Номер
УДК 7.03

АРХИТЕКТУРНЫЕ КАПРИЧЧИО В ТВОРЧЕСТВЕ К. ЛАУБИНА

Иванов А.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья посвящена анализу творчества художника К. Лаубина как современного развития традиций архитектурного каприччио.

 

Ключевые слова: архитектурные каприччио, современное изобразительное искусство.

 

 

Архитектурные каприччио как разновидность фантазий в станковой живописи и графике были хорошо известны в XVII–XVIII вв., в период наибольшей востребованности этого вида пейзажа. Среди современных художников есть живописцы, которые используют этот термин для обозначения своих произведений, что предполагает преемственность от мастеров прошлого. Ярким примером является творчество английского художника Карла Лаубина, представленное на 20 персональных выставках, опубликованное в посвященной ему монографии [4].

Термин «каприччио» (итал. – «каприз») в изобразительном искусстве используется с XVII в. «Capricci di varie figure» (итал. Каприччио различных форм, 1617) назвал Ж. Калло свою первую серию из 48 офортов. Эти работы, включавшие острохарактерные сцены (от городских пейзажей до типажей крестьян, бандитов, аристократов), объединяла не столько общая тема, сколько возможность продемонстрировать фантазию художника и его достижения в технике гравирования. «Vari capricci» (итал. Разнообразные причуды, 1742) назвал Дж. Тьеполо свою серию гравюр, где на фоне руин изображались различные персонажи. Иной по настроению является «Los Caprichos» – знаменитая серия офортов Фр. Гойи, являющих мрачные аллегории через гротескные типажи современной художнику жизни Испании. Таким образом, термин «каприччио» может означать любую тему, связанную с результатом свободной фантазии автора, но чаще всего в искусствоведении «используется для описания городских пейзажей, популярных в XVIII в., где реальные здания соседствуют с вымышленными или на самом деле находящимися совсем в других местах» [1, с. 240].

Архитектурные каприччио наиболее ярко представлены в творчестве итальянских живописцев и графиков XVII–XVIII вв., начиная от В. Кодацци и А. Салуччи и далее, упомянем только наиболее известных, Дж.П. Панини и А. Каналетто, Дж. Пиранези и Фр. Гварди. Это связано как с большим количеством памятников античной архитектуры, вдохновляющих художников, так и с Гран туром, просветительской поездкой, популярной среди европейских аристократов и буржуазии в XVIII в. и создающей процветающий арт-рынок. Отметим, что каприччио развивались параллельно с ведутой, топографически точным изображением вида, и большинство мастеров были виртуозами в обеих разновидностях пейзажа. Европейские войны второй половины XVIII в. значительно сократили спрос на архитектурные каприччио, среди произведений этой разновидности пейзажа XIX в. можно отметить работы англичан: графику известного архитектора Ч.Р. Коккерелла и ряд живописных архитектурных фантазий на тему античности Дж. М. Ганди, работавшего помощником у Дж. Соуна.

Наш современник Карл Лаубин родился в 1947 г. в Нью-Йорке, после получения в 1973 г. степени бакалавра архитектуры Корнельского университета (США) переехал в Лондон и начал выполнять визуализации для архитектурных фирм. С 1986 г., после выполнения серии работ в технике масляной живописи для проекта реконструкции здания Королевской оперы, работает только как художник. Среди его произведений городские и природные пейзажи, портреты, но прежде всего он известен пейзажами-каприччио на различные темы [2].

Сначала это был ряд заказных холстов, изображающих французские шато для выставки в Центре Помпиду (1987 г., Париж), о регионе Бордо как центре виноделия. Первый из серии холст (100×150 см) включал изображение около 40 зданий, расположенных на холме в пять рядов в соответствии с классификацией виноградников. Остальные холсты, собирая материал для которых Лаубин объездил весь регион, были написаны по сходной схеме.

В этот же период были выполнены холсты и графические листы для концептуального проекта «Атлантида на острове Тенерифе» (1987 г.) известного архитектора, представителя посмодернистского неоклассицизма Лео Крира [3]. Для визуализации образа поселения художников, ученых и философов, сходного с городами Древней Греции, был выбран вид на главную улицу, поднимающуюся к вершине холма («Атлантида», 110×96 см), и вид на поселение через холмы с виноградниками («Атлантида на восходе», 96×110 см).

Опробовав в этот период определенные композиционные приемы, последующие работы К. Лаубин посвятил творчеству знаменитых архитекторов: А. Палладио, К. Рена, Дж. Ванбру, Н. Хоуксмура, К.-Н. Леду, Ч. Кокерелла, Эд. Лаченса, Л. фон Кленце. Дж. Нэша и др. Для этого он использовал три основных композиционных мотива: 1) фасады зданий располагаются фронтально один за другим, как на известном рисунке Ч. Кокерелла, например «Квадратная миля» (1997 г., 182×305 см) – об архитектуре центра Лондона, или ярусами на холме: «От Алмерики до Зено» (1992 г., 122×183 см) – о проектах и постройках Палладио; 2) здания изображаются в перспективе на холмах, разделенных водным зеркалом, например «Пространство Ванбру» (2011 г., 122×198 см); 3) модели построек, их фрагменты и скульптурный декор, листы с планами, перспективы в рамах изображаются в интерьере мастерской в духе П. Панини или Дж. Ганди, например «Каприччио замка Говард» (1996 г., 122×183 см). За счет глубины пространства и создаваемой линейной и воздушной перспективы удается организовать в композиционное целое значительное количество архитектурных объектов. Так, для работы, посвященной творчеству Дж. Нэша, автор использовал около 260 построек и проектов этого архитектора. Большинство панорам К. Лаубина безлюдны и близки по колориту, создаваемому мягким рассеянным освещением летнего дня.

Концептуально отличается «Verismo» (2007 г.) и другие холсты этого проекта [2]. В нем автор повторил композицию знаменитой работы XV в. из Урбино «Идеальный город», а также представил три камерных с угловой перспективой вида улиц, выходящих на главную площадь этого воображаемого города, но наполнил их современным стаффажем, дорожными работами и силуэтами лондонских зданий на горизонте. По замыслу автора, создаваемый контраст должен был подчеркивать дисгармонию сегодняшней городской жизни. Но точно переданный образ воображаемого архитектурного ансамбля и возвышенное отношение к нему автора, отразившееся в композиции холстов, создает оптимистическое впечатление.

В заключение можно отметить, что биография К. Лаубина, начавшего свою профессиональную деятельность художника после тринадцатилетнего опыта визуализации в архитектурном проектировании, во многом определила как его композиционные приемы, отчасти наследуемые у архитекторов-художников Ч. Кокерелла, Дж. Ганди, так и выбор его сюжетов и заказчиков. В то же время его настойчивый поиск идеалов архитектуры и архитектурного пейзажа в наследии прошлого, дополненный размерами его холстов и тщательностью их исполнения, позволяет считать его творчество самостоятельным художественным явлением.

 

 

Библиографический список

 

1. Путеводитель по искусству / под ред. Я. Чилверса; пер. с англ. – М.: Радуга, 2004. – 686 с.

2. Carl Laubin [Электронный ресурс]. – URL: http://www.carllaubin.com/.

3. Krier L. Аrchitecture: Choice Or Fate. Papadakis Publ., 1998. – 205 p.

4. Taylor J., Watkin D. Carl Laubin: Paintings: The Poetry of Art and Architecture. London: Plus One Galleries Publ., 2007. – 240 p.

 

 

ARCTETURAL CAPRICCIO IN THE CREATIVITY OF C. LAUBIN

 

Ivanov A.O., Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of the creativity of the artist C. Laubin as a modern development of the traditions of architectural capriccio.

Keywords: architectural capriccio, contemporary fine arts.