Номер
Раздел
УДК 72.012

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ В МЕТОДЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Лаер С.В., старший преподаватель

Платунова И.А., магистрант 1-го курса

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды композиции, используемые в методе «художественного конструирования». Описывается классификация видов композиции по признаку построения и организации пространства. Приводятся примеры представленных видов композиции в архитектуре.

 

Ключевые слова: композиция, художественное конструирование, архитектура, архитектурно-пространственная форма.

 

 

Абитуриентам архитектурных вузов необходимо иметь представление об основных видах композиции, без которого невозможно освоить язык и умение «видеть» архитектурно-пространственные формы и построения в архитектуре.

Архитектурно-пространственная форма и архитектурная композиция обуславливаются назначением объекта, его функцией. Элементы пространственных форм и их классификация представляют собой средства выражения содержания данного назначения (архитектуры).

При анализе архитектурно-пространственных форм возможен момент «абстрагирования», уход в область изучения «абстрактного» пространства, его свойств. Из вышесказанного вырастает метод «художественного конструирования».

Метод «художественного конструирования» основан на изучении формальных, структурных, эстетических и конструктивных особенностей построения архитектурно-пространственной формы.

По признаку построения и организации пространства архитектурно-пространственные формы делятся на четыре вида:

1. «Плоскостная» композиция (плоскость).

2. «Объемная» композиция (объем).

3. Композиция «Поверхность».

4. Композиция «Структура».

Композиция реального архитектурного сооружения обладает чертами и признаками всех четырех указанных видов. При этом в конкретном случае может доминировать один из видов. Виды композиции имеют общие композиционные признаки и особенности по построению и восприятию.

Данная классификация облегчает для абитуриентов освоение закономерностей композиции архитектурно-пространственных форм.

Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненной (малой величине) третьей координаты [1].

Плоскостная форма при рассмотрении с точки зрения геометрии имеет либо прямолинейный, либо криволинейный характер и следующие предельные состояния:

– при прямолинейном развитии – квадрат (измерения по двум координатам равны (открытость, экстравертность));

– при криволинейном развитии плоскости – круг (полная замкнутость, интровертность).

В указанных пределах может быть развернут бесконечный ряд промежуточных состояний.

Существует два основных вида плоскостных композиций: фронтальная плоскостная композиция и пространственная плоскостная композиция.

Пространственная плоскостная композиция может быть формообразующей «объект» и формирующей «среду».

Характерным признаком фронтальной плоскостной композиции является отсутствие глубины, то есть развитие происходит по двум фронтальным координатам. По глубинной координате построение композиции имеет подчиненное значение.

Самым простым примером «фронтальной композиции» может служить плоскость, расположенная вертикально по отношению к горизонту. В этом случае мы получаем простейшую категорию деления пространства на «до» и «после» (организовав проем «дверь», получаем возможность физического перемещения, «окно» – визуального).

Пространственная плоскостная композиция развивается по трем композиционным осям. Ее отличительная особенность – наличие «глубины». Наглядным примером пространственной плоскостной композиции является павильон в Барселоне, построенный по проекту Миса ван Дэр Роэ (ил. 1). Из современных архитекторов плоскостным пространственным построением характеризуются работы Тадао Андо (критический регионализм) и Ренцо Пиано (хай-тек). Еще один показательный пример – Дом Шрёдер (здание в Утрехте, построенное в 1924 г. Герритом Ритвельдом для госпожи Трюс Шрёдер) (ил. 2).

Ил.1

Ил. 1. Павильон Германии в Барселоне Людвига Мис ван дер Роэ

Ил.2

Ил. 2. Дом Шрёдер (архитектор – Геррит Ритвельд)

 

Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Объемная форма с точки зрения геометрии, так же как и плоскостная, имеет либо прямолинейный, либо криволинейный характер и следующие предельные состояния: при прямолинейном развитии – куб (измерения по трем координатам равны), при криволинейном развитии – шар. В указанных пределах находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

Выделяют следующие виды объемных композиций:

– объемная композиция, состоящая из одной формы (монообъем);

– объемная композиция, состоящая их нескольких форм.

Объемная композиция из нескольких форм может характеризоваться наличием главного элемента или строиться из равновеликих форм (отсутствие главного элемента).

Объемные композиции, состоящие из нескольких форм, по принципу взаимодействия форм между собой делятся на три вида:

1. Формы «соприкасаются» друг с другом, то есть либо «поставлены» друг на друга (например, архитектура Египта, пирамида Джосера), либо «придвинуты» друг к другу (например, египетская архитектура (ил. 3), заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (ил. 4)).

Ил.3

Ил. 3. Пирамида Джосера, Египет

Ил.4

Ил. 4. Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

 

2. Формы «врезаются» друг в друга, то есть пересекаются (одна форма пересекается с другой) (например, открытие в романской архитектуре принципа крестово-купольного свода, то есть при пересечении продольного и поперечного нефа завершение в форме барабана «главы» (ил. 5)).

Ил.5

Ил. 5. Православный собор, г. Псков

 

3. Формы «отставлены» друг от друга, то есть между формами появляется посредник – «воздух». Такой вид композиции характеризуется наиболее полным взаимодействием с окружающим пространством – промежуточное пространство между формами выступает на первый план и является связующим звеном (например, Институт Ленина, дипломная работа И.И. Леонидова (ил. 6)).

Ил.6

Ил. 6. Дипломная работа И.И. Леонидова «Институт Ленина». Макет

 

Объемная композиция, состоящая из одной формы (монообъем), наиболее близка к понятию «символа» и «монумента» в архитектуре. Этот вид композиции обладает самым мощным архетипом (например, пирамиды в Гизе, триумфальные арки, башни и т.д.).

Из современной архитектуры работу Рема Колхаса «Здание китайского национального телевидения» в Пекине можно трактовать как здание-арку (ил. 7). Показательны работы швейцарского архитектора Мирио Ботты (критический регионализм). Его проекты отличает манера работы с моноформой, отсечение «ненужного» (цилиндр, параллелепипед и т.д.) (ил. 8). Образно говоря, результатом его работы является архитектура «пустого» и «полного».

Ил.7

Ил. 7. Комплекс Центрального китайского телевидения CCTV (архитектор – Рем Колхас)

Ил.8

Ил. 8. Вилла Бьянки (Casa Bianchi) в Швейцарии (архитектор – Мирио Бота)

 

Объемная композиция, характеризующаяся наличием главного элемента, – это классический тип композиции, для которой характерен солирующий главный элемент, вокруг которого находится все объемно-пространственное построение. Например, в романской культовой архитектуре завершение крестово-купольного свода (барабан – «глава»), в здании оперного театра г. Новосибирска купол зрительного зала – «венец» всего построения, Клуб им. Зуева (архитектор – И. Голосов) – «цилиндр», подчеркивающий пересечение улиц («решение угла») и т.д.

Объемная композиция, построенная из «равновеликих» форм, – это «современный тип» композиции, в построении которого отсутствует понятие главного элемента, все элементы как бы равнозначны, имеют практически одну массу и величину (принцип «кучи») [2]. Для данного типа композиции характерна некоторая «незаконченность», которая, в свою очередь, предполагает способность к дальнейшему развитию, трансформации.

В контексте рассматриваемой проблемы выделяются работы американских архитекторов Питера Айзенмана и Фрэнка Гери (ил. 9, 10), для которых характерны «неклассический» подход к формальным построениям, провозглашение фрагментированности и незавершенности.

Ил.9

Ил. 9. Уинтоновский домик для гостей (архитектор – Фрэнк Гери)

Ил.10

Ил. 10. Макет Музея современного искусства Гуггенхайма (архитектор – Фрэнк Гери)

 

Следующий вид композиции – это композиция «Поверхность» – дальнейший этап развития плоскостной формы в пространстве (когда плоскостная форма переходит в следующую плоскостную форму и так до бесконечности).

«Поверхности» классифицируются на два вида:

1. «Поверхность», развивающаяся в системе координат х и y (то есть в двух измерениях). Примером таких поверхностей является крестово-купольный свод (система полицилиндрических форм), аркада, римский акведук и т.д. Из современных примеров – отдельные работы американского скульптора Ричарда Серра.

2. «Поверхность», развивающаяся в системе координат х, y, z (то есть в трехмерном измерении). Эта тема сейчас очень популярна в архитектуре, примером могут служить работы Захи Хадид (ил. 11), Грега Лина (пластичные «поверхности»), а также Питера Айзенмана (полигональные «поверхности») (ил. 12).

Ил.11

Ил. 11. Центр Гейдара Алиева, Баку (архитектор – Заха Хадид)

Ил.12

Ил. 12. Проект здания Макс Ренхард-хаус в Берлине (архитектор – Питер Айзенман)

 

Архитектура «поверхности» пластична и скульптурна, многие исследователи отмечают интенсивное развитие архитектуры «поверхности» в последние годы (например, «цифровая архитектура»).

Еще один вид композиции – композиция «Структура». Структура есть «гомогенность», то есть повтор «ключевого» структурообразующего элемента в «глубину» (модуля) [3]. Сам по себе «структурный элемент» инертен и нейтрален, но при многократном повторении образует пространственный организм. Это очень древний вид композиции, примером может служить Стоунхендж (Великобритания). Это древнее культовое сооружение, где структурным элементом является дольмен, расположенный по кругу. Также яркими примерами являются: Аллея сфинксов в Египте, архитектура классицизма – система колоннад (ордер).

Виды структурных композиций:

– плоскостная структурная композиция (например, Институт арабского мира (Париж), архитектор – Жан Нувель) (ил. 13);

– объемная структурная композиция (например, Музей стульев фабрики «Витра» (ил. 14), архитекторы – Хердог и Пьер де Мерон);

– структурная композиция «поверхности» (например, здание городского вокзала Барселоны, небоскреб «Торе Агбар» (архитектор – Жан Нувель), (ил. 15)).

Ил.13

Ил. 13. Институт арабского мира в Париже (архитектор – Жан Нувель)

Ил.14

Ил. 14. Музей стульев фабрики «Витра»

Ил.15

Ил. 15. Небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне (архитектор – Жан Нувель)

 

Наиболее ярко и последовательно данный композиционный прием представлен в работах японского архитектора Рикена Ямамото.

Таким образом, все четыре вышеперечисленных вида композиции в той или иной мере используются при построении реального архитектурного сооружения.

Для активизации архитектурного мышления необходимо формировать представление об использовании формальной композиции в архитектуре, которая позволит абитуриентам понять и оценить архитектурные сооружения. Необходимым условием формирования архитектурного мышления является применение наглядного метода в образовательном процессе (использование иллюстративного материала).

 

 

Библиографический список

 

1. Богова И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. – М.: Агропромиздат, 1988. – 245 с.

2. Вильковский М. Социология архитектуры. – М.: Фонд «Русский авангард», 2010. – 592 с.

3. Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища: автореф. дис. – М., 2005. – 50 с.

 

 

MAIN KINDS OF COMPOSITION IN THE METHOD OF "ARTISTIC DESIGN"

 

Layer S.V., Senior Lecturer

Platunova I.A., M.A. Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The main types of compositions used in the method of "artistic design" are considered in the article. The classification of species of composition is described on the basis of the construction and organization of space. Examples of represented types of composition in architecture are given.

Keywords: сomposition, artistic design, architecture, architectural and spatial form.