Архитектура и строительство России. 2013. №7. С. 20–29.

7. Henn G. Research Today. Research and Technology Buildings. A Design Manual. Basel; Berlin; Boston, 2005. Р. 12–13

8. Тарасова Ю. И., Киншт А.В. Кластер как структурная единица территориально-пространственной организации среды в России // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 6. С. 66–74

 

 

COMBINED MODEL OF TOURISM OF INNOVATIVE INDUSTRIAL PUBLIC BUILDINGS AND MONUMENTS OF HISTORY AND INDUSTRIAL ARCHITECTURE

Kostikov A.K., MA Student
Likhachev E.N., Candidate of Architecture, Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article presents an analysis of articles by Dianov-Klokova I.V., Metaniev D.A. and Cherkasov G.N., which address the question of innovative forms of organization of industrial enterprises in the context of increasing the role of services in the modern economy. On the basis of the study, functional models of industrial enterprises were implemented, reflecting the innovative way of development of the factory through the effective interaction of the production function with research and social functions. Industrial tourism plays the role of a connecting element in this integration. A complex model of an industrial tourism object is proposed, combining industrial, research and public functions within the enterprise.

Keywords: economy of impressions, industrial tourism, industrial tourism facilities