Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 655.28.022.244.027(571.14)
ГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКА

Курилов В.Н., доцент
Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрен пример работы над дизайном книги. За основу решения проекта был взят вектор на аутентичность и уникальность Новосибирска, формирование его имиджа на основе историко-культурных концепций. В проекте визуализируются идеи издания историков И. Маранина и К. Осеева, подтверждающие изменчивость средового пространства Новосибирска. Раскрывается необходимость создания нового графического решения для печатного издания о Новосибирске, в котором будут подробно изложены вышеупомянутые идеи. Актуальность работы подтверждается динамичным ростом населения Новосибирска, которое стимулирует еще более активное развитие экономики, бизнеса и культуры города, повышает коммерческий интерес у представителей других городов и стран.

Ключевые слова: Новосибирск, дизайн печатного издания, имидж города, графический дизайн.

Новосибирск – крупнейший город, центр Новосибирской агломерации. Неофициально носит статус столицы Сибири, а также является её торговым, деловым, культурным и научным центром. С самого момента зарождения город славился стремительным развитием, вследствие чего на данный момент Новосибирск – один из крупнейших городов в азиатской части России. Его население на 2021 г. составляет около полутора миллиона человек. Немалое влияние на успешное развитие Новосибирска оказало территориальное расположение. Городу посчастливилось стать значимым транспортным узлом. Через него проходит много шоссейных и железных дорог, самая крупная из которых – Транссибирская магистраль.

     Помимо известности в экономической отрасли, город также славится высоким уровнем научного и культурного развития. Научная жизнь в нём очень тесно связана с образовательной сферой. Новосибирский Академгородок получил широкую известность в мире. В научный центр, состоящий из университета и комплексных научно-исследовательских институтов, приезжают ученые с разных уголков планеты.

     Важной и неотъемлемой сущностью культурной жизни города являются    концерты, различного уровня и направлений фестивали, выставки. Например, Оперный театр Новосибирска занимает ключевую часть всех рассказов и экскурсий. Он несет в себе также большое семантическое значение, являясь одним из важнейших символов Новосибирска. По данным официального сайта города, в нём работают еще 14 профессиональных театров, а также 2 филармонии. Среди других культурных центров в Новосибирске есть 81 библиотека, 17 кинотеатров, 14 музеев, 2 планетария, зоопарк, большое количество спортивных клубов и около 20 муниципальных культурно-досуговых учреждений [3].

     В 2019 г. мэрия Новосибирска обозначила вектор развития города до 2025 г., в котором затронуты все вышеописанные направления – диверсифицированная экономика, уникальные перспективы Академгородка, качественное образование и реализация креативных амбиций [1]. Целью данной публикации является визуальное исследование авторского текста книги И. Маранина и К. Осеева «Новосибирск: пять исчезнувших городов» и обновление ее дизайна.

     Для понимания аутентичности Новосибирска, с точки зрения горожан, был проведен опрос жителей города. Опрос аудитории дал неоднозначные результаты: местные жители и туристы выразили диаметрально противоположные мнения насчет уникальности Новосибирска и не приходили к общему решению, а 20% от всех опрошенных и вовсе не смогли дать ответ [6]. Более того, ряд попыток закрепить за Новосибирском определенный имидж до сих пор не увенчался успехом.

     В архитектуре зданий, дизайне малых городских объектов, городской навигации, оформлении городских пространств, праздничных мероприятий, связанных с городом, наблюдается разрозненность и отсутствие графического ансамбля. Множество разработок фирменного стиля для города, создаваемого исключительно на городские праздники, нельзя приспособить в обыденной жизни, и вскоре все они забываются как быстротечные проекты. Такая особенность объясняется тем, что в период становления города происходило множество преобразований. Одним из факторов таких векторных изменений были исторические события. По мнению авторов данного проекта, среду Новосибирска можно определить, как постсоветскую, а сам город очень молодой для того, чтобы у него имелась уже сложившаяся культура.

     Историк И. Маранин и библиограф К. Осеев заметили в истории Новосибирска отличительную черту, которая отражается в непрерывном изменении города в зависимости от исторического периода. Они считают, что можно разделить весь жизненный цикл Новосибирска на пять отдельных периодов [2]. В эти периоды Новосибирск был настолько разным и непохожим сам на себя, будто на его месте существовало пять совершенно разных городов. На основе этой идеи авторами был издан труд под названием «Пять исчезнувших городов». В этой работе они рассуждают: почему Новосибирск исчезал пять раз, как он каждый раз становился новым городом, когда это происходило и каковы причины всех преображений.

     Важность в проекте графической концепции для данного печатного издания обуславливается необходимостью повышения интереса к истории мегаполиса среди жителей и гостей города. Подробная проработка изобразительного ряда идей И. Маранина и К. Осеева поможет визуализировать вклад авторов в изучение культуры Новосибирска. Иллюстрации дизайнера проекта А.  Кокнаевой позволят зрителю наглядно увидеть ретроспективные материалы издания. Результаты этого визуального исследования могут быть использованы в других практических разработках для городских проектов, в краеведении, музеях, школах и университетах.

     Предложенное печатное издание планируется протестировать на основе фрагмента из текста существующей книги авторов «Новосибирск: пять исчезнувших городов. Книга I. Город-вестерн». На данный момент оформление материалов существующего издания выглядит устаревшим и неактуальным, так как тенденции в сфере книжного дизайна значительно изменились.

     В существующем аналоге текст на странице сверстан сплошной полосой, иногда дополнен документальными фотографиями Новосибирска размером, как правило, 1/3 полосы (рис.1). Макет этого печатного издания элементарен и не имеет адаптации для цифрового вида. В верстке наблюдается слишком большое количество различных гарнитур текста, кеглей, стилей абзацев (рис.2). Не прослеживается четкая логичная иерархия в структуре. В результате этого развороты книги выглядят тяжелыми для восприятия.

Рис. 1. Разворот с фотографиями из книги И. Маранина и К. Осеева «Новосибирск: пять исчезнувших городов»

Рис. 1. Разворот с фотографиями из книги И. Маранина и К. Осеева «Новосибирск: пять исчезнувших городов»

 

Рис. 2. Полоса разворота из книги Маранина и К. Осеева  «Новосибирск: пять исчезнувших городов»

Рис. 2. Полоса разворота из книги Маранина и К. Осеева
«Новосибирск: пять исчезнувших городов»


     Книга, за исключением обложки (рис.3.) и двух листов в середине, отданных целиком под цветные иллюстративные материалы и фотографии, имеет монохромную цветовую гамму. Возможно, такое решение было принято в экономических целях, а также потому, что большинство используемых фотографий было создано в доцифровую эпоху, когда ещё не было технической возможности отснять цветные материалы.

Рис. 3. Обложка книги И. Маранина и К. Осеева  «Новосибирск: пять исчезнувших городов»

Рис. 3. Обложка книги И. Маранина и К. Осеева
«Новосибирск: пять исчезнувших городов»

 

Дизайн книги влияет на интерес читателя. Оформление обложки первое, на что он обращает внимание. Ахроматическая цветовая гамма печатного издания «Пять исчезнувших городов» в совокупности с серыми картинками могут и не заметить. Обзор книжного рынка показал, что визуальной составляющей любого продукта уделяют большое значение, а графический дизайн во всех его проявлениях становится все более востребованным инструментом маркетинга.

     Выбранное дизайнером проекта решение предполагает устранение погрешностей в самой иерархической структуре текста и приведение его в стилевое единство. Визуальный замысел формируется из синтеза различных графических техник и приемов с учетом тенденций в мире книжного дизайна. Такой метод позволяет сформировать необходимую семиотику: графика отражает складывающийся образ Новосибирска как разностороннего города с высоким многофакторным потенциалом.


     Чтобы решить проблему с ахроматической цветовой гаммой и оживить страницы печатного издания, решено делать иллюстративные материалы, опираясь на принципы стиля Zine (рисование поверх фотографий). Этот стиль изначально использовался для оформления обложек журналов и многостраничных изданий (рис.4).   

Рис.4. Серия книг «Психология в комиксах»

Рис.4. Серия книг «Психология в комиксах»

Использование такой техники смешивания противоположностей, сочетания реализма и двухмерного рисунка, нанесения цветных авторских иллюстраций на серые фотографии из прошлого, во-первых, позволит более интересно и наглядно показать быт, и уклад Новосибирска в разные эпохи. Во-вторых, привлечет к изданию молодую аудиторию (Рис. 5, 6).

Рис.5. Результат обложки.  Автор А.Г. Кокнаева

Рис.5. Результат обложки.  Автор А.Г. Кокнаева

 

Рис.6. Пример выполнения разворота.  Автор А.Г. Кокнаева

Рис.6. Пример выполнения разворота.  Автор А.Г. Кокнаева

Человеку важно понимать суть города, в котором он живет, идентифицировать его как единый целостный организм для возможности дальнейшего процветания. Новосибирск развивается, можно сказать, что это город будущего, т.к. у него есть потенциал и перспективы для дальнейшего роста. Подрастающее поколение города - это жители будущего. Люди, которые окончательно сформируют имидж Новосибирска.

     В ходе проектирования издания основные проблемы были решены:

     - проектное решение поможет читателю понять аутентичность города и сформировать его визуальный образ;

     - издание увеличит заинтересованность жителей Новосибирска к его истории и дальнейшему развитию;

     - книга пополнит собой список современной интересной п

     - визуальный облик страниц соответствует настроению и атмосфере повествовательного текста, а также современным требованиям.

     Данное визуальное исследование и результат проектного решения делают процесс изучения истории города более интересным, а взаимодействие читателя с книгой естественным и живым. Такой дизайн помогает углубиться в увлекательный рассказ о развитии мегаполиса, понять причины определенных путей развития и сформировать целостное представление о жизни Новосибирска, что косвенно может повлиять на гражданскую позицию читателя в целях воспитания.

 

Библиографический список

 

  1. Доклад мэра Новосибирска А. Локтя о развитии города до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://novo-sibirsk.ru/major/news_1150/197047/ (дата обращения 16.02.2022).
  2. Маранин И., Осеев К. Новосибирск: пять исчезнувших городов. Книга I. Город-вестерн. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2014. – 322 с.
  3. Официальный сайт Новосибирска [Электронный ресурс]. – URL: https://novo-sibirsk.ru/about/numbers/ (дата обращения 10.02.2022).
  4. Тренды графического дизайна в 2020 году. [Электронный ресурс] . – URL:  https://vc.ru/design/90991-trendy-v-dizayne-na-2020-god (дата обращения 13.05.2020).
  5. Тренды книжного дизайна в 2019 году [Электронный ресурс]. – URL:  https://eksmo.ru/trends/trendy-knizhnogo-dizayna-i-illyustratsii-2019-goda-ID15521243/ (дата обращения 20.04.2020).
  6. Форма опроса [Электронный ресурс]. – URL:https://forms.gle/UTemPNiPjKLFJFcN8 (дата обращения 16.04.2020).

 

 

GRAPHIC CONCEPT OF PRINTED PUBLICATION

ON HISTORY NOVOSIBIRSK DEVELOPMENT

 

Kurilov V.N., Associate Professor

Nechaev M.G., Candidate of Art History, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, NSUADA

 

 

Abstract. The article examines the authenticity and uniqueness of Novosibirsk, the formation of its image on the basis of historical and cultural concepts. The ideas of historians I. Maranin and K. Oseev are presented, confirming the variability of the environment of the city. The necessity of creating a new graphic solution for the print edition of Novosibirsk, which will be described in detail the above ideas, is revealed.

The relevance of the work is confirmed by an increase in the influx of tourists to Novosibirsk, which stimulates even more active development of the economy, business and culture of the city, increases commercial interest among representatives of other cities and countries.

Keywords: Novosibirsk, design of printed publication, city image, graphic design.