Номер
Раздел
УДК 72:378

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Тугарская П.М., магистрантка

Государственный университет по землеустройству, Москва

Метленков Н.Ф., кандидат архитектуры, профессор

Московский архитектурный институт (государственная академия)

 

Аннотация. В статье рассматривается модель архитектурного образования в России как индустриального этапа развития, так и постиндустриального. Предпринята попытка детерминировать процесс формирования и становления современного архитектурного образования системой образования в стране и уровнем развития социума.

 

Ключевые слова: образование, архитектурное образование, модель образования, структура, архитектурная школа, образовательная программа, архитектура, общество.

 

 

Архитектурное образование – одна из древнейших сфер деятельности человека, история которого уходит корнями в древность, в начало становления профессии «архитектор» в Греции, Риме, Египте, Вавилоне, Индии, Китае и др. [3].

В начале пути становления архитектурного образования она носила характер трудового обучения. Профессиональный опыт передавался молодому подмастерью по ходу трудовой деятельности, в процессе проектирования и строительства архитектурных объектов. Профессия архитектора была закрытой: знания и умения передавались «из уст в уста» чаще всего по родственным линиям. Академическое же образование, то есть оторванное от практики, в том числе и архитектурное, зародилось в основном в XVII в. и существует и в наше время.

Сегодня мы находимся в кризисе, обусловленным в основном глобальным социально-экономическим кризисом. Соответственно и наша «…страна пребывает в потоке качественных социально-экономических, политических и культурных преобразований…» [1], в том числе в архитектуре и архитектурном образовании. Возможно, подписание Болонской декларации в 2003 г. стало стартом к поиску новой, постакадемической системы образования.

На территории России сегодня функционирует более 60 архитектурных школ. Организация и структуры их различны. Существует три специализированных архитектурных вуза: в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге, все остальные подразделения существуют в составе художественных и строительных университетов. Из них половина – это молодые школы. По вкладу в процесс поиска и создания современного архитектурного образования невозможно выделить лидеров. Молодые школы своей активной новационной деятельностью создают хорошие предпосылки для развития новых направлений в архитектурном образовании. Разумеется, «старые» школы обладают серьезным потенциалом. Главный вектор усилий в поиске и создании современного архитектурного образования – это создание в архитектурных школах благоприятных условий социально-экономических и профессиональных, чтобы каждая из них могла свободно самоопределяться, выстраивая свои неповторимые маршруты в профессиональной сфере [2].

Чтобы понять, почему в России современное архитектурное образование переживает не лучшие времена, стоит обратиться к системе образования индустриального общества. Образование индустриального общества можно охарактеризовать тремя критериями: «закрытое», «репродуктивное», «управляемое» [4]. «Закрытое» образование является таковым из-за приверженности «монотипной» модели, закрепленной государственными стандартами, от которых нельзя отклоняться. «Репродуктивное» образование, преследует цель освоения определенных знаний и умений, где главными дидактическими инструментами становятся методические средства, наполненные специфическими наборами «образцов». «Управляемое» образование – это, по сути, контролируемое образование извне. Как правило, государственными структурами по определенной нормативной модели, которая не только не способна обеспечивать образованию необходимое развитие, но и стажирует его.

В индустриальном обществе образование организовывается как процесс подготовки специалистов по определенной, согласованной и утвержденной модели для выполнения заведомо известных функциональных ролей. Характеризуется эта модель принципом «учитель обучает ученика», то есть формирует специалиста по определенному стандарту профессионализма. Ученик реализуется как будущий специалист под заранее обозначенные для него рамки, сформированные указаниями и установками извне, прежде всего требованиями производства. Все строго регламентировано. Соответственно, творческая личность вовлечена в условия стандартизации и нивелируется.

Однако с течением времени стало осознаваться, что подобная модель, по сути, устарела. И альтернатива ей начинает складываться только сейчас – как образование постиндустриального общества.

Образование постиндустриального общества можно охарактеризовать с точки зрения трех критериев – «открытое», «креативное», «самоуправляемое» [4]. «Открытое» образование является образованием, доступным всем желающим. «Креативное» образование является образованием творческих личностей. «Самоуправляемое» образование представляет собой процесс, который субъект сам планирует и составляет.

Образование постиндустриального общества организуется не как процесс «подготовки» специалистов на заранее сформированные функциональные роли, а как процесс развития творческих способностей и креативного потенциала граждан, как образование творческих личностей, имеющих возможности создавать и реализовывать свои индивидуальные профессиональные траектории [5]. Этой модели присуща характерная черта – самообразование, которое становится здесь главным средством образования: самоопределения и саморазвития.

Кроме того, в актуальной динамике, в процессе совершенствования, должны находиться состав и содержание учебных дисциплин, сеть архитектурных учебных заведений, образовательные программы, в которых должна быть учтена возможность построения личностных траекторий учащимися. И должны ежегодно вноситься корректировки в стандарты, так как они не успевают за стремительным развитием технологий и социального опыта. То есть необходимо формировать такой механизм совершенствования форм и содержания образования, который регулировался бы самими субъектами образования, архитектурными организациями, академическим сообществом и творческими союзами.

Разумеется, процесс формирования и становления новой структуры архитектурного образования вопрос долговременный. Пока что, в соответствии с Болонской декларацией, мы разработали и внедрили лишь «уровневость» образования. Попытки внедрения «элективности» в учебный процесс даются нам с большим трудом. В значительной мере сохраняющаяся направленность на поиск и создание современной постиндустриальной модели архитектурного образования со временем дадут желаемую результативность. Однако под влиянием исторического контекста в нашей стране эти пункты все же обретут свою интерпретацию в последующем развитии.

 

 

Библиографический список

 

1. Архитектурное образование: проблемы развития: монография / А.П. Кудрявцев [и др.]. – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2009. – С. 152.

2. Баженова Е.С. Проблемы современного архитектурного образования [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. – 2011. – №2 (46). – АО: Аккредитация в образовании, 2011. – URL: http://www.akvobr.ru/problemy_sovremennogo_arhitekturnogo_obrazovania.html, свободный. – Загл. c экрана.

3. Каиров А.И., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. – М.: «Советская Энциклопедия», 1964. – Т. 1. – С. 236.

4. Метленков Н.Ф. Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования // Ценности и смыслы. – 2014. – №2 (30). – С. 108–118.

5. Нефёдов В.А. Как вписать российское зодчество в международный формат [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. – 2011. – №6 (50). – АО: Аккредитация в образовании, 2011. – URL: http://www.akvobr.ru/rossiiskoe_zodchestvo_v_mezhdunarodnom_formate.html, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

PROBLEMS OF RUSSIAN ARCHITECTURAL EDUCATION OF THE XXI CENTURY

 

Tugarskaya P.M., MA Student

State University of Land Management

Metlenkov N.F., Candidate of Architecture, Professor,

Moscow Institute OF Architecture (State Academy)

 

Abstract. The article is about the model of architectural education in Russia both the industrial stage of development and the postindustrial stage. An attempt to determine the process of formation and development of the modern architectural education, the system of education in the country and the level of development of the society.

Keywords: education, architectural education, education model, structure, architecture school, an educational program, architecture, society.