Раздел
УДК: 74.01/.09(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2013
МОДУЛЬНАЯ СЕТКА КАК ОСНОВА ЯЗЫКА ДИЗАЙНА ЦИФРОВЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Лю Бао, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

ООО «Tan waner E-commerce», КНР

Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Модульная сетка — это основа для дизайнеров, позволяющая создавать порядок и осваивать пропорции, законы и стандарты. Она сама по себе проста как инструмент дизайна, но ее применение сильно отличалось в разные исторические периоды в социальных медиа. Изучив зарубежные исследования, мы обнаружили, что исследования сетки в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве, Швейцарии и других странах носят системный и углубленный характер, однако в Китае распространение информации редко происходит посредством сетки. Существует также проблема того, что есть мало исследований модульной сетки в контексте истории дизайна и использования этого инструмента в период «рукописного ввода», станковой печати и гравировки, эпохи распространения печатной информации и эпохи цифрового СМИ. Это необходимо для того, чтобы провести общее исследование модульных систем информационной коммуникации в Китае.

Цель этой статьи – исследовать роль модульной сетки в контексте китайской визуальной коммуникации и СМИ, а также с точки зрения китайско-зарубежных культурных обменов и определить проблемное поле в исследовательской литературе.

Ключевые слова: модульная сетка, графический дизайн, медиа в Китае, визальная культура.

Введение

В графическом дизайне модульная сетка — это система визуального порядка, опирающаяся на перпендикулярные оси. Швейцарский дизайнер Йозеф Мюллер-Брокманн отметил: «Сетка — это разделение двумерной плоскости на фрагменты, а в трехмерном пространстве на меньшие отсеки. Размер этих областей может быть одинаковым» [1, с. 35]. Американский ученый Джек Уильямсон также выделял определение этому понятию: «Сетка - это матрица дизайна в наборе текста, используемая для управления положением шрифтов и изображений» …. «Сетка — это своего рода система координат, которая «разделена вертикальной и горизонтальной осями и пропорционально скоординирована» [2, с. 33]. В английской исследовательской литературе понятие сетки в графическом дизайне определяют следующим образом: «Сетка — это структура, состоящая из ряда пересекающихся прямых линий или дугообразных направляющих, которые используются для размещения содержимого системы» [3, с. 56]. Значение сетки подобно скобке или рамке, с помощью которых дизайнеры могут упорядочивать различные элементы (изображения, символы, абзацы и т.д.) рациональным и понятным образом.

Традиционный графический дизайн сетки по-прежнему имеет важное справочное значение для формирования языка дизайна цифровых медиа, но принцип проектирования сетки, который применялся на бумажных носителях сильно отличается от применения сетки в цифровых медиа и веб-дизайне. В настоящее время фундаментальные исследования по теории и истории проектирования сетей в китайских академических кругах не очень углублены. Многие статьи в основном представляют собой дискуссии по конкретным вопросам проектирования, основанные на исследованиях в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве, Швейцарии и других странах. Что касается анализа модульной сетки в китайской традиции графического дизайна, то крайне мало источников, посвященных данной теме. Отталкиваясь от контекста распространения информации в Китае, а также учитывая специфику кросс-медиа, данное исследование направлено на поиск проблематики, в том числе для исследования анализа модульного дизайна эпохи рукописного письма, печатной эпохи и информационной эпохи.

Степень изученности

В немецкой исследовательской литературе Ян Чихольд в книге «Новая типографика» описывает модульную сетку как гибкую оперативную систему графического дизайна.

Энтони Фрошауг (Англия) в исследовании «Компоновки сетки» описывает применение этого инструмента в примерах средневековых манускриптов, древних рукописей, где сетка была скрытой основой композиции и сочетания букв, символов, интервала букв и строк.

Эмиль Рудер, швейцарский исследователь в монографии «Типография», 1967 года провел подробное и углубленное обсуждение принципов современной типографии и дизайна текста. Среди них, при обсуждении геометрии, пропорций и общего дизайна, рассмотрели методы проектирования сетки.

«Модульные системы в графическом дизайне» (1981) Джозефа Миллер-Брокмана (Швейцария) описывают практический опыт по описанию структуры сетки, системы измерения сетки и макета, языка сетки и шрифта, системы сетки в корпоративном имидже. Автор описывает модульную систему следующим образом: «Сетка делит двумерную плоскость на более мелкие «области», либо же делит трехмерное пространство на более мелкие «зоны». При этом, размеры этих ячеек или пространств могут быть одинаковыми или разными в зависимости от задачи сетки. Высота ячейки равна целому числу строк текста, а ширина столбца равна ширине строк…

Между линиями сетки есть промежутки, так, что соседние изображения не соприкасаются друг с другом, а в этих промежутках могут быть размещены комментария к изображениям. При заполнении сетки информацией важно оставлять интервал между ячейками равный высоте одной, двух или более строк текста. Ширина сетки зависит от размера шрифта и иллюстраций. Интервалы в сетке позволяют лучше организовать различные элементы дизайна (текст, фотографии, иллюстрации, цвета). Эти элементы должны быть подобраны в соответствии с размером ячейки, чтобы она точно соответствовала сетке. Соответственно, самая маленькая иллюстрация соответствует самой маленькой ячейке. Таким образом, визуальная информация приобретает чувство единства при представлении.» [4, с. 113].

Хой Винь – американский исследователь, автор книги «Беспорядок порядка: принципы сетки для веб-дизайна» (2011) описывает сетку не как инструмент для навязывания порядка пользователям или лишения их контроля, а как способ донести порядок до пользователей. Это инструмент, чтобы создать уникальный опыт для пользователей.

Ханна Б. Хиггинс (США) в «Книге систем» описывает модуль-дизайн с точки зрения культурологии, искусствоведения и истории дизайна. Сетка в дизайне сыграла огромную роль в формировании картины человеческого мира.

«Теоретическая система китайской каллиграфии» Ю Биннаня (Китай) анализирует древнекитайское регулярное письмо, основанное на сетке. Автор выдвинул гипотезу, что в Китае существует книжная теория, основанная на математике и сетке в каллиграфии.

Модульный дизайн в цифровых медиа исследует Сюй Хуэй в книге "Исследование модульных систем на основе мобильных устройств", а также Цзя Яньлу в работе «Дизайн электронной сетки на устройствах с сенсорным экраном».

На основании изученных источников был сформулирован ряд исследовательских проблем, которые необходимо рассмотреть в дальнейшем.

Проблемное поле исследовательской литературы по теме «модульной сетки» в контексте китайской визуальной коммуникации

Дизайн сетки считается концепцией из США. Отсюда важно рассмотреть существует ли концепция «сетки» в китайской традиции искусства и дизайна. Каким образом система проектирования модулей пришла из американского дизайна в Китай, а также как она трансформировалась.

Необходимо изучить как концепция «модульного дизайна» в Древнем Китае эволюционировала от рукописного письма к гравюрам и печати ручным набором до эпохи свинцового рукописного шрифта (середина 19 века): модульная сетка в эпоху создания рукописей (в написании и оформлении китайских иероглифов), сетка в традиционном китайском книгопечатании (от гравировки до печати ручным набором). Например, «сетка из девяти дворцов» (традиционная сетка 3*3 из равных квадратов) трансформировалась в теории каллиграфии в период династий Мин и Цин в «двадцать четыре дворца», «тридцать шесть дворцов» и «восемьдесят один дворец». Аналогично этим модулям были сформированы модули «границы и стороны линий» в письме и верстке книг, а также «решетчатая пластина» в более поздней печати с ручным набором и т. д.

Исторически модульный дизайн встречается в оформлении традиционных книг, надписей на древних бронзовых и каменных табличках, в металлических артефактах или текстах, вырезанных на каменной кладке. Также сетка встречается в малых форматах - надписях на древних бронзовых и каменных табличках. Сетки встречаются в манускриптах (это форма размещения каллиграфических и живописных работ, и это также является своего рода модульным дизайном в системе древних книжных переплетных традиционных форм в нашей стране). Китайская книжная система подверглась эволюции, и мы можем встретить модульную систему в традиционном книжном макете, уделяя особое внимание гравировке, печати и печати ручным набором.

Также важно исследовать модульную сетку в эпоху промышленной печати (геометрия и пропорции в современном сеточном дизайне). После появления миссионерских шрифтов в середине 19 века также встречается модульный дизайн при распространении китайской информации даже в эпоху ручного набора на китайском языке. Поскольку Китай в этот период неизбежно был включен в волну глобализации, шрифтовой дизайн китайских иероглифов и верстка книг неизбежно находились под влиянием Соединенных Штатов, Швеции и Японии. Отсюда необходимо изначально проанализировать форму западной системы модульной сетки, включая шрифты и макет. Это служит важным фоном для дальнейшего обсуждения вопросов проектирования сетки в эпоху китайского свинцового ручного набора текста. Одной их самых важных тем является вопрос модульной системы в дизайне шрифтов и дизайне макета, это отражает процесс модернизации концепций китайского дизайна.

Какова связь между ними и современными сетками? Какова связь между языком дизайна сетки в цифровом носителе и языком дизайна сетки в печатном носителе? Имеет ли значение классический модернистский (типографский) сеточный язык, сформировавшийся в эпоху книгопечатания в цифровой среде? Какие новые разработки в дизайне и языке были введены в эпоху цифровых медиа? Современные вопросы использования сетки в графическом дизайне: дизайн с двумя шрифтами, современный дизайна планировки, модульная сетка как системообразующий элемент в дизайне китайского печатного шрифта и в трехмерной графической компоновке.

В цифровую эпоху актуальной темой являются модульные сетки в веб-дизайне в китайской информационной коммуникации. Актуальные вопросы трансформации медиа от графического дизайна к «экранному» дизайну. От модульной системы к пиксельной. Для дизайна Китая актуальный вопрос формирования шрифтов в модульной системе на цифровых устройствах: актуальность печатных шрифтов на цифровых устройствах и бумажных носителях, оригинальные шрифты, предназначенные исключительно для отображения на экране. Модульная система в веб-дизайне.

Изучение современной теории дизайна в китайских цифровых медиа крайне важно для проведения конструктивного исследования и обсуждения текущей ситуации, проблем и возможностей веб-проектирования.

Видится возможным проводить исследования по этим темам такими методами как сбор, сопоставление, анализ и исследование соответствующих исторических материалов.

Заключение

С точки зрения истории искусства, истории дизайна и истории культуры необходимо подробно исследовать историю и культуру китайского модульного дизайна. Изучить законы проектирования сеток в цзюгонге (судоку), надписи (на древних бронзовых и каменных табличках), бамбуковые листы, свитки, альбомы, печать (ручным набором). А затем рассмотреть архитектуру дизайна сетки в эпоху новых медиа для практического применения в веб-дизайне. Отталкиваясь от контекста распространения информации в Китае и сочетая перспективу кросс-медийности культуры, это позволит проводить более широкие и углубленные обсуждения теории и практики. А также рассматривать «модульный дизайн» в китайском шрифтовом дизайне и дизайне макетов, для проведения более широкого и углубленного обсуждения истории, теории и практики модульных систем.

 

Библиографический список

  1. Мюллер-Брокманн Й. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок – Нью-Йорк: Изд-во Hasting House Publishers, 1985. – 162 с.

  2. Международный классический учебник по дизайну взаимодействия Дизайн интерфейса (под ред. Дэвида Вуда, пер. Кун Сянфу) - Пекин: Пресса электронной промышленности, 2015.

  3. Элам Кимберли. Геометрия дизайна—Исследование пропорций и композиции - Пекин: Издательство интеллектуальной собственности, 2003.

  4. Мюллер-Брукман Дж. Сеточная система в графическом дизайне – Шанхай: Шанхайское народное издательство изобразительных искусств, 2016.

 

MODULAR GRID AS THE BASIS OF DIGITAL MEDIA DESIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF CHINESE VISUAL COMMUNICATION

 

Liu Bao, Graduate Student

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

LLC «Tan waner E-commerce», China

Nechaev M.G., Candidate of Art History, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The modular grid is the basis for designers to create order and master proportions, laws and standards. It is simple in itself as a design tool, but its application has been very different in different historical periods in social media. After studying foreign studies, we found that grid studies in the United States, the United Kingdom, Switzerland and other countries are systematic and in-depth, but in China, the dissemination of information rarely occurs through the grid. There is also the problem that there is little research on the modular grid in the context of the history of the design and use of this tool in the period of "handwriting", easel printing and engraving, the era of the dissemination of printed information and the era of digital media. This is necessary in order to conduct a general study of modular information communication systems in China.

The purpose of this article is to investigate the role of the modular grid in the context of Chinese visual communication and media, as well as from the point of view of Chinese–foreign cultural exchanges and to identify a problem field in the research literature.

Keywords: modular grid, graphic design, media in China, visual culture.