УДК 73/76:378
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Борисова Т.В., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье изложены методические особенности преподавания дисциплины «Пропедевтика» обучающимся по направлению «Монументально-декоративная живопись». На основе обобщения опыта разработан определенный ряд методов и подходов в обучении основам композиции. Рассмотрена специфика преподавания пропедевтики на начальном этапе обучения, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих художников-монументалистов. Особое внимание уделено преемственности дисциплин Пропедевтика и Проектирование в монументально-декоративном искусстве.

Ключевые слова: пропедевтика, композиционные приемы, монументально-декоративное искусство, методика преподавания

Преподавание дисциплины «Пропедевтика» имеет основополагающее значение среди дисциплин, изучаемых в первом семестре по направлению «Монументально-декоративная живопись». Знакомство обучающихся с законами и средствами композиции, ее видами и спецификой в самом начале их профессионального становления создает фундамент для успешного освоения профилирующих дисциплин, таких как «Проектирование», «Специальный рисунок», «Специальная живопись». От качества знаний в области пропедевтики зависит уровень профессиональной компетентности будущего художника. Успешное овладение профессиональными навыками невозможно без умения переносить знание основ композиции в проектную деятельность. Поэтому особое значение получает начальный этап подготовки. Его задача заключается в воспитании композиционного мышления и формировании эстетического вкуса, как подготовительной базы в понимании закономерностей монументально-декоративного искусства. Уже на данном этапе обучения закладывается способность самостоятельно находить творческие решения и использовать получаемые знания нестандартным образом.

На кафедре Монументально-декоративного искусства НГУАДИ сложились свои характерные особенности преподавания пропедевтики, обусловленные спецификой обучения соответствующего направления. Анализ результатов процесса освоения дисциплины, а также влияние полученных знаний на дальнейший ход подготовки к учебно-проектной деятельности нашли отражение в методике, описанной в данной статье.

Курс «Пропедевтика» короткий, длится один семестр. Исходя из этого, в содержание дисциплины выбрано самое главное - основополагающие приемы и средства гармонизации композиции. Обучение основам композиции включает лекционные и практические занятия, проводимые преподавателем в аудитории, обсуждение студенческих учебных работ, а также самостоятельную работу обучающихся. В структуре каждого занятия обязательным этапом является теоретическая часть, включающая просмотр предложенной преподавателем визуальной информации. Знакомство с работами мастеров и предшественников, и самостоятельный подбор информации по теме позволяет создать у обучающихся собственную визуальную базу, способствует формированию художественного вкуса. Обеспечение наглядности на данном этапе происходит благодаря цифровому фонду визуальных материалов, в том числе студенческих работ прошлых лет. Последовательность и доступность электронных изобразительных материалов на занятии делает сложные темы ясными для восприятия, что позволяет повысить интерес к преподаваемому материалу. Ориентируясь на работы из фонда, обучающийся получает возможность видеть преемственность в рамках одной дисциплины, у него есть возможность индивидуально подобрать необходимый в работе материал.

Комплексный подход к обучению включает обсуждение на лекциях разного рода выставок и явлений в сфере искусства. Таким образом, у обучающихся формируется мотивация к самообразованию и саморазвитию, стремление участвовать в конкурсах и выставках.

В методике преподавания дисциплины «Пропедевтика» выделяются три этапа, каждый из которых решает определенные учебные задачи.

Первый этап начинается с цикла упражнений, направленных на создание различных композиционных структур в прямоугольном и фризовом форматах.

На данном этапе происходит знакомство с базовыми приемами композиции и способами их создания. Обучающиеся получают фундаментальные знания основ композиции, выполняя парные задания (статика-динамика, нюанс-контраст, разрушение-удержание плоскости). Предлагается выполнить 6-8 композиций на основе сочетания простых геометрических форм, соблюдая закономерности и особенности построения композиции согласно выбранному девизу. Каждое задание выполняется с использованием различных художественных средств – живописи, графики, коллажа. Обязательно присутствует тональное, цветовое и фактурное решение композиции. Обучающиеся выполняют одновременно парные девизы, чтобы в сравнении острее почувствовать различие между ними. Целью первого этапа является освоение различных способов построения композиции, типов изображения; анализ средств, материалов и приемов работы. Этапность работы над каждым девизом включает в себя выполнение аналитических зарисовок, схем, передающих композиционный замысел. Лучшие поисковые варианты отбираются под руководством преподавателя и выполняются в виде эскизов. Особое внимание направлено на овладение приемами оформления материала. Эскизы, соответствующих парных девизов располагаются на одном планшете стандартных размеров, таким образом, в сравнении становится очевидно, справился ли обучающийся с поставленными задачами (рис 1).

Рис.1. Оформление планшета- композиционные девизы:

 

На втором этапе освоения дисциплины происходит знакомство с основными средствами гармонизации композиции. Представление о пропорциях и сомасштабности как основных средствах гармонизации дается через понятие модуля и работы с модульными сетками. Обучающимся предлагается создать формальную композицию в двух модульных системах1:1 и «золотое сечение».Использование модульных сеток помогает добиться ясной продуманной композиционной структуры. На данном этапе цель преподавателя показать непосредственную связь работы над эскизом формальной композиции с проектированием в сфере монументально-декоративного искусства. Обучающимся важно понять, что композиции, построенные на основе модульности при изменении размера не теряют своей цельности, выразительности и силы. Это важное свойство при работе над эскизами в художественном проектировании для архитектурной среды. Использование модульных сеток помогает обучающимся структурировать композицию от крупных членений, переходя к второстепенным деталям (рис.2).

Рис. 2.  Оформление планшета- метрическая и гармоническая  системы пропорционирования

На заключительном третьем этапе обучения необходимо выполнить собственную творческую работу, которая является синтезом всех полученных знаний и навыков. Преподаватель ставит задачу - показать умение выстраивать композицию в комплексе на большом формате, используя опыт, приобретённый в формальных упражнениях (рис.3). Необходимость в соответствии с индивидуальной задумкой разработать свободную композицию ведет к раскрытию творческого потенциала, развитию свободы творчества. Тема выбирается обучающимися самостоятельно в соответствии с существующими на данный момент художественными пристрастиями, настроениями и предпочтениями, что развивает воображение, фантазию. Работа может вестись в любом жанре- пейзаж, натюрморт, фигуративная композиция. Обязательными условиями в работе является стилизация и продуманная композиционная структура, соответствующая замыслу. Сложная задача графического выражения эмоций, ассоциаций, настроений будущих художников расширяет их творческий кругозор и повышает графический уровень, создавая базу профессионализма. Еще одной важной целью итоговой работы является найти меру условности композиции. Стилизовать изображение так, чтобы добиться декоративной выразительности элементов. Необходимо выявить характерные признаки, отбросив все второстепенное, чтобы ясно выразить образ, заложенный в теме. Процесс работы над итоговой композицией включает в себя все стадии проектирования: смысловая идея, композиционный замысел-структура, образный строй, воплощенный продуманными художественными средствами, подготавливая первокурсников к будущей учебно-проектной деятельности. Окончательный вариант итогового задания утверждается совместно с преподавателем и исполняется на планшете в размере 60х80 (рис.4).

Рис.3.  Планшет с подготовительными эскизами к итоговой работе

Результаты всей проделанной работы, обучающиеся представляют в конце учебного семестра на просмотре, в ходе которого ведущими преподавателями кафедры оценивается степень освоения дисциплины. При оценке работ учитываются сочетание грамотности и оригинальности художественного решения, освоение методов и приемов работы над композицией, колористическое решение, работа с фактурой.

Предложенный метод преподавания дисциплины Пропедевтика включает в себя последовательные этапы, в ходе выполнения которых происходит:

-теоретическое освоение основных закономерностей композиции;

-развитие композиционных возможностей и графических навыков;

-развитие пространственного мышления и воображения, формирование художественного вкуса;

-появляется определённая свобода в выборе подхода к работе, техники исполнения, проявляются творческие склонности обучающегося;

Таким образом, постепенно у обучающихся формируется способность к методичному поэтапному выполнению творческих заданий. В процессе освоения дисциплины вырабатывается умение осознанно и грамотно переносить знания пропедевтики на основной профессиональный предмет—Проектирование.

Рис. 4.  Итоговое композиционное задание

 

Библиографический список:

 

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.М.2007 г

  2. Бычкова Н.В. Обучение основам монументально-декоративного искусства дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства // Вестн. ИрГТУ. 2015. №8

  3. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – Москва: Логос, 2011. – 144 с.

  4. ГолубеваО.Л. Основы композиции. М.2001 г

  5. Даутов Е.Н. Искусство интерьера. Москва: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2014

  6. МошковВ.В., КузнецовО.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств) С-Пт 1994 г

  7. Новикова Я. Н. Особенности преподавания в архитектурно дизайнерских вузах в рамках пропедевтического подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та.2011. № 4. С. 106

  8. Пойдина Т.В., Бортников С.Д. Монументально-декоративное искусство в контексте трансформации его функций. Мир науки, культуры, образования. 2011. №2- С27

  9. Столярова Е.Г., ЖерноклёваО.А. Методические аспекты преподавания условно-декоративной живописи в ВУЗе. Известия Самарского научного центра РАН. 2017. №6

  10. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. С-Пт. 2001 г

 

FEATURES OF TEACHING PROPAEDEUTICS IN TRAINING ARTISTS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE ART

 

Borisova T.V., Associate Professor,

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article describes the methodological features of teaching the discipline "Propaedeutics" to students in the direction of "Monumental and decorative painting". Based on the generalization of experience, a certain number of methods and approaches in teaching the basics of composition have been developed. The article considers the specifics of teaching propaedeutics at the initial stage of training, aimed at forming professional competencies of future muralists. Special attention is paid to the continuity of the disciplines of Propaedeutics and Design in monumental and decorative art.

Keywords: propaedeutics, compositional techniques, monumental and decorative art, teaching methods