Раздел
УДК 72.01+725.1+72.036
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЗДАНИЙ СОВЕТСКИХ И ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА (1945-1980 ГГ.)

Куликов А.С., профессор

Руденко Я.А., магистрант

Тамбовский государственный технический университет

Аннотация. Проанализирована архитектура административных зданий послевоенного периода 1945-1980гг. Рассмотрены этапы развития и становления архитектуры, творческое многообразие поиска новых форм зданий власти. Выявлены характерные черты и композиционные особенности архитектуры, присущие рассматриваемому периоду. Изучены произведения выдающихся архитекторов, которые работали в это время. На основании проведённых исследований установлены основные творческие и стилистические направления в работе советских архитекторов, выявлены принципы проектирования новых типов административных зданий и комплексов.

Ключевые слова: правительственное здание, симметрия, ось, монументальность, парадность, высотные сооружения, пилоны, внутренний двор.

Великая Отечественная война принесла ужасные разрушения. Огромный ущерб был нанесён историческому наследию русской архитектуры. Города и сёла европейской части Советского Союза, крупные древнерусские города практически полностью лежали в руинах. Уничтожение материальных и культурных ценностей было частью политики фашизма.

Трагизм случившегося определил переоценку многих ценностей. Утрата сокровищ культурного наследия воспринималась общенациональной потерей. Началось восстановление разрушенных дворцов и древних храмов. Всё это требовало не только огромных средств, но и возрождения забытых ремёсел. Спасение памятников архитектуры было неотложным делом [1].

Триумф Победы, гордость за свою Родину, вера в скорое преодоление послевоенных трудностей – стали вдохновляющим стимулом новой жизни, новой советской архитектуры, делая её «говорящим искусством».Форма стала воплощением духа времени.

Стремление к художественным достижениям, к созданию «советской классики» привело к переводу в новые здания арсенала традиционных форм, независимо от их связи с функцией [2].

Строительство ряда правительственных зданий началось ещё в довоенные годы. Минск (архитектор Лангбард 1934-1937 гг.), Ереван (архитектор А. Таманян 1929-1941 гг.) и другие города были первой ступенью к строительству симметричных, монументальных и величественных объёмов для зданий власти [3]. Архитекторы проектировали уже не по принципам новаторов, а в более традиционном стиле.

В годы войны началось строительство крупных общественных зданий. Примером является Дом правительства Азербайджанской ССР (архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, И. Ткаченко) (рис.1). Правительственное здание, расположенное на Приморской площади, имеет особое значение для градостроительства. Видимый издалека Дом правительства, доминирует над окружающими зданиями. Он формирует общественный центр столицы Азербайджана, и служит выразительным архитектурным акцентом в системе всего города в целом.

Дом правительства Азербайджанской ССР имеет П-образный план. Он открывается к водному зеркалу залива своим глубоким внутренним двором. Вдоль внешней границы здания расположены правительственные трибуны. Обращаясь к площади, они служат своеобразным связующим между зданием и окружающим пространством.

Рис. 1. Баку. Дом правительства Азербайджанской ССР.

 

Композиция основана на противопоставлении мощного глухого стилобата аркадам и лоджиям многоуровневых башенных объёмов. Светотень ажурных аркад и лоджий контрастирует с равномерной сеткой оконных проёмов основной части стен. Развиваясь и разрастаясь по направлению к центру главного фасада, композиция заканчивается статуей Ленина, установленной на мощном постаменте. Фигура вождя, обращённая к приморской площади, возвышается над трибунами и служит идеологическим и композиционным центром здания.

Гигантские работы, развернувшиеся в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны, включали строительство уникальных зданий и сооружений для широкого круга общественных целей. Во многих городах были построены правительственные и административные здания.

Самым значительным зданием такого типа, помимо уже упомянутого Дома правительства Азербайджанской ССР в Баку, является Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси, полностью завершенный в 1954 году (архитекторы В. Кокорин, Г. Лежава при участии В. Насаридзе) (рис.2).

Рис. 2.Тбилиси. Дом правительства Грузинской ССР.

Возведённое в 1947–1954 годах главное здание, закрывающее двор со стороны проспекта, является доминирующей частью ансамбля. Ярко выраженная центральная композиционная ось разделяет здание на две части и на группы помещений Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР.

Здание имеет внутренний двор, вокруг которого находятся рабочие помещения. Пропилеи, расположенные в центральной части аркады, акцентированы фронтоном с лепным изображением герба Республики, окружённым знамёнами. Широкая парадная лестница ведёт к главному входу. По обеим сторонам от неё имеются газоны, террасы, спускающиеся к проспекту.

Аркада, вытянутая по всему фронтону главного фасада, служит ведущим архитектурным элементом ансамбля Дома правительства. Его масштабность и великолепие подчёркивают большое политическое и социальное значение государственного комплекса.

К числу подобных зданий и комплексов послевоенного десятилетия относятся административные здания в Москве на ул. Горького (архитектор В. Андреев, 1948-1949 гг.) и на Садовом Кольце (архитектор М. Посохин, 1950 г.); здание ЦК Компартии Армянской ССР по ул. Баграмяна в Ереване (архитектор М. Григорян, 1950 г.); Областная партийная школа на пл. Павших борцов в Волгограде (архитекторы В. Симбирцев, Е. Левитан, 1950 г.) и другие [6].

Созданные разными мастерами и в разных городских условиях, эти здания отмечены общей монументальностью художественных образов. Все они характеризуются симметричными осевыми планировочными композициями и великолепными архитектурными формами.

Характерным является здание Моссовета, перестроенное в 1945 году (архитектор Д. Чечулин) (рис.3). Постройка конца 18 века, начала «тонуть» посреди реконструированной улицы Горького. Архитектор Д. Чечулин выполнил надстройку на двух этажах. Увеличивая как количество этажей, так и массу здания до ценностей, не характерных для классицизма, архитектор стремился сохранить его стилистические особенности. Белокаменная колоннада верхних этажей, практически не отличающаяся от прототипов и связана с каркасом портала. Сооружение выделяет торжественный образ.

Рис. 3. Москва. Здание Моссовета на улице Горького.

При строительстве Дома Советов Выборгского района в Ленинграде (архитекторы Н. Баранов, Н. Агеева, Г. Иванов, 1946-1954 гг.) (рис.4) была успешно решена градостроительная задача единственного в районе здания такого назначения. Построенное в первые послевоенные годы пятиэтажное здание Дома Советов, вытянутое вдоль Невы, образует фронт значительного отрезка Арсенальной набережной. И в то же время входит в ансамбль площади Ленина у Финляндского вокзала, образуя выразительный угловой акцент в виде башни на его юго-восточной границе.

Внешний вид здания - строгий, парадный, отвечает большой социальной значимости здания. Симметричный фасад, с выступающим вперёд портиком, характеризует монументальность власти.

Общая планировка Дома Советов создаёт функциональную схему с отчётливым разделением внутренней части здания на три зоны. Правое крыло корпуса закреплено за райисполкомом, левое - за райкомом КПСС; а в центральной части здания - группа общественных помещений с конференц-залом на 800 мест, которая поделена между обоими учреждениями. Они достаточно изолированы друг от друга, и каждая из этих зон имеет свой отдельный вход. Это позволило использовать зрительный зал в качестве самостоятельного общественного пространства для концертов и выступлений.

Рис. 4. Ленинград. Дом Советов Выборгского района.

Важнейшим событием стало принятие решения о сооружении в Москве восьми высотных зданий. Их строительство послужило толчком для бурного развития строительной техники. По всей Москве было решено перейти на строительство зданий в 8-14 этажей[4].Крупнейшим в системе высотных сооружений Москвы стало здание-комплекс МГУ имени Ломоносова на Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, Е. Чернышёв, П. Абросимов, А. Хряков).

Основной целью высоток должно было стать повышение статуса власти. Здания, своим внешним видом ( монументальностью, энергией и мощью ), уже говорили, что внутри находится политическая сила, и она велика.

Ещё одно высотное административное здание на Лермонтовской площади (архитекторы А. Душкин, Б. Мезенцев) (рис.5) открывает панораму Комсомольской площади.Центральный высотный корпус административной части здания делится на три зоны: первая из них - основная, занимает объём здания от подвального до технического этажа над 12 этажом; вторая, меньшая, поднимается на 5 этажей, включая технический этаж над 16 этажом; и венчающий объём, состоящий из 5 этажей малой площади.

Главный вход в здание решён в виде монументального портала со скульптурными фигурами. К нему поднимается широкая парадная лестница. Вход расположен по центральной оси здания со стороны площади. За входом раскрывается вестибюль с группой лифтов в центре. Запроектирован зал собраний полуциркульной формы.

Рис. 5. Москва. Административное здание на Лермонтовской площади.

Размещение рабочих комнат административного корпуса начинается со второго этажа и выше, включая первые три этажа башни. Здание имеет просторный внутренний двор, наполненный озеленением.

Градостроительная роль 27-этажного административного здания на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрайх, М. Минкус 1948-1953 гг.) (рис.6) важна, хотя достаточно локальна.

Рис. 6. Москва. Административное здание на Смоленской площади.

К главному входу ведёт широкая парадная лестница. Сам вход представлен монументальным порталом и располагается по центральной оси здания. Широкий высотный корпус имеет просторный вестибюль, за которым следует группа лифтов. По обеим сторонам лифтов расположены проходы, ведущие в зал собраний полуциркульной формы. Светлая внешняя стена высотного корпуса выделяется устремлёнными вверх пилонами. Здание имеет два внутренних дворика.

«Сталинские высотки» служат активными градообразующими элементами центрального ядра столицы[8].

Необычность высотных зданий исключала прямое обращение к прототипам. Однако ассоциации с «характерной Москвой» были разнообразны. Вместе с проектом Дворца Советов высотные здания Москвы начали задавать тон русской архитектуре на рубеже 40-х и 50-х годов.

Архитектурная практика второй половины 50-х годов имела большое значение для дальнейшего развития советской архитектуры.

Экспериментальное проектирование и строительство проводилось в разных направлениях. Были опробованы пространственно-планировочные и конструктивные решения, материалы и методы строительства зданий. Было трудно провести чёткую грань между экспериментом и постоянным поиском в творческой практике. Любые нововведения и условия, когда строительство осуществлялось в рамках строгих технологических требований, вызывали большие организационные трудности, требовали энергичных усилий архитектора, и не всегда эти усилия приводили к желаемому результату.

Дом Советов (он же — административное здание обкома и горкома КПСС), ныне - Дом Правительства Татарстана (Архитекторы П. Саначин, Г. Солдатов) (рис.7) был построен в 1952-1962 году на пл. Свободы.

Рис. 7. Татарстан.  Дом Советов.

Здание симметричной композиции, имеет монументальный входной портал. Заглубленные друг над другом оконные проёмы создают имитацию пиллонов, которые устремляют здание вверх. Карнизы, завершающие пилоны, массивны и имеют барельеф. Центральный объём Дома Советов завершают пилоны с заострёнными наконечниками. Здание имеет П - образный план с выступающим полуциркульным объёмом зала заседаний.

Строгий внешний вид подчеркивается симметрией фасадов и ритмом пилонов, которые придают несокрушимость, монументальность и силу власти.

Большое значение для поиска новых приёмов архитектурной композиции и способов её выражения в новых условиях 1957-1959 гг. оказали два тура конкурса на проекты Дворца Советов на Ленинских горах, к юго-западу от здания МГУ.

Первый тур показал широкий спектр предлагаемых архитектурных идей, в том числе близких к традиционным. Среди проектов выделялись оригинальные современные решения, в которых функциональная ясность соответствовала простой форме объёмного построения. Эта тенденция была особенно заметна во втором туре конкурса.

Проект А. Власова в обоих турах конкурса отличался от других проектов максимальным раскрытием внутреннего пространства. Весь объём дворца был помещён в огромный компактный прямоугольник, включающий три зала (центральный- на 4600 человек). Проект объединил новые технические и конструктивные возможности, поиск современных средств архитектурного и художественного выражения.

Второй тур конкурса показал стремление к стилистическому единству решений, более ясной планировке, использованию современных архитектурных решений.

В архитектуре 60-х годов черты, отрицающие традиции предыдущего периода, были наиболее очевидными. Особое место занимают объекты в идеологическом и социальном смысле, построенные с максимальным учётом требований градостроительства, функции и способа образования формы (зачастую эти здания строились по проектам, выбранным в результате конкурсов). Среди них Кремлёвский Дворец съездов (архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, Н. Щепетильников,1961 г.) (рис.8), который повлиял на архитектуру и строительство в других городах СССР[3].

Это яркий пример нового типа здания, воплощённого в жизнь. Оно отвечает различным функциональным требованиям и показывает новое направление в формировании социалистического архитектурного стиля.

Кремлёвский Дворец съездов имеет широкое многоцелевое назначение. Предназначенный для проведения конференций, собраний, международных конгрессов и форумов, он также служит местом проведения народных гуляний, банкетов и т. д. В то же время Дворец представляет собой универсальное театральное здание, в котором есть необходимые условия для оперных и балетных представлений, массовых и сольных концертов, фильмов.

Рис. 8. Москва. Кремлёвский Дворец съездов.

 

Фасады здания образованы серией пилонов, облицованных белым мрамором, в промежутках между ними - стекло. Спокойный ритм и масштабные пилоны придают дворцу целостность и монументальность. В дальнейшем, сливаясь в сплошной белокаменный массив, пилоны с некоторых точек воспринимаются как мощная стена, связанная с белокаменными стенами памятников древнерусской архитектуры. Дворец насчитывает более 800 помещений: конференц-зал (зрительный зал) на 6 тысяч человек, банкетный зал на 2,5 тысячи мест, холл, фойе, коридоры и многое другое. Идеологическим и художественным акцентом в зале является монументальный занавес с изображением профиля В. И. Ленина на фоне Красного Знамени (художник А. Мыльников).

Ограниченный размер участка в определённой степени предопределил компактность композиционного приёма. Всё разнообразие помещений Дворца сгруппировано в прямоугольный план, в котором энергично выделяется центральное ядро ​​- конференц-зал. Дворец послужил образцом и повлиял на архитектуру некоторых крупных общественных зданий страны.

Фасад Дома правительства в Кишинёве (арх. С. Фридлин, 1964 г.) (рис.9) иллюстрирует указанную тенденцию [5]. Это монументальное административное здание, расположенное на площади Победы, где стоял памятник Ленину (скульптор С. Меркулов, архитекторы А. Щусев и В. Турчанинов) представляет собой шестиэтажный параллелепипед, который растянулся вдоль проспекта Штефана.

Рис. 9. Дом правительства в Кишинёве. Архитектор С.Фридлин.1964 г.  Общий вид.План.

Сооружение выполнено из железобетона и облицовано белым камнем. Выразительность облика подчёркивается чётким метрическим порядком вертикальных пилонов и панорамных окон. Вертикальное движение пилонов останавливает мощный карниз, в центре которого расположен герб Республики Молдовы. Дом правительства имеет симметричную композицию, которая характеризует силу власти, её незыблемость и монументальность.

Ещё один пример высотного здания в Москве - здание секретариата Совета экономической взаимопомощи (арх. Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Владимир Свирский) (рис.10), построенное в 1963-1970 годах на Новом Арбате[7].

Комплекс включает три здания, которые объединены общим стилобатом, служащим основанием для устремлённого ввысь главного сооружения ансамбля. Комплекс состоит из: административной высотки – 31 этаж, конференц-центра и гостиницы «Мир» – 13 этажей.

Рис. 10.  Москва. Здание СЭВ.

Административная часть комплекса представляет собой две изогнутые плоскости «крылья», которые объединены стелой лифтовых холлов в центре. Отчётливые поэтажные членения и сетка остекления выражают внутреннюю структуру. Сооружение отличается вертикальной устремлённостью. Конференц-зал имеет цилиндрическую форму и рассчитан на 1000 мест, также имеется зал заседаний Исполкома СЭВ, ресторан и прочие помещения. Гостиница «Мир» представлена в виде вытянутого параллелепипеда. Все эти здания имеют свои геометрические отличия, но вместе они образуют единую выразительную объёмно-пространственную композицию.

Административное здание Дома Советов (архитектор Л. Мисожников) (рис.11) в центре Калининграда считается одним из его символов. Строительство началось в 1970 году.

По замыслу главного архитектора проекта Льва Мисожникова, Дом Советов должен был представлять собой 28-этажное здание, состоящее из двух высотных прямоугольных башен, облицованных рельефными панелями и объединённых в двух уровнях крытыми переходами. Южная башня предназначалась для Обкома партии, северная - для Облисполкома. Площадь перед зданием планировалось благоустроить: разместить на ней фонтаны, цветники и даже концертный зал под открытым небом. Здание характеризуется симметрией, тяжёлым мощным внешним видом, определяющим прочность власти.

Рис. 11. Калининград. Проект  Дома  Советов.

Послевоенный период продолжил эпоху строительства административных зданий. Идея большого монументального здания переходила в идею величественного, помпезного и пафосного образа. Здание своим видом отражало силу и мощь советской власти этого периода.

Анализ архитектуры административных зданий государственных, советских и партийных органов власти послевоенного периода (1945-1980 гг.) позволил выявить их основные характерные композиционные черты.

1. Идейно-политические особенности:

- масштабность государственного комплекса;

-значимость правительственных зданий как градообразующих элементов;

-образ здания или комплекса должен отражать незыблемость власти.

2. Формообразующие особенности:

-вертикальная архитектурная композиция фасада правительственных зданий;

-горизонтальная трактовка региональных зданий власти;

-симметрия фасада;

-сложность архитектурных форм;

-монументальность здания;

-геральдика на фасаде здания.

3. Планировочные особенности:

-разделение плана здания на зоны, образующие единое целое;

-сложность плана здания как многофункционального объекта;

-внутренний благоустроенный и озеленённый двор;

- широкие парадные лестницы;

- симметричные осевые композиции.

Отмеченные тенденции, связанные с признанием важной роли общественных зданий в формировании городских ансамблей,всё более отчётливо проявляются в административных зданиях советской архитектуры.


 

Библиографический список

  1. БарановаН. В. / Том 12 (первая книга): Архитектура СССР / Под редакцией Н. В. Баранова (ответственный редактор), Н. П. Былинкина, А. В. Иконникова, Л. И. Кирилловой, Г. М. Орлова, Б. Р. Рубаненко, Ю. Ю. Савицкого, И. Е. Рожина, Ю. С. Яралова (зам. отв. редактора). — 1975. — 755 с.

  2. БылинкинН. П. / История советской архитектуры (1917—1954 гг.) : Учебник для архитектурных вузов. Специальность «Архитектура» / Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыкова, А. В. Рябушин, Г. В. Сергеева. — Издание второе, переработанное и дополненное. — М. :Стройиздат, 1985. — 256 с.

  3. Журавлев А.М. Архитектура Советской России/А. М. Журавлев, А. В. Иконников, А. Г. Рочегов – М.: Стройиздат, 1987.-447 с.

  4. Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М.: Московский рабочий, 1984.

  5. Колотовкин А. В. Архитектура Советской Молдавии. /А. В. Колотовкин, С. М. Шойхет, И. С. Эльтман . - М.:Стройиздат, 1987.

  6. Курбатов В.В.Советская архитектура: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. - .208 с.

  7. Нарочницкий А. Л. / СЭВ, здание // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А.Л.Нарочницкий — М. : Советская энциклопедия, 1980. — 688 с.

  8. Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. — М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1953. — 215 с.


 


 


 

COMPOSITIONAL FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF BUILDINGS OF THE SOVIET AND PARTY AUTHORITIES OF THE POST-WAR PERIOD (1945-1980)


 

Kulikov A. S., Professor

Rudenko Y.A., MА Student

Tambov State Technical University


 


 


 

Abstract. The architecture of administrative buildings of the post-war period 1945-1980 is analyzed. The stages of development and formation of architecture, the creative diversity of the search for new forms of power buildings are considered. The characteristic features and compositional features of architecture inherent in the considered period are revealed. The works of prominent architects who worked at this time were studied. Based on the studies, the main creative and stylistic directions in the work of Soviet architects were established, the principles of designing new types of administrative buildings and complexes were revealed.

Keywords: Government building, symmetry, axis, monumentality, frontage, high-rise buildings, pylons, courtyard