Раздел
УДК 711.7(571.14)
ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ» В КОНТЕКСТЕ города НОВОСИБИРСКА

Владыкина М.В, магистрант

Вальтеран Т. Л., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается понятие «транспортно-пересадочный узел», его упоминания в современных научных исследованиях, выявление различий дефиниций, даваемых различными авторами. На основе проведенной аналитики выявляется дихотомия существующих понятий, производится поиск возможного разрешения противоречия, обобщение формулировок понятий, применимое и актуальное для города Новосибирска. Приведенный в статье материал призван расширить представление о функциональном содержании современных комплексов транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), выявить принципиальные особенности организации ТПУ. Наряду с этим, материал дает возможность для дальнейшей разработки с последующим использованием результатов при проектировании новых, реконструкции уже существующих объектов, прогнозировании и классификации моделей транспортно-пересадочных узлов.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, транспортная система, транспортный узел, хаб, интермодальный транспортный узел.

Комплексная модернизация системы транспортной инфраструктуры крупных городов – одно из приоритетных направлений для их развития. Эффективным решением является создание системы транспортно-пересадочных узлов.

В настоящее время используется множество трактовок понятия транспортно-пересадочного узла. Во всех дефинициях в основу берется транспортный аспект, являющийся ключевым в определении ТПУ. Следует отметить, что помимо транспортного существует целый набор дополнительных аспектов, представленных в комплексе транспортного узла: пространственный, коммуникационный, гуманитарный, экологический. В комплексе они характеризуют рассматриваемый объект городской структуры.

Нормативные документы [8,15] рассматривают объект ТПУ исключительно со стороны транспортной функции, очевидной и понятной для большинства.

По проблеме определения современного транспортного узла как нового городского объекта существует множество научных работ. Следует отметить, что исследования [2-4,11,16], как правило, характеризуют структуру объекта, качественные и количественные показатели, функционал. В работах рассматриваются отдельные аспекты узлов, отдельные стороны и функции вне их целостного набора, без приведения к общему знаменателю отдельных принципов. В определениях транспортных узлов (ТУ) в современной литературе употребляются все новые термины: транспортно-пересадочный узел (ТПУ) транспортно-коммуникационный узел (ТКУ), хаб, интермодальный транспортно-пересадочный узел (ИТПУ), высоко урбанизированный многофункциональный узел городской культуры (ВМУГС) и т.д. (см. прил. 1). Широкий спектр этих определений свидетельствует о том, что, во-первых, транспортные узлы подвержены постоянным изменениям под воздействием различных факторов (демографических, экономических, градостроительных, политических и т.д.). Во-вторых, наиболее крупные транспортные узлы представляют собой сложные и многофункциональные структуры. В настоящий момент в роли транспортного узла мы имеем полифункциональное многоаспектное образование городской среды, включающее в себя транспортную функцию. Однако до сих пор не найдено емкого определения такого узла.

В этой связи целью статьи является формирование обобщенной универсалии понятия транспортно-пересадочного узла, отвечающей современным требованиям. Для реализации поставленной цели следует проанализировать существующие дефиниции, выделить различия и черты сходства между ним, выявить характерные особенности таких объектов в городе Новосибирске, определить возможность применения обобщенной модели для проектирования.

В ходе проводимого исследования используется метод контент-анализа различных вариантов и трактовок определений понятия «транспортно-пересадочный узел». Приводимые дефиниции анализируются по определенному набору критериев, синтезируются универсальные характеристики.

В результате анализа классических терминов, применяемых для обозначения транспортно-пересадочных узлов, установлено, что данный объект концентрирует и организует транспортные потоки, разделяет их с пассажирскими потоками, создавая комфортную среду для осуществления пересадки, а также носит утилитарный характер. Этот объект является узловым элементом городской планировочной структуры, в котором происходит смена различных видов транспорта пассажирами: между различными видами внутригородского транспорта; между внешним и внутренним транспортом; между различными линиями одного вида транспорта, сопровождается попутным обслуживанием пассажиров посредством объектов социальной инфраструктуры.

Рассмотренные дефиниции демонстрируют разнообразие в области транспортного аспекта. Выдвигаемые дополнительные аспекты рассматриваются врозь, модель объекта представляется не целостно. При введении дополнительных характеристик в определение результатом становится противоречивость или некорректность определения по отношению к сути самого объекта. Данное утверждение может найти свое подтверждение в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ критериев рассматриваемых определений транспортно-пересадочных узлов

Приведенные определения не дают комплексного представления о функциональном предназначении объектов рассматриваемого типа. Все определения отражают основную функцию транспортно-пересадочного узла –осуществление процесса транспортного обслуживания пассажиров (передвижение и смена видов транспорта); все прочие аспекты вариативны в составе дефиниций, приводятся абстрактно и не отражают в полной мере весь функциональный состав объекта. Каждое отдельное определение заключает в себе уникальный набор характеристик; примечательно, что этот набор не повторяется у разных определений; каждая дефиниция оригинальна и не повторяет существующую ранее. Отсюда можно сделать вывод, что вопрос некорректной формулировки определения ТПУ стоит давно, предпринимаются неоднократные попытки дополнения и актуализации существующих определений путем добавления новых характеристик. Чтобы иметь комплексное представление о том, что такое транспортно-пересадочный узел, необходимо учитывать все затрагиваемые в существующих определениях аспекты, а также вкладывать дополнительные смыслы, которые могут казаться не очевидными на первый взгляд.

Сложность объекта ТПУ обусловлена высокой зависимостью от градостроительной ситуации, большим количеством объектов инфраструктуры и многообразием функций, которые необходимо включать в состав каждого конкретного ТПУ. Также необходимо учитывать, что объект носит не только утилитарный характер, он еще должен находиться в соответствии с культурными, социальными, экологическими потребностями человека. В связи с этим можно выделить 3 уровня организации ТПУ: градостроительный, технологический и сбалансированный. Рассмотрим направления организации транспортно-пересадочного узла:

1-ое направление – градостроительное и включает в себя следующие характеристики:

  • выгодное территориальное расположение, открывающее перспективы развития города;

  • интегрированность транспортной составляющей в композиционный каркас города;

  • связь с существующей застройкой.

2-е направление – технологическое. Данный уровень организации ТПУ охватывает весь спектр утилитарных характеристик объекта:

  • включение необходимых видов транспорта в состав транспортного узла, их правильное и выгодное взаимодействие;

  • наличие необходимых функциональных единиц (перехватывающие парковки, транспортные терминалы, привокзальные площади, предприятия сопутствующего обслуживания, рекреационная зона и т.д.);

  • разделение транспортных и пешеходных потоков;

  • комфортность транспортных развязок.

3-ое направление сбалансированное, учитывающее множество прочих, но немаловажных факторов, которые могут казаться неочевидными на первый взгляд:

  • экологическая направленность – использование эко-материалов и ресурсосберегающих технологий, включение в состав транспортного узла объектов природной городской среды (парки, скверы, «зеленые» зоны отдыха);

  • социально-психологическая направленность – обеспечение социального и психологического комфорта человека, обеспечение «чувства защищенности» при использовании объекта, соразмерность объекта человеку;

  • социально-культурная направленность – обеспечение эстетического комфорта;

  • техническая направленность – использование передовых систем и механизмов в составе объекта.

Предназначение транспортно-пересадочного узла сводится к решению проблемы мобильности населения в крупных городах, к повышению качества транспортного обслуживания. Современный комплекс должен проектироваться с целью минимизации времени, затрачиваемого на смену видов транспорта, но также должен стремиться расширить палитру пространств, компенсирующих технологическую и нормативную жесткость транспортных комплексов.

Сложность структуры ТПУ определяется прямой зависимостью функционально-планировочных решений от конкретной территории. Очевидно, что в разных городах и на различных градостроительных площадках будет применяться уникальный набор видов транспорта и функций. Так, например, в портовых городах высока роль речного и морского транспорта, в структуру транспортного узла необходимо включение специальных объектов, обеспечивающих его обслуживание. Примером такого объекта может являться ТПУ в городе Адлер (рис. 1), включающий прибрежную зону, причалы для морского транспорта. Особенность климатических условий Адлера позволяет разместить модули солнечных батарей для обеспечения объекта электроэнергией. Близость к аэропорту определяет включение в состав комплекса терминала, обслуживающего аэроэкспресс.

Рис. 1. ТПУ «Адлер»

 

В крупных городах с высокой плотностью населения приоритетным является включение в состав транспортных узлов метрополитена, легкорельсового транспорта, ввиду этого особенное значение приобретает размещение перехватывающих парковок. В качестве примера можно рассмотреть проект ТПУ «Ботанический сад», разработанный японским архитектурным бюро «Nikken Sekkei» (рис.2). В составе данного узла объединяются станции метро и железной дороги, автовокзал, крупная перехватывающая парковка, остановки внутреннего городского транспорта. Ввиду территориального расположения размещение альтернативных источников энергии не представляется возможным.

Рис. 2. Проект ТПУ «Ботанический сад» г. Москва.

Таким образом, функциональный состав ТПУ неодинаков для различных условий. Высокая зависимость характеристик и функционально-организационных решений от населенного пункта и конкретной территории объясняет и различия в определениях транспортно-пересадочных узлов.

Для современного Новосибирска, как динамично развивающегося и стремительно увеличивающего свою площадь и количество населения города, вопрос создания комфортной системы транспортно-пересадочных узлов стоит особо остро. В настоящее время жители города Новосибирска теряют до 68 минут своего времени в течение суток из-за низких скоростей движения и простоев в случае возникновения транспортных заторов (дополнительно к времени, стандартно затрачиваемому на перемещения внутри города и близлежащих территорий) [13]. Непрекращающийся рост интенсивности движения транспорта, перенасыщение стихийными объектами обслуживания и торговли, несанкционированная парковка автомобильного транспорта на городской улично-дорожной сети влекут за собой неудовлетворительные условия обслуживания пассажиров общественного транспорта.

Маятниковая миграция – процесс, затрагивающий все большее количество жителей города. Расстояния от места проживания до места работы или учебы увеличиваются, в связи с этим возрастает длительность транспортных перемещений и количество изменений видов транспорта. Зачастую такие перемещения происходят не только в границах города, но и затрагивают близлежащие населенные пункты. ТПУ значительно решают проблемы скорости и удобства перемещений в городе и области.

На основании проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Новосибирска выделяются приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска. Во всех сценарных проработках заложено продолжение Дзержинской линии с метродепо, развитие левобережного направления метрополитена. Подчеркнута необходимость создания на базе ряда существующих станций метро транспортно-пересадочных узлов [6].

Рис. 3. Схема развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года

На рис. 3 обозначены приоритетные участки развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 г.: строительство дорог и проектирование транспортных развязок. Запланированы к реализации такие дорожные проекты, как Юго-Западный транзит Новосибирска, в пределах городской черты от «тещиного языка» до створа ул. Доватора. «Рокадная» магистраль в левобережье от ул. Ватутина до Димитровского моста параллельно Оби, а также магистраль в Советском районе: от Восточного обхода до Бердского шоссе [6]. Основные изменения планируются в периферийной зоне города. Особенную актуальность приобретают транспортно-пересадочные узлы, размещающиеся в периферийной зоне города. Такие узлы призваны разгрузить напряженные участки улично-дорожной сети, находясь в местах размещения вокзалов различных видов внешнего транспорта и организуя удобные пересадки на транспорт внутригородской. Обязательными элементами, включаемыми в функциональный набор таких объектов, являются автовокзалы, железнодорожные вокзалы, станции метро (в перспективе развития данного вида транспорта), перехватывающие парковки, остановки внутреннего городского транспорта. Предприятия дополнительного обслуживания необходимо включать в соответствии со всеми потребностями пассажиров. Периферийная зона города позволяет размещать обширные территории парков, зеленых насаждений в составе транспортных узлов. Такой функциональный набор позволит повысить качество транспортного обслуживания, повысит роль общественного транспорта, снизив количество личного транспорта в центральной части города.

Насыщение различными сопутствующими функциями транспортно-пересадочных узлов ведет к образованию многофункциональных общественно-транспортных центров или узлов. Для Новосибирска данная направленность определения объекта ТПУ особенно важна. Необходимо учитывать все 3 уровня организации транспортно-пересадочного узла: градостроительный, обосновывающий наиболее выгодное расположение объекта в структуре города, технологический, касающийся непосредственно процессов транспортной направленности и сбалансированный (учитывающий дополнительные функции). Такого рода городские образования требуют своей уникальной функционально-пространственной структуры и принципов ее организации.

Таким образом, транспортно-пересадочный узел для города Новосибирска представляет собой конкретный объект с определенными градостроительными, технологическими и архитектурными решениями, обусловленными конкретными проблемами и градостроительной ситуацией. Универсальным является комплексный подход к формированию объекта, создание сбалансированной среды, включающей все необходимое множество функций, ориентированность на человека и его потребности.

В заключении следует отметить, что представленная в статье аналитика существующих дефиниций понятия «Транспортно-пересадочный узел» объединяет современные определения в трехуровневую систему организации объекта. Обобщенная модель понятия выделяет три основных направления организации функционального состава объектов данного типа:

1) градостроительное (расположение в структуре города, связь с существующей застройкой и др.);

2) технологическое направление (наличие многих составляющих: перехватывающие парковки, терминалы различных видов транспорта, привокзальные площади, предприятия попутного обслуживания и др.);

3) сбалансированное направление, учитывающее культурные, экологические, социальные, технические факторы.

Выявлены особенности размещения ТПУ в городе Новосибирске, обозначены характерные черты функциональной организации объектов данного типа. Приведенная универсальная модель, сочетающая в себе все 3направления, позволит эффективно решать задачи, связанные с проектированием ТПУ в городе Новосибирске на конкретных территориях.

Дальнейшие исследования позволят сформировать перечень требований для проектирования/реконструкции существующих территорий для транспортно-пересадочных узлов в городе Новосибирске.

 

Приложение 1. Словарь научных терминов.

Транспортный узел (ТУ) - технологический стык видов магистрального транспорта, решающий важнейшую логистическую задачу организации грузопотоков [7];комплекс транспортных устройств в пункте стыкования нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров [14].

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса [8].

Интермодальный транспортно-пересадочный узел (ИТПУ)– инфраструктурный элемент транспортной системы населенных пунктов, в котором осуществляется изменение способа передвижения пассажиров, взаимодействия магистральных и городских видов транспорта, перераспределение пассажирских потоков между видами транспорта и направлениями движения в целях оптимизации перевозочного процесса [9].

Транспортно-коммуникационный узел (ТКУ) – сегмент городской транспортной системы, в котором осуществляются смена направления передвижения населения и перемещения грузов в определенном планировочном направлении с использованием комплекса взаимодополняющих городских путей сообщения [10].

Высокоурбанизированный многофункциональный узел городской структуры (ВМУГС) – центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в котором пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени [5].

Хаб – (от англ. Hub) крупный транспортный узел, в котором сосредоточено большое количество терминалов разной целевой направленности, способных обрабатывать грузы, а также обслуживать автомобильный, железнодорожный, морской и авиационный виды транспорта. Понятие относится не только к грузовым перевозкам, но и к пассажирским [17].

 

 

Библиографический список

1. Архитектор Алексей Даниленко. Реализованный вариант здания [Электронный ресурс]URL:https://adanilenko.ru/proektyi/zheleznodorozhnyij-vokzal-v-adlere/realizovannyij-variant-zdaniya.html/ (дата обращения: 5.06.2019).

2. Боков А.В. Многофункциональные комплексы и сооружения: Обзор по гражданскому строительству и архитектуре. – М.: ЦНТИ, 1973. – 50 с.

3. Голубев Г. Е. Многоуровневые транспортные узлы. – М., 1981. – 152 с.

4. Евреенова, Н.Ю. Выбор параметров транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта [Текст]: автореф. дис. …канд. тех. наук (05.22.08) / Евреенова Надежда Юрьевна. – М., 2014. – 24 с.

5. Колесников С. А. Принципы построения принципиальной теоретической модели функционально-пространственной организации высокоурбанизированного многофункционального узла городской структуры // Журнал «Архитектон: известия вузов», 2008, No 22.

6. Колпаков А.Г. Отрасль тяжелых инвестиций // Континент Сибирь OnlineНовосибирск 2013-2019 [Электронный ресурс] URL: https://ksonline.ru/307019/transport/ (дата обращения: 5.06.2019).

7. Кузнецов А.Л., Эглит Я.Я., Кириченко А.В. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnyy-uzel-k-voprosu-ob-organizatsii-deyatelnosti (дата обращения: 3.12.2018).

8. МДС 32-2.20 Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах. – М., 2008.

9. Нарбеков М. Ф. Формирование интермодальных транспортно-пересадочных узлов и станций в г. Баку и Бакинской агломерации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Строительство и архитектура. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intermodalnyh-transportno-peresadochnyh-uzlov-i-stantsiy-v-g-baku-i-bakinskoy-aglomeratsii (дата обращения: 27.05.2019).

10. Петрович М. Л, Шестернева Н. Н., Жеблиенок М. А., Баранов А. С. О городских транспортно-коммуникационных коридорах // Транспорт РФ. 2014. № 5 (54). С. 39–43. URL: http://www.rostransport.com/transportrf/archiv/text.php?ID=&pdf=16386 (дата обращения: 13.12.2018).

11. Русаков Е.С. Транспортно-коммуникационные узлы в структуре современного города [Текст]: автореф. дис. …канд. архитектуры (18.00.04) / Русаков Евгений Сергеевич – М., 1974. – 32 с.

12. СетевоесообществоLiveJournal 1999-2019. Транспортно-пересадочный узел в японском стиле [Электронный ресурс] URL:https://kventz.livejournal.com/171478.html (дата обращения: 4.06.2019).

13. Сильченко А. В. Составлен топ новосибирских пробок (схема и видео) // Сетевое издание «НГС.НОВОСТИ»: [Электронный ресурс] Новосибирск, 2003 – 2019. URL: https://news.ngs.ru/more/50196021/ (дата обращения: 18.05.2019).

14. Служба распространения пресс-релизов press-release.ru. Что такое Хаб? 2002-2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.press-release.ru/branches/transport/28b29b787b432/ (дата обращения: 3.12.2018).

15. СП 395.1325800.2018 Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования. – М.: Стандартинформ, 2018.

16. Токарева Г.Ш. Формирование и развитие городских узловых районов (на примере крупнейшего города [Текст]: автореф. дис. …канд. архитектуры (18.00.04) / Токарева ГульсинэШавкатовна – М., 1985. – 23 с.

17. Xодатаев В. П., Железнодорожный транспорт в планировке городов, М.— Ленинград Госстройиздат1952.

 

 

The concept of "transportation hub" in the context of the city of Novosibirsk

Vladykina M.V., MA Student

Valteran T.L., Candidate of Architecture, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Abstract. The article uses the method of content analysis of the concept of “transportation hub”, its mentioning in modern scientific research, identifying differences in the definitions given by various authors. On the basis of the conducted analytics, the dichotomy of existing concepts is revealed, a search is made for a possible resolution of the contradiction, a synthesis of the formulations of the concepts applicable and relevant for the city of Novosibirsk. The material presented in the article is intended to expand the understanding of the functional content of modern complexes of transport hubs, to identify the principal features of its organization. Along with this, the material provides an opportunity for further development with the subsequent use of the results in the design, forecasting and classification of models of transport interchange nodes.

Keywords: transport interchange hub, transport system, transport hub, hub, transport and communication hub, highly urbanized multifunctional hub of the city structure, intermodal transport hub.