Раздел
УДК 72.033/.035
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ К ЭПОХЕ РОМАНТИЗМА

Журин А.Н., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается процесс трансформации оценки средневековой готической архитектуры в эпоху перехода от европейского Просвещения к Романтизму, связанный с отвержением рационалистического универсализма в архитектуре и утверждением принципов индивидуальности и свободы в архитектурном творчестве. Исследуется противоречивость воззрений на готическую архитектуру в период перехода к романтическому мироощущению в зодчестве представителей просветительского классицизма и романтизма. Отмечается актуальность исследования динамики смены эстетических предпочтений, связанных с архитектурой, в том числе трансформации отношения к готике в периоды Просвещения и Романтизма, для понимания многогранных процессов в периоды перехода от одной стилистики к другой. В статье исследуется роль роста национального самосознания как важной составляющей эстетического восприятия готической архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, готика, классицизм, неоклассицизм, рационализм, эпоха Просвещения, романтизм.

Решение вопросов, связанных со сменой стилистических предпочтений в архитектурном творчестве, представляется весьма перспективным с точки зрения понимания противоречивых или преемственно-поступательных процессов в пространственных искусствах. В период перехода от эпохи Просвещения к эпохе Романтизма произошла принципиальная переоценка художественно-эстетических качеств средневековой готической архитектуры. В эпоху Просвещения во время, связанное с освоением классицистического идеала в архитектуре, период европейского Средневековья, с которым, ассоциировался расцвет готической архитектуры, преимущественно рассматривался ведущими просветителями как время тьмы, отсталости и иррациональной хаотичности, в том числе и в творческом мышлении. Негативное и даже временами презрительное отношение к готической архитектуре эпоха Просвещения унаследовала от предшествующей эпохи Ренессанса – периода вытеснения эпохи господства готической стилистики в искусстве Европы, архитектура Ренессанса содержала в себе эстетические принципы, которые считались противоположными готической архитектуре. Эпоха Просвещения видела принцип гармонии, соответствующий архитектуре классицизма, в органичном сочетании целого и частей при преобладании общего, которое возвышается над множественностью, а готическая архитектура воспринималась как "варварская", перенасыщенная множеством деталей, которые нарушают целостность архитектурного произведения. Художественный образ готики наделялся в эпоху Просвещения негативным эстетическим содержанием. Классицизм, рассматривавшийся как диаметральная противоположность готики, характеризовался как истинный стиль, базирующийся на всеобщих законах разума. Важной характеристикой классицистической гармонии является соразмерность архитектурного произведения человеку, восприятию его образа через Я, этот принцип просветительскими классицистами считался нарушенным в огромных произведениях готической архитектуры, обращенных непосредственно к божественному, что не позволяло человеку постичь её рационально.

В России во время перехода от мироощущения Просвещения к Романтизму готическая архитектура среди представителей просветительского классицизма в зодчестве считалась несовершенной, обремененной избыточностью деталей декора, что приводило к отсутствию художественно-эстетической целостности. И. П. Войцехович в работе "Опыт начертания общей теории изящных искусств" отмечал нарушение гармоничности восприятия готической архитектуры вследствие избыточной, с его точки зрения, деталировки. Такой же позиции придерживался П. Е. Георгиевский утверждавший, что "...все искусственное и запутанное не идет к высокому результату. Важные готические здания много теряют мелочью своих украшений" [1, с. 237].

Несмотря на то, что в эпоху Просвещения готика сторонниками неоклассицизма зачастую воспринималась как примитивная, не облагороженная ясностью и логичной гармонией пропорций, вторая половина XVIII века также характеризовалась возрождением интереса к готической архитектуре и Средневековью в целом на новом витке назревавших стилистических преобразований в европейском зодчестве. В эпоху позднего Просвещения можно отметить двойственное отношение к готике - не смотря на то, что она ассоциировалась со Средними веками, иррациональностью и темнотой, эти понятия стали терять отрицательную коннотацию, что было предвестником, так называемого "темного романтизма", в искусстве. Готическая архитектура в литературе эпохи Просвещения воспринималась как сцена и декорации для мрачных средневековых образов и действий. Однако, недостатки готической архитектуры, с точки зрения сторонников рационалистического в своей основе Просвещения, стали восприниматься как достоинства в свете нового предроматического мироощущения и как следствие нового художественного видения архитектурных образов. Автор первого готического романа "Замок Отранто", опубликованного в 1764 г., английский писатель Хорас Уолпол перестроил в готическом стиле поместье Строберри Хилл, при этом он сознательно стремился придать ему впечатление определённой возрождённой средневековой мрачности. В период позднего Просвещения термин "готика" стал наделяться и положительным смыслом - восприятие готики через призму отношения к Средним векам стало меняться, когда Cредневековье стало восприниматься не как мрачный период варварства и отсталости, а как время свободы, высоких рыцарских идеалов, национального самосознания, что было предвестником выражения эпохи романтизма в архитектуре. Готическая архитектура стала оценивается по-новому: И. Гете в статье 1772 г. "О немецком зодчестве" восхищается готикой Страсбургского собора и его архитектором Эрвином фон Штейнбахом. И. Гете писал о своей художественной переоценке готической архитектуры, которая прежде основывалась на стереотипном подходе, характерном для эстетических воззрений Просвещения. Подчеркивая рациональную непостижимость готической архитектуры, И. Гете утверждал, что она не нарушает ее художественную гармоничность. Схожей позиции придерживался представитель позднего Просвещения И. Гердер. В статьях "О немецкой архитектуре", "О готической архитектуре" он писал, что множественность деталей готики не нарушает общую гармонию в рамках этой стилистики.

В России отношение к готической архитектуре также становилось более толерантным даже у ярких исследователей культуры, искусства классицистической ориентации. А.Ф. Мерзляков, утверждая важность рациональности и геометрически простых форм в архитектуре, признает существование и других художественных воззрений на архитектуру, связанных с эмоциональным ее восприятием: "Говорят: изящные или прекрасные предметы суть правильные, или те, которые правильную фигуру имеют, расположены в симметрии или стройности и согласии всех частей с целым, точно так же как хорошее здание с своими флигелями. Но иной любит смотреть на развалины дикие и ужасные еще с большим удовольствием; один любит готическую архитектуру, другой — простую греческую" [1, с. 162].

В период эпохи Просвещения можно увидеть противоположные воззрения на готическую архитектуру, но все же следует отметить, что преобладающим являлся взгляд, согласно которому готика представляла собой тип несовершенного искусства, а всеобщим идеалом в искусстве, оставался метод рационалистического неоклассицизма в архитектурном творчестве.

Эпоха романтизма, которая во многом черпала свои художественные идеалы в Средних веках, характеризовалась дальнейшей трансформацией эстетической оценки готической архитектуры, критически воспринимая односторонний рационалистический подход в искусстве, связанный с классицизмом. По своей сути эпоха романтизма была противоречивой. Это касалось как философских позиций - подчеркивание приоритета реализма или идеализма, так и отношения к искусству - требования реалистичности и объективности в искусстве сочетались со стремлением к художественной независимости, свободе воображения, эмоциональности, субъективности. Несовершенства готической архитектуры, с точки зрения сторонников классицизма, стали восприниматься как достоинства, как выражение свободы творчества архитектора, отсутствующей в принципах ордерной, упорядоченной разумом неоклассической архитектуры. Готическая архитектура стала рассматриваться как национальный стиль, противостоящий универсальным, вненациональным тенденциям в архитектуре неоклассицизма. При этом разные страны признавали готику своим национальным стилем. В Англии было широко распространено представление, согласно которому ее считали своим национальным стилем. Ярким сторонником готической архитектуры, которую он противопоставлял неоклассицизму и "индустриальной" архитектуре капитализма был английский теоретик и практик архитектуры О. Пьюджин. Эту противоположность он проиллюстрировал в своей книге 1836 г. "Контрасты, или параллель между благородными зданиями XIV и XV веков и схожими зданиями современности". В этой монографии готическая архитектура изображается идеализированной и наделенной высоким нравственным смыслом, религиозными ценностями.

В Германии отношение к готике в эпоху романтизма не было однозначным и менялось в том числе в связи с признанием национального, немецкого происхождения готической архитектуры. Отношение к готике, как несовершенному искусству, в котором частные элементы своей беспорядочностью нарушают общую гармонию, претерпело трансформацию в художественном мировоззрении романтиков. Теоретик йенского романтизма Ф. Шеллинг в своей ранней работе "Философия искусства" говорил о несовершенном характере готического зодчества, отмечая огрублённость архитектурных форм в готике с их буквальным подражанием природе – растительный декор, образы готических колонн близких к органическим формам леса. При этом Ф. Шеллинг не утверждал определенно, что готика имеет германское происхождение и подчеркивал возможность восточных ее корней, говоря о чрезмерной множественности деталировки: "Расточительность восточного вкуса, который всюду избегает границ и стремится к безграничному, несомненно, проглядывает сквозь готическое зодчество..." [2, с. 291]. В более позднем периоде своего философского творчества, относящегося к периоду "позитивной философии", связанным с определённым религиозным мистицизмом, Ф. Шеллинг уже прямо говорит о германском происхождении готической архитектуры и сравнивает ее с высоко ценимой им философией И. Канта: "Я знаю, что эта архитектоника, в ее совершенной реализации, в особенности в бесчисленных деталях, на которые она способна и которых в действительности даже требует, все это только сравнимо с произведениями старой германской архитектуры..." [3, с. 37]. Ф. Шеллинг считал, что незавершенность произведений готической архитектуры предоставляет возможности для дальнейшего их развития. Данное утверждение представляется весьма важным в переоценке сути развития архитектуры – переход от стремления к неизменному и законченному в своей гармонической сути идеалу к новому творческому мышлению, открывающему новые горизонты в архитектуре. Новое восприятие средневековой готики в эпоху романтизма оказалось важной ступенью в процессе стилистического преобразования, идущего от статичного идеала к разнообразным стилям эпохи историзма XIX-XX вв.

Трансформацию воззрений на художественно-эстетические качества готической архитектуры можно также увидеть в работах теоретика немецкого романтизма Ф. Шлегеля. В произведении 1796 г. "Об изучении греческой поэзии" он называл готику примитивной и вторичной архитектурой по сравнению с классицистическими образцами: "...так варвары составляли готические здания из прекрасных обломков лучшего мира [4, с. 118]. В более позднем произведении "Осиновые черты готического зодчества" Ф. Шлегель характеризует готику как "чудесное искусство" и утверждает, что для готической архитектуры характерны "красота пропорций, простота, соразмерность во всем убранстве, легкость при всей грандиозности" [5, с. 259]. Апологеты готической архитектуры, противореча воззрениям классицистов, утверждали, что в готических произведениях достигается рациональная гармоничность частей и целого, при этом частные элементы рассматривались как производные от общего крестообразного плана, отмечалась геометрическая целостность готического собора, основанная на повторяемости его конструктивных составляющих. Один из ведущих представителей французского романтизма В. Гюго утверждал рациональность и пропорциональность всей христианской средневековой готической архитектуры, отмечал гармоничное единство общего и частного в готической архитектуре в своем романе "Собор Парижской Богоматери".

Г. Гегель видел гармоничное единство симметрии, пропорциональности и элементов декора в разнообразии готической архитектуры, подчеркивая ее национальный характер: "В так называемой готической, или немецкой, архитектуре там, где она переходит в приятное, мы видим до бесконечности разработанные украшения, так что целое сложено из небольших колонок одна над другой, с многообразными завитушками, башенками, шпицами и т. д. Взятые сами по себе, они нравятся, не уничтожая впечатления крупных пропорций и непревзойденных масс" [6, с. 13]. При этом то, что считалось недостатком готической архитектуры в эпоху Просвещения - апелляция к эмоциям, несоразмерные человеку размеры, Г. Гегелем стало восприниматься как ее достоинство.

Среди представителей русской эстетической мысли, разделявших романтические взгляды на готику, следует отметить А. И. Галича, который в работе "Опыт науки изящного" описывал готическую архитектуру как мрачную, но без негативного контекста, характеризовал ее как величественную и грандиозную. Шеллингианец Н.И. Надеждин в произведении "О современном направлении изящных искусств" восторженно отзывался о готической архитектуре: "С тринадцатого столетия фантастическое великолепие так называемой готической архитектуры разрослось дремучим лесом изумительных зданий" [7, с. 439-440]. П.Я. Чаадаев противопоставлял материалистичность классицистической архитектуры высокому нравственному смыслу и религиозной духовности готики [8, с. 60-71].

Возвращение к готике как равноценной стилистике по отношению к неоклассике явилось важным элементом творческого мышления, приведшем к архитектуре XIX-XX веков, в которой рациональное и иррациональное сливалось в разных стилистических пропорциях. Неоготизмы первой половины XIX века, отличающиеся усложненным объёмно-пространственном решением, многочисленными архитектурными деталями в сочетании с неоклассицистическими мотивами композиции, явились первыми опытами развития своеобразного творческого мышления, воплотившегося в философии архитектурной формы XX - начала XXI веков.

 

 

Библиографический список

 

1. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х т. / Ред. коллегия: М. Ф. Овсянников и др. Сост., вступит. статья и примеч. З. А. Каменского. - М.: Искусство, 1974. - Т.1. - 403 с.

2. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

3. F.W.J.Schelling. The Grounding of Positive Philosophy: The Berlin Lectures / F.W.J.Schelling. State University of New York Press, 2008. - 244 p.

4. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. / Шлегель Ф. - М.: Искусство, 1983. -Т. 1. -479 с.

5. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. / Шлегель Ф. - М.: Искусство, 1983. -Т. 2. -448 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х томах / Г. В. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - Т. 3. - 623 с.

7. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х т. / Ред. коллегия: М. Ф. Овсянников и др. Сост., вступит. статья и примеч. З. А. Каменского. - М.: Искусство, 1974. - Т.2. - 647 с.

8. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кирченко. - М.: Искусство, 1986. - 344 с.

 

 

THE TRANSFORMATION OF AESTHETIC PERCEPTION OF GOTHIC ARCHITECTURE DURING THE PERIOD OF TRANSITION FROM THE AGE OF ENLIGHTENMENT TO THE AGE OF ROMANTISM

 

Zhurin A.N., Senior Lecturer

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Annotation. The article discusses the process of transformation of the assessment of medieval Gothic architecture in the period of transition from European Enlightenment to Romanticism, associated with the rejection of rationalistic universalism in architecture and the adoption of the principles of individuality and freedom in architectural creative work. Contradictory views on Gothic architecture during the transition to a romantic worldview in the architecture of the representatives of enlightened classicism and romanticism are investigated. The study of the dynamics of changing aesthetic preferences associated with architecture, including the transformation of attitudes towards Gothic during the Enlightenment and Romanticism, is relevant to understanding of the multifaceted processes during the transition from one style to another. The article examines the role of the growth of national identity as an important component of the aesthetic perception of Gothic architecture.

Keywords: architecture, Gothic, neoclassicism, Enlightenment, romanticism.